Строим звуковой домик.
1. Сколько звуков? – Столько звуковых окошек. Проговариваем протяжно, считаем пальцами звуки.
2. Слушаем каждый звук по порядку, начиная с первого. Выделяем звук, застревая на нем.
Анализируем:
Гласный звук – открывает рот, воздух идёт свободно. Согласный звук толкает воздух; на улыбке – мягкий, строго – твёрдый. Выбираем цвет звуковой карточки или закрашиваем. Гласный – красный цвет. Мягкий согласный – зеленый, как мягкая зеленая трава. Твердый согласный – синий, как твердый синий лед.
3. Проговариваем сначала (каждый раз), делаем остановку на следующем звуке. Выделяем звук. Анализируем. Выбираем цвет карточки.
4. Проверяем. Проговаривая звуки протяжно, сверяем с выбранной звуковой карточкой.
Например,
Ёж,юг, ем, як, лес, кит, пёс, мел, рис, люк, чиж:
Рысь, гусь, конь, лай, мой, сыч, ночь, бой:
Дом, бак, сыр, жук, мэр, гол, нос:
Уха, оса, ива, эму, ода, узы, эхо:
Уля, Эля, они, очи, Аня, Оля:
Пять, мяч, чай, печь, лень, лещ, ель:
Луна, муха, лыжи, каша:
Паук:
Аист:
Зонт, марш:
Гном, слон:
Зима, лиса, лето, перо:
Памятка.
ü Гласные звуки: а, о, у, э, ы, и.
ü Нет своего звука у гласных букв: я, ю, е, ё. Обозначают один гласный звук, когда стоят после мягкого согласного: а, у, э, о(соответственно). Обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласной буквы, после букв ъ, ь: йа, й у, йэ, й о.
ü Нет звука совсем у букв: ъ, ь.
ü Всегда твёрдые согласные звуки: ш, ж, ц.
ü Всегда мягкие согласные звуки: й, щ, ч.
ü Могут иметь и твёрдый согласный звук, и мягкий звук буквы: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.