Мастерство Гончарова

Читая книги, мы не всегда обращаем внимание на техническую сторону произведения, но при этом нам не составит труда определить, какая книга является великим трудом писателя, а какую лучше спрятать от глаз людских. Наверное, каждый человек, который прочел роман Гончарова «Обломов», согласится, что это великий труд писателя. Но что делает обычный роман, «великим трудом»? И в чем заключается мастерство Гончарова, благодаря которому он смог написать ТАКОЕ произведение?  

Инструменты, которыми орудует Гончаров,являются: внимание к деталям, особенные пейзажи, уникальный юмор и грамотное построение портретов персонажей. Каждый элемент важен при создании романа, но, на мой взгляд, наиболее значимым в произведении являются герои. Именно на них держится всё произведение, и от того, насколько качественно писатель создаст образ героя, зависит успех работы. Поэтому, я хочу остановиться на мастерстве гончаровского портрета.

Главным персонажем в романе «Обломов», как не удивительно является Обломов. В самом начале романа мы находим Обломова лежащим на диване.Илья Ильич сначала может показаться человеком абсолютно апатичным и ленивым, но это впечатление ошибочно. Если поверхностно смотреть на произведение Гончарова такое чувство может остаться и до конца романа, но внимательный читатель поймет, что Обломов это не пустая валяющееся на диване бочка, а глубоко мыслящий человек, с богатым внутренним миров. Его бездействие это не просто лень, а реакция на несовершенство мира. Обломов подвергает сомнению правильность пути, по которому все говорят ему пойти, он пытается найти смысл в действиях. Не находя смысл он остается в бездействии. Обломов не апатичен, Обломов способен любить, и под действием этого светлого чувства он готов встать с дивана и начать что-то делать. Это ещё раз доказывает, что Илья Ильич бездействует только от того, что не видит смысла в действии, а найдя смысл он готов преодолеть себя. Когда он полюбил Ольгу он стал красиво одеваться, читать и вставать с дивана. А как цель, добиться любви Ольги, была достигнута, Обломов опять впал в байбачество. Но даже, когда обломов с виду бездействует, он находится в постоянном режиме работы, только работа эта происходит не в нашем мире а во вселенной обломовской мысли. Внутри его головы постоянно происходит вулканическая работа. Ещё очень важным является то, что Обломов, как и любой другой нормальный человек, способен меняться. В начале произведения Илья Ильич мягкий и нерешительный, он со всеми соглашается и никому не может дать отпор. Например, когда Тарантьев в начале романа обзывает друга Обломова, и совершает различные махинации с имуществом Ильи Ильича, Обломов только молчит. А в конце романа Обломов смог поставить Тарантьева на место и защитить себя. Обломов очень сложный и полноценный персонаж, проработанный до мелочей.

Вторым по важности в произведении является Штольц. Штольц уже показан менее подробно. При первом появлении Штольцпредставлен, как активный человек, который постоянно находится в движении. Сразу становится понятно Обломов и Штольц антиподы. Штольцпостоянно хочет куда-то идти, с кем-то говорить, что то делать. И за этим беспрерывным действием скрывается его скудный внутренний мир, он восполняет мыслительную работу работой физической. «Штольц–это машина, методически работающая.» - так писал про Штольца В.И. Кулешов. Штольц машина, а машине некогда мечтать.

Также важную роль в романе играют два женских образа, две противоположности Ольга и Агафья.

 

Ольги в романе представлена, как девушка с великолепной внешностью и чудесным голосом.  Нам показывают Ольгу как особу с сильным характером, но абсолютно девушку, которая любит книги и театр.

Агафья похожа на Штольцав своей трудолюбивости, но её трудолюбивость сконцентрирована на быт. Она постоянно что - то делает по дому, вся её жизнь это уход за домом и контроль всех дел в быту. Даже любовь она проявляет исключительно через бытовые вещи, такие как уборка, создание уюта, готовка пищи.

Каждый из героев второго плана играет свою роль и не уходит далеко от неё.Эти герои нужны только для раскрытия образа Обломова. Штольц является нарушителем покоя Обломова, он строит мостик между Обломовым и Ольгой. Ольга нужна для того, чтобы показать многогранность образа Обломова. А Агафья нужна для введения Обломова в его естественное состояние и отправления его на бесконечный покой.

Обломов это полностью раскрытый персонаж, остальные лишь инструменты раскрытия образа Обломова. «Обломов – единственный настоящий человек в романе, единственный, чье существование не исчерпывается принятой на себя ролью» так писал про Обломова П.Л. Вайль, А.А. Генис. Обломов будто обычный человек, которого бросили на сцену, где все остальные актеры.

Гончаров раскрывает персонаж, тогда, когда ему это надо. Обломов является изгоем в мире деятельности. Но его бездеятельность скрывает настоящего человека, он не робот он не движется так, как его запрограммировали, он подвергает сомнению происходящее. Он человек, он мыслит. Остальные же герои лишь декорация, в спектакле жизни Обломова. В такой тщательной работе над образом Обломова и противопоставленииИльи Ильича с полупустыми персонажами второго плана, и заключается мастерство Гончарова в создании образов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: