Лекция № 1 Особенности методов исследования органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и органов кроветворения у детей

                              Пропедевтика – введение в курс детских болезней (педиатрия)

Схема анализа и объективного исследования больного.

Анамнез заболевания:
а) жалобы при поступлении в стационар и в период наблюдения (расспрос больного или родителей)
б) когда заболел ребенок
в) при каких обстоятельствах развивалось заболевание и как протекало с первого дня до момента обследования
г) общие проявления заболевания (t, озноб, сон, аппетит, жажда, вялость, беспокойство, настроение)
д) проявление заболевания со всех систем и органов:

o Дыхательная система: кашель сухой или влажный время его появления (утром, днем, ночью, во время засыпания), характер. Мокрота (количество, характер, цвет, как откашливается). Боли в груди, спине (характер, локализация, связь с дыханием, кашлем, иррадиация). Одышка (экспираторная или инспираторная), когда появляется (в покое, при физической нагрузке), наличие приступов удушья (участие вспомогательных мышц, раздувание крыльев носа).

o Сердечно-сосудистая система: одышка. Боли в области сердца (локализация, иррадиация, характер). Ощущение перебоев, сердцебиений (интенсивность, длительность, частота). Отеки (локализация, время появления).

o Система пищеварения: тошнота (ее связь с характером пищи, продолжительность). Рвота (натощак, после приема пищи, через какой-то промежуток времени, характер). Срыгивания у грудных детей (обильные, небольшие, сразу после приема пищи или между кормлением). Наличие отрыжки или изжоги. Боли в животе (характер, локализация, иррадиация, время возникновения, связь с приемом пищи), стул (частота, характер, цвет, запах).

o Мочевыделительная система: боли в поясничной области, частота мочеиспусканий и их образование (у грудных – количество полных пеленок) мочи, ночное недержание мочи.

o Опорно-двигательная система: боли в конечностях, мышцах, суставах (характер, локализация, связь теорологическими условиями). Припухлость суставов их покраснение (какие именно). Затруднение при движении, утренняя скованность.

o Эндокринная система: нарушения волосяного покрова. Изменения кожи (чрезмерная потливость или сухость, огрубление, появление рубцов). Нарушение роста и массы тела.

o Нервная система и органов чувств: головные боли, головокружение. Судороги, гиперкинезы, тики, нарушение кожной чувствительности (гипензия, парестез).

o Нарушение со стороны органов чувств и речи.

е) проводилось ли лечение до поступления в стационар и его результаты, наличие реакции на лекарство.

 


 

 

Анамнез жизни ребенка:
1. От какой беременности и какой по счету ребенок? Если беременность не нервная, то чем закончилась предыдущая?
2. Как протекала беременность у матери (токсикоз, тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия).
3. Режим и особенности питание беременной. Использовали ли декрет, отпуск. Срок вставания на учет в женскую клинику.
4. Как протекали роды (продолжительность, пособие, осложнение)?
5. Закричал ли ребенок сразу? Какой был крик (громкий, слабый)?
6. Масса, рост при рождение.
7. Когда приложили к груди, как взял грудь ребенок, через сколько часов прикладывали ребенка к груди (число, часы кормления)?
8. Когда отстал пуповинный отросток и зажила пуповинная ранка.
9. Была ли физиологическая потеря массы тела новорожденного и когда она восстановилась.
10. На какой день и с какой массой тела ребенок выписан из роддома.
11. Заболевал в период новорожденности (интенсивность и длительность желтухи – групповая и резусная совместимость матери и ребенка, родовая травма, заболевание кожи и пупка, органов дыхания и пищеварения, септические заболевания и др.
12. Физиологическое развитие ребенка: увеличение массы тела и роста на первом году жизни (по месяцам) и после года.
13. Развитие статистики и методики: когда стал держать голову, поворачиваться на бок, со спины на живот, когда стал сидеть, ползать, стоять, ходить, бегать?
14. Патологическое развитие: когда стал улыбаться, гулить, узнавать мать, произносить отдельные слоги, слова, фразы: запас к 1 году и 2 годам.
15. Поведение ребенка дома и в коллективе.
16. Сон, его особенности и продолжительность.
17. На каком вскармливание находится ребенок.

o При естественном вскармливание – время кормления  грудью, активность сосания, кормление из одной или обеих молочных желез, сцеживание кормления.

o При смешанном вскармливание – чем докармливают ребенка, с какого возраста, количество, методика введения докорма.

Каковы мероприятия по борьбе с гипогалактией у матери?

o При естественным вскармливание:
- с какого возраста и чем кормила ребенка, в каком количестве и в какой последовательности
- какой промежуток между кормлениями, регулярное или беспорядочное кормлении, соблюдался ли  ночной перерыв
- получал ли соки (какие?), витамин Д; когда начал получать прикорм, его количество, последовательность введения, переносимость?
- время отнятия от груди? Особенности аппетита
- питание ребенка к началу настоящего заболевания.

18. Когда прорезались зубы и порядок их прорезывания.
19. Перенесенные заболевания (когда и какие) в том числе инфекционные, хирургические. Особенности течения заболевания, осложнения.
20. Профилактические прививки: БЦЖ, полиомиелит, коклюшная столбнячная, кори. Реакция на прививку.
21. Туберкулиновые пробы, когда поводились, их результат.
22. Контакт с инфекционными больными.

Эпиданамнез ( Жилищно-бытовые условия; выезжали за пределы области, молоко кончается? Продвольство где покупают?)

Семейный анамнез. Аллероанамнез:
1. Возраст родителей
2. Состояние здоровья родителей и ближайших родственников (ТВС, венерологические заболевания, психические, эндокринные, аллергические, нервные заболевания, алкоголизм).
3. Состояние генеалогического дерева в в пределах трех поколений.
4. Сколько в семье детей и состояние их здоровья; если умирали, то от каких причин?
5. Где работают родители, их профессия, число членов семьи.
6. В какой квартире проживает семья: площадь, сухая, светлая, теплая, проветривается ли.
7. Посещает ли ребенок детские учреждения? Последнее посещение?
8. Кто ухаживает за ребенком, состояние здоровья лица, ухаживающего за ребенком.
9. Соблюдается ли режим дня, какова продолжительность прогулок, сна.

Эпидемиологический анамнез ( Последние 3 недели выезжали за пределы области, дисf к-ка были. Для организма детей последовали посещению такого детского сада, школы. Продукты покупали где? Молоко и воду давали кипяченную?)

Особенности объективного исследования.
- Состояние больного (удовлетворительное, средне тяжелое, тяжелое, крайне тяжелое)
- Самочувствие
- Положение в постели, сознание, настроение, сон, аппетит
- Контакт с детьми, взрослыми, интерес к игрушкам
- Рефлексы новорожденного: ширина глазных щелей, косоглазие, зрительные и слуховые сосредоточенности. - Величина зрачков, реакция их на свет.
- Моторные и психические функции в момент обследования (сидение, стояние, ползание, хождение, речь).
- Менингиальные симптомы: замедление мышц, Бруддинского (верхние, нижние, средние), у грудных – выбухание родничка
- Состояние кожи, слизистых: окраска, сыпь, кровоизлияния, рубцы, волосяной покров, ногти, шелушение, влажность кожи, толщина кожной складки, эластичность
- Определение вида дермографизма (красный, белый, смешанный) симптомы жгута, скорость ее появления, исследования
- Подкожно-жировой слой – равномерность распределения, толщина подкожно-жировой складки на отдельных участках тела; животе, груди, спине, верхних и нижних конечностях, лице. Наличие уплотнения, отеков, их локализация, распределенность. Тургор тканей
- Определение тонуса и силы мышц
- Определение увеличения и формы головы, большого родничка (размер, состояние костных краев и мягких тканей, выбухание, западение). Состояние швов черепа
- Форма грудной клетки; рахитические четки, гаррисонова борозда, браслеты, нити жемчуга, искривление позвоночника (кифоз, лордоз, сколиоз) и конечностей, плоскостопие, форма, величина, подвижность суставов
- Величина, консистенция, подвижность, чувствительность. Антропометрия.
- Органы дыхания: голос, крик, кашель, мокрота. Дыхание носом, ртом. Тип дыхания, число дыхания в минуту.   Наличие и вид одышки. Симметричность грудной клетки. Системы утолщения кожной складки. Голосовое дрожание. Перкуссия легких (сравнительная и топографическая). Подвижность легочных краев. Аускультация легких: характер дыхания (пуэрильное, жесткое, везикулярное), звучность (усиленное, ослабленное). Хрипы (влажные, сухие).

- Сердечно-сосудистая система: внешний осмотр. Пульсация самих артерий, набухание и пульсация шейных вен, пульсация области сердца, эпигастрия. Верхушечный толчок, место положения, сила, распространенность. Кошачье мурлыканье PS на левой артерии, его характеристика (синхронность, частота в минуту, ритм, напряженность). Аускультация сердца: тоны, ясность, частота, ритм, раздвоение.

Шумы (тембр, интенсивность, место наилучшего выслушивания, проводимость, зависимость от перемены положения, нагрузки. Определение АД, сердечные пробы (Штанге-Генге, Шалкова) ЭКГ,ФСГ.

- ЖКТ ( Состояние слизистой оболочки рта, зева, миндалин, языка – окраска, влажность, налеты, трещины, состояние сосочков.
Состояние зубов – молочные, состояние, количество наличие кариеса.
Форма и величина живота (окружность, сравнение с окружностью груди), расширен век передней брюшной стенки, видимая перистальтика, расхождение прямых мышц, состояние пупка.
Перкуссия живота, определение асцита, определение размеров печени.
Перкуссия селезенки.
Поверхностная пальпация живота (мышц передней брюшной стенки, болезненность, локальные уплотнения).
Грудная пальпация живота, пальпация печени (выступление из входа реберной дуги, характеристика края печени, консистенция болезненности).
Пальпация толстого и тонкого кишечника лимфа узлов. Аускультация живота (перистальтика). Состояние ануса (зияния, трещины), выпадение прямой кишки. Стул и его характер (цвет, запах, консистенция, примеси).

- Мочевыделительная система: осмотр области поясницы, бимануальная пальпация почек, пальпация и перкуссия мочевого пузыря. Болевые точки – реберно-позвоночная; верхняя и средняя мочеточниковая система Пастернатского. Частота мочеиспусканий, болезненность, недержание мочи. Диурез. Соотношение дневного и ночного диуреза. Данные осмотра наружных половых органов.

- Эндокринная система: нарушение роста (гигантизм, нармированность) и массы тела (истощение, ожирение).
Распределение подкожно-жирового слоя. Состояние щитовидной железы (дольки, перешейка). Половые органы, вторичные половые признаки, степень их выраженности.

Клинические анамнезы крови, мочи, кала, дуоденального и желудочного содержимого, биохимические анамнезы Ко рентгенологические исследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: