Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм
Принципы правотворчества - основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юр. норма, это ориентир для органов, творящих право.
К принципам относится:
научность (изучение соц-экон, полит ситуаций)
профессионализм (занимаются данной деятельностью компетентные лица)
законность (деятельность осуществляется в рамках и на основании Конституции и иных законов)
демократизм (характеризует степень участия граждан в данном процессе)
гласность (открытость правотворческого процесса)
оперативность (своевременное издание нормативных актов)
Виды правотворчества:
непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования)
правотворчество госуд. органов (парламент, правительство)
правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)
правотворчество органов местного самоуправления
|
|
локальное правотворчество (предприятия)
правотворчество общественных организаций (профсоюзы)
1) Понятие и стадии законотворчества в РФ.
Законотворчество – процесс, представляющий собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных на создание закона действий специальных субъектов.
Стадии законотворческого процесса:
1) законодательная инициатива – предоставленное строго определенным субъектам право на внесение в законодательные органы законопроектов или предложений по совершенствованию законодательства. Право внесения законопроекта или предложения должно соответствовать обязанности представительного органа рассмотреть законопроект или готовый текст будущего проекта.
2) обсуждение законопроекта – стадия, которая проходит на заседаниях палат представительного органа в несколько чтений:
а) обсуждение концепции законопроекта (первое чтение);
б) обсуждение по существу, т. е. постатейно или по разделам (второе чтение);
в) обсуждение законопроекта в целом со всеми внесенными поправками (третье чтение). Возможно также и всенародное обсуждение законопроекта.
3) принятие закона – стадия законодательной деятельности, которая осуществляется согласно ст. 105 Конституции РФ на заседании Государственной Думы. В ст. 106 Конституции РФ содержится четкий перечень вопросов, по которым после принятия требуется одобрение Советом Федерации. Принятие законов осуществляется путем голосования, которое может быть открытым или тайным, простым или квалифицированным;
|
|
4) подписание закона – стадия законотворчества, которая осуществляется Президентом РФ. В случае несогласия с представленным законопроектом Президент РФ может наложить отлагательное вето и направить его на повторное рассмотрение в парламент;
5) опубликование закона – заключительная стадия законотворчества, которая определяет момент вступления закона в юридическую силу. Официальному опубликованию законы подлежат в течение семи дней со дня подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации
2) Систематизация законодательства, ее виды. Кодификация, инкорпорация, консолидация.
Инкорпорация - это форма систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях. Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов: исключение положений, утративших юридическую силу; исправление различного рода опечаток, ошибок; изложение актов в последней, исправленной редакции.
Консолидация - это форма систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
Кодификация – это такая форма систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
4) Юридическая техника. Ее значение для правотворчества.
Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Значение юридической техники для правотворчества, правоприменения и систематизации законодательства:
Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.
5)Понятие системы права, ее отличие от правовой системы.
Правовая система - это предельно широкая, собирательная категория, отражающая всю правовую организацию данного общества. Ее можно определить как совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых государство оказывает нормативное воздействие на общественные отношения.
Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи. Включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.
Правовая система — совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.
Правовую систему не следует путать с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов.
3) Отрасль права. Общая характеристика отраслей права в РФ.
Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.
|
|
отрасли права по назначению делятся на:
1. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:
конституционное,
гражданское,
уголовное
финансовое
административное
семейное
трудовое
2. Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:
уголовно- процессуальное
гражданско-процессуальное право
административно-процессуальное право
4) Институт права, общая характеристика отраслей права в РФ.
Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы - определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие.