Верховский вокзал-история создания

 

 

Исторический очерк

 

        Вокзал - место встречи  и расставания. Встречаем и провожаем наших дорогих и близких людей. А для некоторых место временного пребывания. Нам, наверное, знакомы ощущения: волнения перед отъездом, тревожное ожидание поезда; удовольствие от путешествия (или наоборот). Но возвращение домой и, попадая на свой вокзал, мы успокаиваемся.

       Вокзал – ворота посёлка: именно железная дорога дала жизнь новому населённому пункту – станции Верховье, ставшей через век посёлком городского типа, а сегодня – городским поселением Верховье и административным центром Верховского района.

   Вокзал является визитной карточкой населённого пункта. Давайте обратимся к истории вокзала станции Верховье. Здание вокзала имеет историческою – архитектурную ценность (в Орловской области самые значимые вокзалы: Орловский, Мценский и Верховский).

     Зданию вокзала 133 года. Оно построено в 1887 году, о чём нам наглядно показывала до недавнего времени метка на металлическом выступе с восточной стены здания. До этого времени станция и вокзал находились в здании бывшей линейной амбулатории. В 80-е годы XIX века станция Верховье стала важным железнодорожным узлом.

      Через Верховье проходила Орловско – Грязская линия (Орёл – Елец) и от неё отходили пути Ливенской дороги (позже Верховье – Мармыжи), то есть здесь, на станции Верховье был стык двух дорог. Здесь ежедневно были пересадки пассажиров из поезда в поезд, перегрузка почты и товаров. Временно на станции Верховье бывало много разных людей.

Железнодорожный вокзал станции Верховье. Художник В. Родичев

 

 

А около железнодорожной станции Верховье была построена каменная часовня  прихожанином Ковыршиным на собственные средства в память события 1 марта 1881 года – мученической кончины императора Александра II.  Царь Александр II – освободитель был первый Августейший Атаман всех казачьих войск (из архивных источников нам известно, что деревню Верховье (тогда Верховья Галича) в 1764 году образовали казаки, выходцы из села селе Острое (ещё Голянка) Новосильского уезда).

В этой часовне под воскресные и праздничные дни проводилась служба.

В той же часовне, в память чудесного спасения императора Александра III-го и его царственной семьи от угрожавшей её опасности 17 октября 1888 года, устроен тем же прихожанином иконостас с иконами святого благоверного князя Владимира, святой равноапостольной Марии Магдалины и других святых. Причт состоял из священника и псаломщика.

А. И. Родзевич, коммерческий агент Юго-Восточных железных дорог, путешествуя по железным дорогам России, в своём “Спутнике пассажиров по Юга – Восточным железным дорогам. Вып.3. Орловско – Грязская “Грязи – Царинская линия, ” в 1899 году повествует о путевых впечатлениях: «Вокзал общий и для Верховье – Мармыжи, ветвь в 123 версты Московской – Киево – Воронежской железной дороги. Буфет с горячими блюдами и спиртными напитками, мужская и дамская уборные, зал 1 и 2 класса и отдельный для пассажиров 3 и 4 класса.

       На станции имеются 33 разных сооружений: жилые дома, паровозное депо на 9 паровозов, нефти – и водокачка, товарная и пассажирская платформы. Крытая и открытая и т.п.».

 

    Неоднократно на станции Верховье бывал и выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии, наш земляк – Иван Алексеевич Бунин. В повести «Митина любовь» И.Бунин  писал: «Проснулся только в Верховье. Поезд стоял, было довольно многолюдно и суетливо, но тоже как – то захолустно. Приятно пахло чадом станционной кухни. Митя с удовольствием съел тарелку щей и выпил бутылку пива, потом опять задремал, - глубокая усталость напала на него».

       Много интересных событий и фактов связаны с железнодорожным вокзалом станции Верховье. Если верить воспоминаниям старожилов посёлка, то есть место такому случаю. В начале XX века наша землячка Анна Никитична Прилепская работала в ларьке, что находился при вокзале. Однажды, проездом, император Николай II остановился на станции Верховье, прошёлся по перрону, заглянул в ларёк, поинтересовался, чем же торгует Анна Никитична, и подарил ей золотой рубль. Этот императорский подарок потом долгие годы был гордостью её семьи.

   Вокзал являлся не только важнейшим объектом железнодорожного транспорта, но и центром общественной и политической жизни.        

       В 1903–1904 годах на станции Верховье А. А. Гуляев организовал революционную группу. Осенью, 1905 года, организована группа социал– демократов, а в декабре на станции возник забастовочный комитет.

В 1910 году началось строительство элеватора станции Верховье, которое принадлежало обществу Юго – Восточных железных дорог. Элеваторы частных железных дорог изымались из земского обложения. В Верховье постоянно находился присяжный поверенный общества Юго – Восточных железных дорог Сергей Иванович Девлет – Кильдеев. Закончилось строительство элеватора в 1913 году.

В 1912 году железнодорожники станции Верховье вновь начинают стачечную и забастовочную борьбу.                                   

        В 1917 году при станции С.А.Бондаренко создал организацию большевиков и возглавил её. В декабре 1917 года в Верховье установилась Советская власть.

В первой половине октября 1919 года белогвардейцы захватили станцию Верховье и начали обстреливать. Со стороны Ливен на всех парах мчался бронепоезд «Князь Гагарин», чтобы с ходу ворваться на станцию и захватить её.

Ревком создает Верховский укрепрайон, во гла­ве которого становятся А, И. Фуртичев, Д. Т. Кладовщиков, А. Жаворонков — ра­ботники  волкома, начальник этапного участка Поляков, военком Г. Дубограй. Все местные вооруженные отря­ды — железнодорожная ох­рана, гарнизон этапного участка 13-й Армии, милиция — объединены под единым ко­мандованием. Формировался отряд добровольцев для уси­ления охраны Верховья.

Секретарь Верховского ревкома, председатель укрепрайона Дмитрий Тимофеевич Кладовщиков забежал в телеграфную комнату, чтобы уничтожить документы и телеграфные ленты. Уходить пришлось через окно, так как в вокзале уже были белогвардейские офицеры.

Захватить станцию Верховье деникинцам помешали железнодорожники Н. П. Должиков, Д.Т. Кладовщиков, С. М. Величкин, П. Ледовской и др. По их указанию навстречу бронепоезду вышел маневровый паровоз. Его вёл один машинист – Дмитрий Тимофеевич Кладовщиков.

Он взобрался на стоявший под парами паровоз с двумя вагонами. Паровоз набрал скорость и мчался по путям. Уходивший состав преследовали белые офицеры. На перегоне за Верховье паровоз был направлен на оставленные белогвардейцами бронепоезд с двумя вагонами боеприпасов. На полном ходу Дмитрий Тимофеевич спрыгнул с паровоза. А вскоре раздался мощный взрыв. Уничтожены и паровоз, и бронепоезд был выведен из строя.

Но не удалось Кладовщикову уйти от деникинцев. Его схватили. Допросы, побои, издевательства не помогли. И белогвардейский полковник приказал расстрелять красного комиссара. Его под конвоем повели по перрону к вокзалу на расстрел. Верховские железнодорожники решили помочь товарищу. Слева от конвоя стоял паровоз. И когда они проходили совсем близко, паровоз выбросил густую струю пара. Белогвардейцы попятились назад, а Дмитрий Тимофеевич, воспользовавшись замешательством конвоя, скрылся под колёсами состава. Ему удалось бежать и он добрался до Тулы. Деникинцы разграбили имущество семьи Кладовщикова, избили его отца и жену. Деникинцы на некоторое время задержались в Верховье.

       Но сопротивление нарастало регулярных частей Красной Армии нарастало с каждым днём. 20 октября был освобожден Орел. А на дру­гой день был отдан приказ об энергичном наступлении на Новосиль и Верховье. Красная конница зашла противнику в тыл, и успех былдостигнут. Враг не выдержал натиска и бежал в панике. Так было освобождено Вер­ховье.  И 31 октября 1919 года Красная Армия освободила Верховье от деникинцев и над железнодорожным вокзалом взвился красный флаг.

                 Есть ещё интересный факт. Молодым россиянам имя Алексея Стахонова мало что говорит. А несколько десятков лет назад его имя было знакомо каждому школьнику. Его улыбающееся лицо смотрело с плакатов и стендов, рассказывающих «о лучших людях страны». А его рекорд – 14 дневных норм угля за одну смену – стал легендой и мерилом успеха.

Стаханова в пример ставили другим рабочим на 1-ом Всероссийском совещании стахановцев в Кремле. В декабре 1935 года фотография Алексея Стаханова была помещена на обложке журнала «Тайм».

В те годы, по темпам индустриализации и росту рабочего класса советская Россия давала пример «всему прогрессивному человечеству».

Где-то в конце 30-х – начале 40-х гг. знаменитый шахтёр Алексей Стаханов проездом в свой родной город Ливны на несколько часов задержался в нашем посёлке и выступал перед верховцами на Привокзальной площади.

    В годы Великой Отечественной войны станция и железнодорожный узел Верховье имели очень важное значение. 12 ноября 1941 года из Верховья ушёл последний эшелон с путейцами. Сотни верховоких железнодорож­ников ушли защищать Родину.

       Весомый вклад в борьбу с немец­кими захватчиками внесли железнодорожники верховского узла  не только на фронте, но и в тылу. Немногие осталась "по броне» на же­лезнодорожном узле. Фронт очень быстро приближался.

В течение почти двух лет верховский узел являлся железнодорожным пунктом, непосредственно примыкавшим к фронту. Здесь проводилась выгрузка боевого снаряжения и техники, продовольственного питания, следующих на фронт.        Немецко-фашистские захватчики на протяжении периода их обороны методически бомбили станцию и железнодорожное полотно, обстреливали из дальнобойных орудий. Все производственные, культурно-бытовые и жилые здания были превращены в развалины. Но они тут же, в огне разрывов, под градом осколков, немедленно восстанавливались. Верховским железнодорожникам приходилось работать круглосуточно, чтобы обеспечить бесперебойное движение поездов. Паровозное депо и железнодорожный вокзал были разрушены. Дежурные по станции размещались в подвале, где до войны хранился керосин. Жизнь станции Верховье не замирала, узел действовал.

       Для поддержки обороняющихся войск 9 мая 1942 года на станцию Верховье прибыл 54-й отдельный дивизион бронепоездов под командованием майора П. И. Иванова.

В 20-25 км от Верховья проходила передовая линия фронта. Бронепоезд поступил в распоряжение 48-й армии. Перед личным составом бронепоезда стояла задача уничтожить прорвавшегося противника в районе железной дороги на рубеже Залегощь – Верховье – Ливны. На станции в это время находился эшелон с эвакуированными ранеными. Вскоре прибыл ещё эшелон с вооружением и боеприпасами. Бронепоезд оказался между двумя этими поездами.

Ещё не закончилась эвакуация раненых и выгрузка боеприпасов, как в небе появились немецкие истребители. Утренняя тишина на станции была нарушена стрельбой пушек и пулемётов бронепоезда, рёвом моторов самолётов противника и рвущихся бомб. Бронепоезд своим огнём не позволял фашистским самолётам наносить по станции и эшелонам прицельные удары. Несколько бомб, разорвавшихся между бронепоездом и эшелоном стали роковым для него. В этом бою погибли командир бронепоезда старший лейтенант Алексей Родионович Горбачёв, мл. сержант С.С. Хлопков, ряд. И.Г. Бугровицкий, ряд. В.И. Мартынов, Пушкарёв. Значение этого боя велико: бронепоезд своим огнём спас от смерти сотни раненых солдат и командиров Советской Армии.

Из воспоминаний бывшей работницы станции Верховье Жиронкиной Веры Тимофеевны и Шомниковой Александры Степановны, которая работала в прифронтовой зоне, в депо: «В памяти тот случай 9 мая 1942 года, когда прибыл эшелон с Ливен с гражданским населением.

После обстрела фашистами он почти весь погиб. Был убит и командир бронепоезда. Вместе с Шомниковой А.С., Кладовщиковой М.Н. и другими работниками станции и депо убирали с путей станции убитых как военных, так и гражданских. Хоронили в воронках от бомб с западной стороны, в 200 метрах от депо в сторону Орла».

Впоследствии дивизион бронепоездов участвовал в оборонительных боях. Большую роль в боях по прикрытию железнодорожной станции с воздуха от фашистских самолётов сыграл «Комсомольский бронепоезд». Весь 1942 год он участвовал в боях, обеспечивая огневую поддержку советских войск в районе станций Залегощь, Ливны. Красная Заря, Русский Брод. Обеспечивал пополнение частей вооружением, личным составом, боеприпасами, продовольствием, вывозил раненых.

Фашисты рвались к станции. Начальник станции Иван Васильевич Сигаев сказал на планёрке, что необходимо разгрузить станцию от вагонов. Началась ударная работа. Многие из них тогда погибли при артобстреле и бомбёжке.

Иван Васильевич помогал составителю поезда, когда начался налёт. Фашисты бомбили станцию в течение 40 минут. Разбили много вагонов, изуродовали путь, повредили связь. Начальник станции И.В. Сигаев погиб. Рядом с ним лежал сцепщик Александр Симонов, Никита Симонов. Были ранены стрелочница Екатерина Сухинина и работница Мария Должикова.

В те дни раненым помогала фельдшер железнодорожной амбулатории Мария Никитична Клименчукова. Вот что она вспоминала: «Станцию часто бомбили и обстреливали из дальнобойных орудий. Военные, рабочие станции, гражданское население были убиты и ранены. Раненым приходилось оказывать первую медицинскую помощь и направлять в близлежащие госпитали (с.Среднее, д.Ивановка). Убитых хоронили чаще всего в ближайших воронках от бомб и снарядов, недалеко от железнодорожных путей западнее депо 200 метров. В памяти остались убитые воины с бронепоезда (это было в начале мая 1942 года). Хоронили их недалеко от депо в сторону Орла».

На братской могиле, где захоронены воины 54-го дивизиона бронепоездов, мирные жители и железнодорожники, погибшие во время бомбёжки в мае 1942 - 1943 гг.   установили памятник. На братской могиле установили мемориальную плиту с фамилиями защитников железнодорожного узла. «Никто не забыт, ничто не забыто», - высечено на одной из мемориальных плит. Это стало памятным местом для верховцев.

При бомбёжки станции Верховье 23 февраля  1943 года погибли участник Гражданской войны Степан Герасимович Шомников и рабочий депо Дмитрий Владимирович Шомников.

В этот день заправляя паровозы углём, начался обстрел из дальнобойных орудий фашистско – немецкой армии. Один из снарядов попал в тендер паровоза, где находились Степан Гаврилович Шомников и его напарник - племянник Дмитрий Владимирович Шомников.

Их похоронили недалеко от склада топлива, где и сейчас находится их могила. Так как время было военное, то их похоронили на пустом месте, где тогда ещё не было никаких строений. Позже поставили памятник.

Железнодорожники всё делали, чтобы приблизить нашу победу. Дежурили по 24 часа. Трудовой подвиг совершили составители поездов Н.Должиков и В.Сухинин. По две смены работали дежурные станции Дементий Иванович Прилепский и Василий Фомич Щукин. Ремонтировать путь можно было только по ночам.

В годы войны многие работники локомотивного депо водили поезда в прифронтовой полосе. На смену мужчинам на железную дорогу стали приходить женщины. Тогда именно и возникла женская паровозная бригада, которую возглавила Галина Гуменьщикова. В тяжёлых условиях пришлось водить поезда, гружённые танками и снарядами.

Железнодорожники проводили субботники и воскресники. Железнодорожники ежемесячно отчисляли свой однодневный заработок в фонд Родины. Был лозунг: «Хочешь врага победить в войне – план выполняй втройне!». Без крепкого тыла на фронте было бы ещё тяжелее. Об этом говорил Г.К.Жуков: «Тыл – это половина победы!».

В 1943 году наши войска, готовясь к летним наступатель­ным боям, из глубины страны начали подвозить бое­припасы, продовольствие и другие военные грузы. Командование фронтом решило разместить склады на участке Ливны - Здоровец, так как ст. Верховье часто обстреливалась из дальнобойных орудий из района с. Корсунь. Поэтому поезда, заходившие на ст. Верховье, должны были: делать маневры, время пребывания затягивалось и составы могли попасть под обстрел.

  Во избежа­ние их потерь было решено в трех километрах от ст. Верховье проложить обвод­ной путь длиной 1600 метров, чтобы соединить железную дорогу с Ельца с веткой на Ливны.  

     Было принято решение: с Галичинского переезда в направлении будки 5 км ливенского пути сделать объездную железную дорогу. Эти было в середину апреля 1943 года. Работники дистанции пути и военные железнодорожного батальона (штаб находился на ст. Хомутово) за 24 часа проложили путь в 1250 метров, Поезда из Ельца, не заходя в Верховье, направлялись, на Русский Брод и далее. По воспоминаниям очевидцев, это был самый сжатый срок по стро­ительству железнодорожной колеи.

Ее строительство поручили 17-му восстановительному железнодо­рожному батальону. 17-й восстановительный батальон с декабря 1941 по июль 1943 года выполнял ответственные задания командования на участках: Елец – Верховье – Туровка; Верховье – Русский Брод – Ливны – Студеное; Туровка- Залегощь – Ворошилово – Орёл.

Командиром 17-го железнодорожного батальона был Я. С. Драхлин, помощником комбата по техчасти – В. А. Юдин, командиром миноподрывного взвода – И. А. Цесько.

Срок — одни сут­ки. Конец апреля 1942 года. Шел хо­лодный промозглый дождь. Земля с трудом поддавалась лому и лопате. Дважды налетали и бомбили немец­кие самолеты.

17-ый восстановительноый железнодо­рожный батальон вместе с путейцами 12-ой дистанции пути построил при подходе к станции Верховье с востока за один день обводной путь протяжённостью 1208 метров. Уложено 2769 шпал, установлены 2 стрелки, лоток, труба. Использовано 2600 кубометров балласта.

К утру следующего дня —1 мая — от­водная ветка была готова. По ней прошел первый эшелон. Теперь во­енные и санитарные поезда, не за­ходя на станцию Верховье, направ­лялись сразу на Ливны.

       Обводная железная дорога начиналась недалеко от села Среднее и выходила к железнодорожному пути возле села Сухотиновка. Теперь, поезда, шедшие из Ельца, сразу за Средним уходили на новый путь и не заходили на станцию Верховье.

Дежурить стало труднее, одна­ко уменьшились потери. Дежурили по 24 часа в сутки. Военные грузы направлялись на Ливны. За корот­кое время по новой ветке было пе­ревезено более 500 тысяч тонн во­енных грузов.

Эта дорога сыграла огромную роль в перевозке военных грузов, особенно при подготовке к Орловско – Курской битве. Верховские железнодорожники сделали всё возможное, чтобы приблизить День Победы.

    В начале лета 1943 года, перед Орловско – Курской битвой, на станцию Верховье прибыл состав с двумя классными вагонами и несколькими товарными. Впереди была грузовая платформа. Из одного вагона выгрузили несколько легковых автомобилей, броневик и крытый грузовик. А из классного вагона вышли офицеры и генерал – Георгий Константинович Жуков. Он поздоровался и пообщался с людьми, осмотрел станцию и через некоторое время сел в машину и уехал в Ливны (лично хотел убедиться в правильном выборе места под склады военного имущества). Через несколько дней Г.К.Жуков возвратился. Снова погрузился в вагоны – и в путь.

       Уже в 1946 году были полностью восстановлены паровозное депо, здание вокзала.

    В послевоенное время вокзал был образцом чистоты и порядка. Над входной дверью висели часы. В здании вокзала располагались билетная касса, зал ожидания, камеры хранения (ручная и автоматические), аптечный киоск, парикмахерская, киоск «Союзпечать», где продавали свежую прессу, канцелярские товары, конверты и открытки; буфет и прекрасный ресторан. Перед рестораном был гардероб, и висело огромное зеркало. Также в здании вокзала находилась комната дежурного милиции. Выходы к перронам были и с южной, и северной стороны. Вокруг вокзала много клумб с цветами, лавки для пассажиров.

    Наш современник, орловский писатель Иван Рыжов (ныне покойный) в своём кратком рассказе «Поезд» повествует: «Поезд “Орёл - Мармыжи”. Вагоны старые. По крышам вагонов - грачи, идут один за другим, словно осмотрщики. Станция Верховье. Встречают, ждут, разговаривают. Гуляют по перрону. Выпендриваются друг перед другом. Тишь, старина, точно по Чехову».

    Всегда, во все времена истории железных дорог, широкая публика судила об их деятельности по вокзалам, пассажирским поездам. То есть по всему тому, что открыто взору простого обывателя. По пассажирским поездам когда – то сверяли часы.

«Здравствуй, станция Верховье!»

 


Далеко? – вопрос соседа

По купе. Ответил я:

- Загрустил. В Верховье еду.

Там живут мои друзья.

-Ясно, ясно…

Поезд мчится.

Ветер свищет за трубой,

И опять родные лица

Предстают передо мной.

Время дружбы стало строже:

Дорог тот, кто сердцем чист…

Журналист один, другой

Тепловоза машинист.

Думой светлой душу грею:

Снова я увижу их.

Постоять они умеют

За себя и за других…

Зябнут яблони и вишни,

Лисий след ведёт к кустам.

Вот и Залегощь, вот Дишня,

Скоро Туровка, а там…

 

Я спрошу: – Ну, как здоровье?

- Всё работаем, - в ответ.

Здравствуй, станция Верховье –

Негасимый добрый свет!


 

Борис Попов

 

 

 


 


Литература

1. Бунин, И. А. Митина любовь: рассказ / И. А. Бунин // Бунин, И. А. Собрание сочинений в 5 т. Т. 4. – М., 1956. – 471 с.

Глава VII. - С. 38 – 39.

 

2. Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945 / под ред. министра путей сообщения Н. С. Конарева. – 2 е изд., доп. – Москва: Транспорт, 1987. – С. 237 – 248.

3. Кондратенко, А. Железнодорожная старина / А. Кондратенко // Кондратенко, А. Время странствий: эпохи и судьбы. Историко – краеведческий очерк / А. Кондратенко. – Орёл: Вешние воды. 1997. – С. 123 – 138.

 

4. Родзевич, А.И. Спутник пассажира по Юго – Восточным ж. д. Вып. 3. Орловско – Грязская и Грязе – Царицинские линии / А.И. Родзевич. - Москва, 1899.

С. 38 – 39.

 

3. Рыжов, И. Поезд: краткий рассказ / Иван Рыжов // Рыжов, И. Встреча: краткие рассказы, публицистика, заметки, зарубки на память / Иван Рыжов. - Орёл: Вешние воды, 2000.

С. 97.

4. Шаненков, М. А. Орловско – Грязская железная дорога / М. А. Шаненков // Шаненков, М.А. Орловские магистрали. История строительства и первых десятилетий эксплуатации железных дорог региона / М.А.Шаненков, А.И. Кондратенко. – Орёл: Изд – во «Орловская правда», 2006.

С. 180 – 245.

* * *

5. Величкина, Л. «Быстро лечу я по рельсам чугунным…» / Л. Величкина // Орловская правда. – 2002. – 2 авг. – С. 2.

               

6. Замуруева, Л. Верховский вокзал – дорога из прошлого в будущее: [История вокзала станции Верховье] / Л.Замуруева // Наше время. – 2006. – 5 авг. – С.2.

 

7. Замуруева, Л. История железной дороги и станции Верховье: информационно – историческая справка / Л. Замуруева // Машинопись.- Верховье, 2003. – 5 с.

 

8. Кузин, Н. Разгром деникинцев под Верховьем/ Н. Кузин // Путь Ильича. - 1969. – 25 окт.

 

9. Лаврухин, А. Верховский железнодорожный узел в годы войны / А. Лаврухин // Наше время. – 2005. – 16 апр. – С. 2.

 

10. Лякишева. А. По железным дорогам Великой Отечественной / А. Лякишева // Наше время. – 2007. – 10 янв. – С. 2

 

11. Максимов, В. Весной сорок третьего / В. Максимов // Наше время. – 1996. - 16 апр. – С. 3.

 

12. Максимов, В.П. Живёт в памяти народной / В. П. Максимов // Путь Ильича. – 1985. – 7 мая.

 

13. Попов, Б. Здравствуй, станция Верховье!: стихотворение / Борис Попов // Путь Ильича. – 1982. – 25 дек.

 

14. Максимов, В. П. Революцией призванный / В. П. Максимов // Путь Ильича. – 1985. – 21 февр.

 

15. Цыбин, С. Важный железнодорожный узел: [Из истории посёлка Верховье] / С. Цыбин // Наше время. - 2008. – 16 янв. – С. 2.

 

 

          2020  год                                                                                             Л. Величкина, директор

                                                                    МБУ «Межпоселенческая районная

                                                                    библиотека Верховского района Орловской области»

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: