ПЕРВЫЙ ТОН- КЛАПАННО-МЫШЕЧНО-СОСУДИСТЫЙ
ВТОРОЙ ТОН- КЛАПАННЫЙ
ТРЕТИЙ ТОН - вибрация расслабленной стенки левого желудочка под влиянием быстрого вхождения в их полость первой порции крови из предсердий из-за большой разницы давления в начале диастолы.
ЧЕТВЕРТЫЙ ТОН - результат колебания стенок желудочков при быстром их наполнении в конце диастолы за счет сокращения предсердий (выслушивается редко).
Места выслушивания клапанов сердца.
Точки аускультации:
1т -митральный клапан – у верхушки сердца.
2т.-трехстворчатый клапан- у правого края грудины, у места прикрепления к ней пятого реберного хряща
3т.-аортальный клапан- второе межреберье справа от грудины
4т.-клапан легочной артерии- во втором межреберье слева у края грудины
5т.- точка Боткина-третье межреберье слева у края грудины.
Первый тон:
Более продолжительный, более глухой, менее похож на музыкальный, следует после продолжительной паузы, совпадает с верхушечным толчком, выслушивается громче в первой и второй точках.
|
|
Второй тон:
Более короткий, более высокий, ближе к музыкальным, следует за короткой паузой, не совпадает с верхушечным толчком и громче слышен в третьей, четвертой и пятой точках.
В норме в первой и второй точках аускультации первый тон громче второго, в третьей, четвертой и пятой точках второй тон громче первого.
Изменения тонов сердца могут быть по:
1) громкости;
2) по тембру;
3) по конфигурации.
2. Разберем изменение тонов сердца по громкости:
усиление или ослабление тонов сердца по громкости может быть как на оба тона одновременно, так и в виде изолированного усиления или ослабления какого-либо одного из тонов.
Причины усиления обеих тонов одновременно во всех точках:
- тонкая грудная клетка,
- сморщивание легочных краев,
- высокое стояние диафрагмы;
- резкое похудание;
- опухоли заднего средостения;
- физические напряжения;
- нервное возбуждение;
- тахикардия (за счет уменьшения систолического объема крови);
- тиреотоксикоз.
Причины ослабления обеих тонов одновременно во всех точках:
-ожирение;
- отек кожи и подкожной клетчатки;
- подкожная эмфизема;
- гидроторакс,
-пневмоторакс.
Изолированно меняться тоны сердца в сторону ослабления или повышения громкости могут:
в первой и второй точках - только первый тон!!!;
в третьей, четвертой и пятой – только второй тон!!!!
Причины ослабления первого тона – должен страдать:
- либо КЛАПАННЫЙ компонент (недостаточность клапана в непосредственной точке аускультации);
- либо МЫШЕЧНЫЙ (гипертрофия миокарда желудочкав непосредственной точке аускультации);
- либо СОСУДИСТЫЙ (поражение аорты или легочного ствола).
|
|
Причины усиления первого тона:
В первой точке- митральный стеноз (кровь во время систолы левого предсердия с трудом проходит в левый желудочек и он во время диастолы наполняется малым количеством крови);
Во второй точке – трикуспидальный стеноз (по анологии).
Причины ослабления второго тона- должен страдать:
-только КЛАПАННЫЙ КОМПОНЕНТ!
В третьей точке - это все аортальные пороки;
В четвертой точке - это недостаточность клапанов легочной артерии и сужение ее устья.
Причины усиления второго тона (говорят акцент второго тона!!!): ГИПЕРТЕНЗИЯ!!!
В третье точке – артериальная гипертензия.
В четвертой точке – легочная гипертензия.
Пример 1. Разберем митральную недостаточность.
3. Изменение тонов сердца по тембру:
1) хлопающий первый тон – стеноз митрального отверстия!!!
2) металлический оттенок – наличие рядом с сердцем резонирующей полости в легком или в желудке.
3) глухой первый тон – острый и хронический миокардит
4) бархатный тон - ревматический эндо- и миокардит
5) дребезжащий первый тон - функциональные поражения миокарда.
4. Изменение тонов сердца по конфигурации.
Раздвоение тонов сердца: один из сердечных тонов представляется как состоящим из двух коротких. Если оба звука, составляющие тон, отчетливо различимы -раздвоение тона.
Если не отчетливо- расщепление.
Дифференциальная диагностика ритмов «перепела» и «галопа».
Ритм перепела | Ритм галопа |
Удовлетворительное состояние | Тяжелое состояние пациента |
Митральный стеноз | Сердечная недостаточность |
Верхушечный толчок усилен | Диастолический толчок |
Диастолическое кошачье мурлыканье в первой точке | Расширение левых границ относительной тупости сердца |
Расширение верхней границы относительной тупости сердца | Выслушивается ослабление 1 тона в первой точке |
Хлопающий усиленный первый тон | При аускультации непостоянные звуковые явления |
Диастолический шум |
Физиологическое раздвоение первого тона- выдох.
Физиологическое раздвоение второго тона – вдох.
Патологическое раздвоение первого тона- аортосклероз.
Патологическое раздвоение второго тона – стеноз устья аорты, гипертоническая болезнь.
5. Шумы сердца.
Шумы:
1) Внутрисердечные:
- органические (анатомическое поражение);
- неорганические (функциональные): относительная недостаточность клапанов; анемические;динамические; ослабление папиллярных мышц.
2) Внесердечные:
-шум трения перикарда;
-плевроперикардиальный;
-кардиопульмональный.
Гемодинамически:
1) Систолический шум – возникает в период систолы желудочка: недостаточность двустворчатого клапана – первой точке, недостаточность трехстворчатого клапана – во второй точке, сужение устья аорты -в третье точке, сужение устья легочной артерии – в четвертой точке.
2) Диастолический шум: сужение левого венозного отверстия в первой точке, сужение правого венозного отверстия – во второй точке, недостаточность аортального клапана- в третье точке, недостаточность клапанов легочного ствола- в четвертой точке.
По тембру: грубые, скребущие, пилящие, музыкальные.
По продолжительности: короткие и длинные
По громкости: тихие и громкие.
Пример 2. Разберем на примере митральной недостаточности.
Задание:
1. Переписать в рабочую тетрадь все занятие (проверю потом!).
2. Нарисовать порок и написать изменение тонов сердца во всех точках аускультации по громкости, тембру (если есть изменение) и конфигурации (если есть) и шумы:
- митральный стеноз;
- аортальная недостаточность и стеноз;
- трикуспидальная недостаточность и стеноз;
- стеноз и недостаточность легочного ствола.
3. Написать причины легочной гипертензии.
|
|
4. Практика - повторяйте на ком-нибудь из близких практические навыки по объективному исследованию. Отрабатывайте технику перкуссии!!!
Если что-то непонятно – спрашивайте (пишите или звоните).
Фотографируем записи и отправляем мне в ВК в личные сообщения или по вайберу - не забываем подписывать, буду все фиксировать в журнале.