Культура как фрактальная система. Артефакт, производитель и потребитель и их взаимодействие. Свойства системы «культура»

 

Теоретические и практические исследования фрактальности культуры и социума обязаны своим происхождением концепции фрактальной геометрии, разработанной франко-американским математиком Бенуа Мандельбротом в последней четверти ХХ века. Главным результатом своих трудов ученый считал «возвращение глаголу «видеть» его исконного смысла, порядком подзабытого как в общепринятом употреблении, так и в лексике «твердой» (количественной) науки: видеть — значит, воспринимать глазами (курсив автора)».

Фрактальная оптика видения извлекает из старого хаоса форм новый порядок, создавая и новую образность, и новые правила смыслопорождения.

Фрактальное моделирование выступает как средство визуализации и описания разнообразных систем и процессов, характеризующихся сложностью, нелинейностью и динамическим хаосом, — от турбулентности воздушных потоков до социальных взаимодействий, от человеческого мышления до городской застройки, от колебаний цен на фондовых рынках до демографических тенденций.

Термин «фрактал» (от латинского «фрагментированный», «изломанный», «неправильный по форме») был предложен Б. Мандельбротом и в самом общем виде, за рамками специальных математических дефиниций, был определен им как «структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому». Иными словами, фрактал — это самоподобная структура; структура, содержащая на нисходящих уровнях (бес)конечно воспроизводящиеся паттерны, которые в той или иной степени повторяют характерные особенности целого (узоры, структурные связи, конструкции, образы, идеи и т.п.). Любой самоподобный фрагмент фрактальной конструкции репрезентирует целое, «разворачивая» из себя весь комплекс значений и форм, присущих собственно фракталу как некой целостности.

Культурные фракталы используются при анализе социокультурных феноменов и артефактов. Вот как определяет культурный фрактал в соотнесении с городской средой П. Даунтон (PaulDownton), австралийский ученый, специалист в области экологии архитектуры и био-урабнистического дизайна: «Культурный фрактал содержит конфигурации всех существенных характеристик его культуры. Города репрезентируют все направления культурной деятельности, которые их создают, и являются наиболее полным выражением общества, включая его отношения между сельским и городским, технологическим и природным. Город представляет собой самую полную фрактальную демонстрацию цивилизации как большего целого.».

Термин ‘культурный фрактал’ не до конца отражает суть фрактальности, присущей тем или иным материальным и нематериальным артефактам в контексте некоторой культурной системы. Например, геометрическая фрактальность какого-либо объекта культуры, например, здания, останется исключительно геометрической, если за повторяющимися пространственными паттернами не будет стоять некоторый символический, собственно культурный смысл. Так, скажем, старинный замок CasteldelMonte (1250) на юге Италии, имеющий в плане несколько уровней восьмиугольных паттернов, или современный дом Палмера (арх. Ф. Л. Райт) с семью уровнями треугольных конфигураций8 хотя и представляют собой культурные артефакты, памятники истории и культуры, но их фрактальная структура описывается исключительно в терминах геометрической фрактальности, никакого специфически культурного содержания многократно воспроизведенные в них геометрические фигуры не имеют. Культурными здесь являются объекты, а не фрактальные паттерны.

Организационная культура является сложным, целостным образованием, к изучению которого нельзя подходить с позиции жесткого детерминизма и линейности. И это закономерно, учитывая, что носителем культуры является человек, обладающий свободой выбора. Ограниченность трендов развития организационной культуры и ее предопределенность, обусловленная тесной взаимосвязью с национальной культурой в сочетании с нелинейностью и многовариантностью данного организационного феномена свидетельствуют о его фрактальной природе.

Фрактальная структура (глобальная культура человечества) - это некоторое сложное соционормативное целое, имплицитно содержащее в себе все возможные траектории развития составляющих ее фракталов, их проявлений и базовых доминант. Глобальная культура, таким образом, выступает в качестве глобального тезауруса, который обладает всеми возможными смыслами, сценариями поведения и предикатами составляющих ее культурных фракталов. Культура предстает как система, обладающая внутренним единством, целостностью, несмотря на внешнюю мозаичность.

В границах фрактальной структуры целесообразно выделить:

- фрактал национальной культуры (ФНК) – явление соционормативного порядка, обеспечивающее координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках конкретной популяции, которое предохраняет ее от распада и способствует адаптации членов популяции к внешним и внутренним условиям. При этом в нашей модели границы национальной культуры определяются границами государств.

- фрактал региональной культуры (ФРК), то есть культуры обособленной популяции в рамках национальной культуры, которая имеет характерные специфические черты, влияющие на характер поведения индивидов.

- фрактал индивидуальной культуры отдельной личности (ФКЛ) - субъективная полифоничная выборка содержательных элементов тех фракталов, членом которого является индивид, обладающая многообразием и глубиной проявления.

- фрактал организационной культуры (ФОК) – культура отдельной бизнес-единицы, как синергетической совокупности уникальных индивидуальных культур, формируемой в процессе общей целеориентированной профессиональной деятельности.

Каждый из фракталов включает в себя совокупность сегментов. Например, фрактал национальной культуры (ФНК) состоит из национальной культуры 1(НК1), национальной культуры 2(НК2), национальной культуры 3 (НК3), национальной культуры 4 (НК4) и т.д. Подобная же структура наблюдается и в фракталах региональной, организационной культуры и культуры отдельного индивида.

 

Система «культура».

в XVII 17 столетии английский философ Джонн Локк (1632-1704), разработавший эмпирическую теорию познания в “Опыте о человеческом разумении” (1690, рус. перевод 1898), дал ориентиры для представления о системе “культура”. Треугольник Локка имеет своими вершинами природу, технику, семиотику. Культура у Локка - синоним общества.

Семиотикаприрода техника.

Природа, очеловеченная трудом ради какой-то цели - та природа, с которой человек вступает в отношения, в своеобразный диалог. Техника у Локка (от греч. techne - искусство, мастерство) - не обязательно машины или орудия какой-то отрасли производства, но техника в общем смысле - накопленные человечеством в процессе развития умения и навыки. Семиотика - знаковая система, обозначающая смысл этой деятельности. В таком описании так называемый треугольник Локка не только общество но и культура определяемые как память. Общество существует, пока оно осмысленно, пока оно не потеряло вязи с природой и продолжает твориться, пока оно сохраняет память. Утратившие память цивилизации, сколь бы ни был в свое время высок их технический уровень, мертвы. Треугольник Локка - являет самое общее представление о культуре. В нем не выделено деление культуру на материальную и духовную.

 

Система (sỹstema (греч.) - целое, составленное из частей, соединение), совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. Основная особенность системы состоит в том, что сумма ее свойств больше суммы свойств, составляющих ее частей. Разработка теории систем связана с именем Берталанфи. Сегодня ею занимаются многие ученые.

Система «культура» - это совокупность элементов «производитель - артефакт - потребитель», которая обеспечивает целостность структуры. В случае признания потребителем артефакта, последний становится произведением культуры; производитель артефакта - автором, а потребитель -не только заказчиком, знатоком, экспертом, но и хранителем культурного наследия.

Нарушение связей в цепи элементов приводит к качественному изменению системы. Ее важным свойством считается способность к коммуникации, созданию прямых - обратных связей, диалогу.

В этой системе культуры главной структурной единицей является артефакт (от лат. arte - искусственно, factum - сделанный) - результат исследования/деятельности человека, искусственно созданный носитель социально-значимой информации. Развивая понимание этого понятия, современный исследователь Флиер, А. Я. утверждает, что артефакт - это «особый тип культурных форм, называемых авторскими произведениями (художественного, философского, научного и иного творческого характера)». Он приходит к выводу, что «интепретативныйартефакт и есть основная форма существования культурных феноменов» [5, с. 148-149]. Артефакт - это искусственно созданные образцы культуры в материальной, духовной сферах, в области человеческих отношений.

Артефакт может быть представлен литературным (роман Л.Н. Толстого), музыкальным произведением (опера М.И. Глинки), компьютерной программой (software), акцией (концерт на больших открытых площадках), перфор-мансом (церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи, 2014 г.), информационным сообщением, оценочным суждением и т.д.

 

Для определения истоков системного подхода в культуре обратимся к Гегелю. Гегель переосмысливает понятие культуры, вводя в него принцип прямых и обратных связей. Без этого принципа невозможно представить себе культурную коммуникацию. По определению Гегеля искусство «распадается на произведение, имеющее характер внешнего, обыденного наличного бытия – на субъект, его продуцирующий, и на субъект, его созерцающий и перед ним преклоняющийся. При этом произведение может быть не только произведением искусства, но и результатом любой деятельности человека: сельскохозяйственной мотыгой или сложной компьютерной программой. Модель системы Гегеля мы представим так:

В нашем случае существенно то, что Гегель в своей триаде называет первым, т.е. главным – произведение. Именно через него осуществляется связь между творцом и потребителем. Произведение рассматривается или не рассматривается потребителем как предмет «восхищения» и в зависимости от этого будет или Субъект, продуцирующий произведение Субъект, созерцающий произведение. Если произвести подстановку, обозначив вместо одного произведения бесконечный ряд предметов культуры, то и ряды производителей и потребителей тоже уйдут в бесконечность. Гегелевское определение системы «искусство» отвечает на вопрос; что является произведением искусства.

8.В мысли Гегеля значим и другой оттенок. Культуре прису-ще свойство, отвечающее ее внутренней природе, способность к коммуникации. В культуре и в коммуникации заложена возмож-ность бесконечного расширения, диалога, прямых и обратных связей. Модель системы Гегеля мы применительно к системе «культура» выглядит следующим образом:

Присутствие артефакта позволяет говорить о том, что куль-тура есть преобразование человеком природы с целью проявитъ себя в статусе человека, творца. С развитием цивилизации коли-чество артефактов растет в геометрической прогрессии, заполняя культурный мир. С увеличением количества связано и усложне-ние артефактов. Артефакты то входят в систему «культура», то выходят из нее и спустя время опять возвращаются. Именно, бла-годаря артефакту система «культура» становится центрированной системой. Через артефакт осуществляется коммуникация в сис-теме «культура».

При создании артефакта производитель опирается на тради-цию. Никакой создатель культурных ценностей не начинает дея-тельность с «чистого листа». Традиция влияет на производителя, также как и на потребителя, сверяющего свои представления о культурной ценности продукта с известными ее качествами; на-дежность, полезность, красота. Свой артефакт производитель создает в определенной реальности, которая и определяет «спрос» на артефакт. С учетом традиции и реальности система «культура» будет выглядеть следующим образом:

Все элементы системы «культура» соединены прямыми и обратными связями. Все они являются сложными системами.

Корреляции в системе «культура». В цепи элементов «производитель - артефакт - потребитель» есть два отношения: (1) «производитель - артефакт» и (2) «артефакт - потребитель», имеющих общий для них основу это «артефакт»: Отношение «производитель - артефакт» зафиксировано в артефакте, а потому константно. Отношение «артефакт - потре-битель» подвержено изменениям в силу неоднородности потре-бителей и разнообразия условий потребления артефакта. Эти два отношения связаны между собой корреляцией. Первое отношение - «производитель - артефакт» константно в силу единичности акта творения: оно может лишь отклоняться от первоначального вида по мере износа артефакта, но утрачива-ет его лишь в случае сильной деформации или порчи артефакта. Второе отношение - «артефакт - потребитель», напротив, измен-чиво в силу неоднородности состава потребителей (в пространст-ве) и его непостоянства (во времени), обусловленного сменой по-колений потребителей. Однако влияние на отношение «артефакт - потребитель» этих поддающихся прогнозированию факторов сочетается с влиянием многих случайных факторов. К последним можно отнести, например, возможности реализации артефакта, платежеспособность потребителя, изменения моды, социальные катаклизмы, войну, землетрясения и т.п.

Корреляция - статистическая зависимость. В отличие от функциональной зависимости, которая является частным случаем корреляции, корреляция возникает тогда, когда зависимость од-ногосвойства от другого осложняется наличием случайных фак-торов. Зависимость отношения «произведение - потребитель» от отношения «автор - произведение» осложнена действием случай-ных факторов, что позволяет говорить о присутствии здесь веро-ятностной или статистической зависимости. Корреляция может быть более или менее тесной. Применительно к системе «культу-ра» это означает ясно выраженную зависимость отношения «про-изведение - потребитель» от "отношения «автор - произведение». Число, показывающее степень тесноты корреляции, называется коэффициентом корреляции. В целевых системах коэффициент корреляции стремится к единице. Производство человеком про-дуктов, предназначенных для потребления людьми, - целевая система, в которой интересы производителя могут не совпадать с интересами Потребителя. Из этого следует, что существует не однозначное соответст-вие отношений, а лишь тенденция к такому соответствию, и что проявляться она будет тем явственнее, чем шире - в пространстве и во времени – окажется круг потребителей артефакта. Иначе го-воря, если производитель создал высококачественный артефакт, то у этого артефакта больше шансов получить признание потре-бителя, чему низкокачественного, и в то же время у высококаче-ственного артефакта меньше шансов оказаться непризнанным, чем у низкокачественного. При этом решающую роль играет время, поэтому испытание временем является экзаменом, кото-рый приходится выдерживать претендующим на ценность арте-фактам.

 

Основные характеристики системы «культура». Сумма свойств системы «культура» больше суммы свойств, составляю-щих ее частей (за счет прямых и обратных связей) Переменные элементы в системе «культура»:

Реальность. (Реальность- момент абсолютного бытия, ме-няющаяся в разной этнической среде, в каждый исторический период). 2. Традиции. (Традиции менее изменчивы, поскольку основное свойство традиции – не дать распасться системе.) 3. Потребитель. (С изменением потребностей и вкусов потре-бителя меняется традиция. Меняется реальность. Меняется про-дукт. Меняется производитель.)

Система культура – открытая, неустойчивая, нестабильная система. В открытой системе есть возможность стабилизации и самоорганизации. В процессе функционирования культура спо-собна сама менять свою структуру. Способность эта проистекает в связи с открытостью системы и наличием в ней прямых и об-ратных связей. Однако, самоорганизация, в свою очередь, изме-няет роль и смысл связей. При доминировании прямых связей ус-танавливается неэффективная система запретов. Преобладание обратных связей приводит к раскачиванию системы и в пределе к установлению хаоса.

Флуктуации и бифуркации в системе культура.Колеба-ния, флуктуации в системе «культура» происходят в результате случайных отклонений мгновенного значения величин от их средних значений. Флуктуация осуществляется под воздействием реальности и до определенного времени не разрушает систему. Но флуктуации могут привести к ветвлению путей эволюции системы, к бифуркации и появлению кризиса. Один и тот же артефакт может порождать бифуркацию, рез-ко расходящиеся по отношению к добру и злу ветви развития системы. Примером может служить создание синтезированных (дешевых) наркотиков, которые стали и великим добром (в меди-цине), и величайшем злом (наркомания) для человека.

Флуктуация - это не простые колебания, а целый комплекс различных явлений: смежность, диффузность и речевой синкретизм, размытость значений слова и их оттенков как в системе языка (что отражено в словарях), так и в речи/текстах, развитие широкозначности. Все это может сопровождаться колебаниями в правописании и произношении.

Например, Для guy характерна более ограниченная колебательность, если можно так выразиться: развившееся из имени собственного Guy, это слово прошло долгий путь от обозначения артефактов к названию человека (сначала только мужчины, а впоследствии мужчины и женщины) и обратно к названию плодов человеческого труда (иных, чем на более ранних этапах существования слова) и предметов, так или иначе связанных с человеком. В английском языке как имя собственное Guy, так и имя нарицательное guy - это слова с гипотетической этимологией, то есть существует несколько версий их происхождения, ни одна из которых не подкреплена бесспорными доказательствами.

По одной из версий, имя собственное Guy восходит к славянскому богу Svanto-Vid, ритуал поклонения которому сопровождался безумными плясками. С приходом христианства он превратился в SanctusVitus, а Vitus позднее преобразовался в итальянском языке в Guido, а во французском и английском языках - в Guy.

Как же отразились эти события на языке? Во-первых, в него вошли новые выражения-реалии GuyFawkesNight, BonfireNight, a pennyfortheguy.

Во-вторых, появилось имя нарицательное guy. В 1806 году чучела, символизировавшие Гая Фокса, стали называть словом guy. Здесь произошел метонимический перенос имени с одного предмета (конкретного человека) на другой (чучело, символизирующее этого человека): Guy [Fawkes] ^ guy «aneffigyofGuyFawkes».

 

 

В качестве примера И. Пригожин приводит ситуацию в России накануне октябрьского переворота. Конец царского режима мог принять различные формы. Ветвь, по которой пошло развитие, была результатом действия множества факторов, таких как отсутствие дальновидности у царя, непопулярность его жены, слабость Керенского, насилие Ленина. Именно эти «флуктуации» обусловили в итоге разрастание кризиса и все последующие события. Можно привести и другие исторические примеры. Распад Советского Союза мог совершиться по разным сценариям. В августе 1991 г. Белый дом в Москве мог быть взят штурмом. На киевском майдане 2004 г. события могли принять иной, далеко не мирный оборот.

Одно и то же событие может порождать бифуркацию, резко расходящиеся по отношению к добру и злу ветви развития системы. же самое можно сказать и об относительно дешевом, а потому доступном для многих стран оружии, которое удерживало от развязывания мировой войны и принесло беды человечеству: хаос и смерть на микроуровне развязывания локального терроризма при стабилизации порядка на макроуровне. И. Пригожин убежден, что мы приближаемся к точке бифуркации, которая связана с прогрессом в развитии информационных технологий и взаимодействии разных наук.

Примерами бифуркации в различных системах могут служить следующие: бифуркация рек - разделение русла реки и её долины на две ветви, которые в дальнейшем не сливаются и впадают в различные бассейны; в медицине - разделение трубчатого органа (сосуда или бронха) на 2 ветви одинакового калибра, отходящие в стороны под одинаковыми углами; механическая бифуркация - приобретение нового качества в движениях динамической системы при малом изменении её параметров; в системе образования - разделение старших классов учебного заведения на два отделения; бифуркация времени-пространства (в научной фантастике) - разделение времени на несколько потоков, в каждом из которых происходят свои события. В параллельном времени-пространстве у героев бывают разные жизни.

Пример

Происхождение слова демократия. Демокра́тия. Заимствованное из французского это слово восходит к греческому demokratia, где было образовано сложением demos — «народ» и kratos — «власть»: буквально — «власть народа».

в Древней Греции свободные граждане, имеющие рабов"

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть.

Наро́д

Слово “власть” (“властвовать”) заимствовано из церковнославянского. Оно происходит от слова “волость”, имевшее значения “область, территория, государство, власть”. Старославянское “власть” (болг. “власт”, сербохорват. “власт”, словенский last означало “владение”, “собственность”, чешское “vlast” и словацкое “vlast” – “родину”, польское “wlosc”, латышское “valsts”, литовское “valscious” – “волость”.. От основы «род»: все люди, которые народились, — люди одного племени.

 

Тер­мин «Демократия» ис­поль­зу­ет­ся так­же для обо­зна­че­ния со­от­вет­ст­вую­щих прин­ци­пов уст­рой­ст­ва, функ­цио­ни­ро­ва­ния ор­га­ни­за­ций и ин­сти­ту­тов (внут­ри­пар­тий­ная демократия, про­из­вод­ст­вен­ная демократия и другая), а так­же те­че­ний со­ци­аль­но-по­ли­тической мыс­ли и об­щественных дви­же­ний, ори­ен­ти­рую­щих­ся на де­мо­кра­тические идеа­лы и их во­пло­ще­ние в об­щественной прак­ти­ке.

В средние века формы непосредственной демократии были у викингов, в швейцарских кантонах, в ряде городов Северной Италии, в Новгороде и Пскове, где важнейшие вопросы государственной жизни решались на народных собраниях. Однако непосредственная демократия могла функционировать лишь в сравнительно небольших общностях, поскольку народные собрания свободных граждан не могут охватывать большие территории и целые страны.

в Но­вое вре­мя из­ме­ни­ли ус­ло­вия по­яв­ле­ния и воз­мож­но­сти су­ще­ст­во­ва­ния демократии, сти­му­ли­ро­вав воз­ник­но­ве­ние пред­ста­ви­тель­ной демократии, в ко­то­рой на­род осу­ще­ст­в­ля­ет власть опо­сре­до­ван­но - че­рез сво­их пред­ста­ви­те­лей в ор­га­нах го­су­дар­ст­ва. Со­от­вет­ст­вен­но главными ин­сти­ту­та­ми демократии ста­но­вят­ся вы­бо­ры и пар­ла­мент. В ря­де ев­ропейских стран (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ни­дер­лан­ды, Фран­ция) поя­ви­лись пред­ста­ви­тель­ные ин­сти­ту­ты (пар­ла­мент, ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния), ко­то­рые поз­днее ста­нут ос­но­вой пред­ста­ви­тель­ной демократии. Но эле­мен­ты де­мо­кра­тических форм прав­ле­ния это­го пе­рио­да про­яв­ля­лись толь­ко в жиз­ни дво­рян­ско­го со­сло­вия и хри­сти­ан­ских ор­де­нов (например, там­плие­ров, гос­пи­таль­е­ров, Тев­тон­ско­го ор­де­на), другие со­сло­вия бы­ли бес­прав­ны­ми. Вплоть до XIX века де­мо­кра­тическая прак­ти­ка име­ла эпи­зо­дический и ло­каль­ный ха­рак­тер; в Ев­ро­пе и во всём ми­ре ут­вер­ди­лись ав­то­ри­тар­ные, пре­имущественно мо­нар­хические, ре­жи­мы, роль пред­ста­ви­тель­ных ин­сти­ту­тов бы­ла ог­ра­ни­чен­ной и в них до­ми­ни­ро­ва­ла ари­сто­кра­тия, а де­мо­кра­тические взгля­ды и убе­ж­де­ния не по­лу­ча­ли ши­ро­ко­го одоб­ре­ния.

5. Сущность функционализма и его значение в МКК.

 

Для общения и взаимддействия друг с другом люди создали вначале естественные языки, а затем различные искусственные языки, символы, знаки, коды и т.п., позволяющие наладить эффективную коммуникацию. Таким образом, все способы, формы, системы коммуникации созданы самими людьми и поэтому являются элементами культуры. Именно культура обеспечивает нас необходимыми средствами коммуникации, она также определяет что, когда и как мы можем использовать для общения с окружающим миром.
Иными словами, культура выполняет в обществе определенные функции. Функция — это назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому. В данном целом все части зависят друг от друга, поддерживают одна другую, имеют значимость для всей системы. Элементы культурных систем не существуют сами по себе, они существуют только как части целого. Это означает, что у отдельных частей культуры есть функции по отношению к целому, каждая из них выполняет свою роль. Различные аспекты этой роли и называют функциями. Соответственно, стремление понять и объяснить назначение и роль тех или иных элементов культуры в жизни людей послужило основной причиной возникновения в культурной антропологии самостоятельного направления — функционализма.
Особенностью функционального подхода стало рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов. Для ее изучения необходимо разложение целого (культуры) на составляющие элементы и выявление зависимостей между ними. Для этого каждый элемент культуры исследуется как выполняющий определенную задачу, функцию в социокультурной общности. Более того, нередко отдельный элемент целого не просто играет присущую ему роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования. Основной интерес для функционализма вызывают вопросы: Как действует культура? Какие задачи она решает? Как воспроизводится?

 

Культурные явления могут менять свои функции: большинство явлений культуры амбивалентно. В процессе формирования и развития функций все явления культуры проходят своего рода проверку временем и лишь постепенно занимают свое место. Конкурируя с другими предметами или явлениями, выполняющими сходную функцию, они доказывают свою эффективность. У каждой социальной или этнической группы своя реакция на окружающую среду, и поэтому разные люди и разные социальные группы могут по-разному оценивать эффективность, т.е. полезность, правильность, ценность, одних и тех же элементов культуры. Если бы все эти реакции сохранялись, то человеческая культура представляла бы собой хаотическое образование. Но внутри культуры постоянно идет своего рода борьба за существование, в результате которой выживают и функционируют наиболее эффективные, удобные и универсальные ее элементы. Именно эти элементы институционализируются и получают соответствующие функции.

Культура представляет собой многослойное явление: в ней на одну и ту же потребность можно получить разные «культурные ответы». Поэтому в тех или иных социальных и этнических группах сохраняются и используются формы культуры, неприемлемые для других, но отвечающие интересам и традициям данных групп. Множеству социальных и этнических групп в обществе соответствует множественность культурных ответов на одну и ту же потребность, что закономерно выражает разнообразие человеческих склонностей и поэтому вполне функционально.

Значение функционализма для процесса межкультурной коммуникации заключается, прежде всего, в том, что он ориентирует на понимание других типов культур, исследование необычного образа жизни, стремление изучить культуру изнутри, осознание иных культурных ценностей. В этом аспекте предметом исследования в функционализме стали вопросы взаимозависимости членов социокультурных групп, их конформность к ожиданиям другу друга, присущие им знания и навыки, необходимые для поддержания целостности своей культуры. Внимание исследователей также сосредоточено на механизмах социальной интеграции, сокращающих межгрупповые различия, на защитных механизмах, устраняющих межкультурные конфликты, на адаптивных механизмах, уменьшающих взаимное разнообразие культур.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: