Марксистская критика (Г. Плеханов, Воровский, М. Горький)

Марксистская критика (Г. Плеханов, Воровский, Горький) стремилась стать руководителем вкусов публики. Развитие критики этого периода обусловливается влиянием русской философской мысли. Особенно важным в русской философии было обращение к гносеологической и этической проблематике. Они фокусировали свое внимание на духовном мире человека, личности, истолковывали жизнь в таких близких литературе категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение. Философы Н.Бердяев, В.Соловьев, И.Ильин, В. Розанов выступали как литературные критики, в работах которых художественные произведения оценивались с означенных философских позиций.

В качестве критиков выступали исповедовавшие философию «серебряного века»поэты. Символистская критика стремилась превратиться в особый вид словесного искусства. Лидерами символистской школы критики стали В.Брюсов, Вяч. Иванов, А. Белый и А.Блок. Выступали также и другие поэты критики: Н. Минский. Д. Мережковский, К. Бальмонт, И.Анненский, З. Гиппиус, М. Волошин. Символистская критика, созданная поэтами, с её ярко выраженным для той эпохи элитарным характером, отличалась от общераспространенной журнальной прежде всего стремлением опереться на совокупный культурный опыт всех времен и народов. Подчёркнутое внимание к чисто эстетическим оценкам, преобладание высокого стиля, насыщенного метафорами и условными формулами, склонность к импрессионистическому субъективизму характерные признаки этой критики.

Особую роль в эстетическом и философском обосновании позиций новых поэтических школ сыграли литературные манифесты. В поэтических декларациях отразились художественные искания эпохи, были определены основные эстетические принципы литературных направлений. Представители модернистских течений были одновременно и теоретиками, разработчиками эстетических платформ, и практиками, создавшими в собственной творческой лаборатории подтверждение своим теоретическим предпосылкам. На уроках, посвященных рассмотрению теоретических принципов символизма, акмеизма, футуризма, не обойтись без привлечения основных положений литературных деклараций.

Кроме традиционного изложения материала учителем или подготовленным учеником, можно обратиться и к другим формам работы. Ученики получают задание найти в программных статьях поэтической школы положения, раскрывающие взгляды ее представителей на задачи литературного творчества, декларируемые эстетические принципы. После обсуждения составляется сводная таблица, отражающая ключевые положения литературных манифестов. Так, для рассмотрения положений символистской теории предлагаются фрагменты из статей: "0 причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы Д.Мережковского, "Элементарные слова о символистской поэзии" К.Бальмонта, "Ключи тайн" В Брюсова, "О лирике"А.Блока.

На занятиях по изучению монографической темы в работе над материалами критических статей выделяется два основных этапа. Первый этап обращение к фрагментам статей, отдельным высказываниям критиков и литературоведов при анализе текста непосредственно (характеристика конфликта, этапов развития сюжета, образов героев, объяснении их поступков, роли отдельной художественной детали или комплекса деталей и т.д.). В последнее время роль литературно-критических высказываний в процессе текстуального анализа произведения значительно повысилась в связи с публикацией для школьников учебных пособий нового поколения, содержащих выдержки из документов, воспоминаний, различных критических оценок (см. список литературы).

Второй этап анализ текста статьи критика. Для этого выдерется специальный урок, на котором проводится чтение и комментирование статьи, начинается составление плана и тезисов. Тезирование, конспектирование — это необходимые интеллектуально-трудовые действия, которые формируют умения работать с научными и публицистическими материалами, писать сочинения на литературные и свободные темы, подготавливать литературно-критические выступления различных жанров.

В комплексной работе над литературно-критической статьёй можно выделить следующие этапы: предварительное знакомство с автором-критиком, история создания статьи, характеристика художественно-эстетической позиции автора, чтение и комментирование статьи, анализ отдельных положений, конспектирование или тезирование.

Покажем методику работы с критическим источником на примере литературных статей В. Брюсова о Некрасове. В Х классе, давая общую характеристику поэзии Некрасова во вступительной лекции, приведем утверждение А. Дружинина: «Редкий из современных литераторов встречал со стороны своих ценителей и большую слепоту и большую сухость приговора». Отметим, что на рубеже веков некрасовская поэзия приобрела широчайшее распространение в демократических слоях общества, однако она ещё не получила того окончательного признания, которое поэт имеет в наше время. Наряду с горячей любовью поэзия Некрасова вызывала резкое неприятие у значительной части общества.

Особую роль в осмыслении некрасовского творчества сыграли статьи Брюсова. Расскажем ученикам, что литературно-критическая деятельность Брюсова многогранна. Всего им написано более шестисот статей и рецензий. Конкретность и конструктивная ясность анализа, меткость и аргументированность выводов, лаконизм и изящество стиля, широкая эрудиция создали Брюсову репутацию блестящего критика. С 1900 по1913 год Брюсов опубликовал четыре статьи, специально посвящённые поэзии Некрасова. Обращался он также к творчеству Некрасова неоднократно в выступлениях на другие темы. В условиях споров о поэзии Некрасова Брюсов избирает оригинальную стратегию: убедить массового читателя в том, что Некрасов настоящий поэт.

Приблизить поэта к восприятию предубеждённых против него современников критик мог только путем выделения, подчёркивания пластов его творчества, особенно близких и понятных читателям рубежа веков. Потому на первый план в статьях Брюсова выдвигаются оригинальность и широта некрасовского творчества, художественное мастерство, новаторские достижения в области поэтики.

Его статья «Н.А.Некрасов как поэт города» полемически заострена против любых попыток обеднить или принизить подлинное значение поэзии Некрасова. Отсюда постоянное подчёркивание общенационального, а не только крестьянского масштаба творчества, поэтической силы и мастерства, тематической широты созданного им мира, включавшего город наравне с деревней, фантастику наряду с бытом. Только исключительные таланты, отмечает Брюсов в статье, решаются выступить на новые пути, касаться тем, не затронутых в поэзии ранее. Город, созданный ХIХ веком –бесконечное скопление каменных громадин, резкие контрасты предельной роскоши и крайней нищеты, кипучая, своеобразная жизнь. С самых ранних до самых последних стихов в поэзии Некрасова чувствуется влияние города.

Поэт не закрывал глаза перед жизнью, которая кипела вокруг, он запечатлел в своих стихах образ современного ему Петербурга, зарисовав те типы и те сцены, которые видел ежедневно, изобразив и блеск города, и его мрак. В отношении Некрасова продуктивность и историческая прозорливость выбранной Брюсовым стратегии подтверждается тем, что по намеченным им направлениям развивалась деятельность следующих поколений исследователей творчества Некрасова. Представим методику работы над
критической статьей в форме таблицы:

Целевые установки Методы и приёмы
Создать представление о критике как интерпретаторе художественной литературы Предварительное знакомство с автором статьи Рассказ учителя о Брюсове как поэте, переводчике, теоретике и критике литературы
Объяснить мотивы обращения к творчеству Некрасова в данный исторический период История создания статьи Сообщение ученика о полемике вокруг Некрасова на рубеже веков как поводе для написания статьи
Раскрыть мировоззренческую позицию автора-критика. показать обусловленность выбора критической стратегии Характеристика художественно-эстетической позиции автора статьи Комментарии учителя, краткие сведения о символистской критике, об особом просветительском пафосе критических работ Брюсова
Способствовать адекватному пониманию текста статьи Чтение статьи. Комментирование. Анализ Классное чтение (выборочное), комментирование отдельных положений, домашнее чтение, конспектирование
Способствовать осмыслению оригинальной концепции творчества писателя, представленной в статье Обсуждение статьи в целом. Рассмотрение основных положений статьи Проблемное обсуждение положений статьи с элементами дискуссии
Вырабатывать навыки критической интерпретации произведения, способствовать развитию самостоятельного мышления Подведение итогов Итоговая беседа, сообщение о роли брюсовских статей в становлении современного некрасоведения

Работа по тезированию и конспектированию статей в старших классах приобретает все более самостоятельный характер, но не является-единственным видом работы над статьей. Полезно чаще проводить беседы по ее содержанию, стремиться к тому, чтобы учащиеся высказывали свое мнение по поводу отдельных положений критика, чтобы у них возникало желание в некоторых случаях поспорить с критиком, поэтому так важна постановка проблемных вопросов, использование на уроках элементов дискуссий, проведение урока-диспута. Например, на уроках по роману И. Гончарова «Обломов» стоит привлекать не только традиционную для школьной практики интерпретацию гончаровского романа, предложенную Н. Добролюбовым, но и работы А.Дружинина («Обломов», роман И.А.Гончарова», 1859), Д.Мережковского(«Гончаров», 1890; «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», 1893) и И. Анненского («Гончаров и его роман», 1892).

Приводим ниже вопросы дискуссионного характера, которые помогут учащимся подготовиться к уроку-диспуту, завершающему изучение романа Гончарова.

1) Какую черту творческой манеры И.А.Гончарова авторы критических работ характеризуют как сильнейшую сторону таланта писателя? Найдите собственные аргументы в подтверждение или опровержение данной характеристики и обоснуйте свой ответ.

2)Сопоставьте высказывания критиков, проанализируйте их в системе рассуждений и доказательств:

а) «Он (Гончаров) не дает, и, по-видимому, не хочет дать, никаких выводов. Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлеченной философии, а прямою целью сама по себе» (Добролюбов);

б) «Способность философского обобщения характера сильна в Гончарове; иногда она прорывает, как острие, живую художественную ткань романа и является в совершенной наготе...» (Мережковский); в) «Созерцатель по преимуществу, Гончаров и дорожил особенно обстановкой созерцания…» (И.Анненский). Кто из критиков, на ваш взгляд, ближе к истине?

3)Что критики говорят о характере Обломова? С кем вы более согласны? Нашли ли авторы, по вашему мнению, «ключ к тайне характера» Обломова?

4) Раскройте самостоятельно тезис Добролюбова: «Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе».

5) Сопоставьте формулы А.В.Дружинина: «В том-то и заслуга романиста, что он крепко сцепил все корни обломовщины с почвой народной жизни и поэзии – проявил нам ее мирные и незлобивые стороны, не скрыв ни одного из ее недостатков», и Н.А.Добролюбова: «… как ни лестны для нашего самолюбия похвалы г.Гончарова Обломову, но мы не можем признать их справедливыми… Обломов… все-таки… противен в своей ничтожности». Какая, на ваш взгляд, точнее отражает сущность раскрытого автором образа?

6) Кого из критиков вы считаете более правым в оценке Ольги Ильинской и почему? В чем сходство и в чем различие трактовок Гончаровкой героини?

7) Разделяете ли вы мнение И.Анненского, назвавшего Штольца «мещанским героем»? Найдите собственные аргументы в подтверждение или опровержение данной характеристики и обоснуйте свой ответ. Сопоставьте эту оценку с характеристиками, данными Штольцу Н.Добролюбовым, А.Дружинины и И.Анненским.

В спорах, в процессе диспута школьники учатся высказывать свое отношение к оценке критиков, отстаивать его, лучше постигают общественно-политические и эстетические взгляды авторов статей, роль данных статей в общественной жизни страны. Учитель поможет учащимся понять, какие задачи ставил каждый автор перед собой в статье, чем отличаются критерии оценки героев и произведения, как критики оценивают художественную манеру Гончарова, как интерпретируется в статьях образ Обломова. Надо продумать, какие фрагменты статей Мережковского и Анненского следует прочесть в классе, как сопоставить их с фрагментами статей Добролюбова и Дружинина, какими вопросами, обращенными к детям, стимулировать дискуссию, к каким эпизодам из романа следует вернуться на этом уроке, чтобы подтвердить правильность и убедительность позиций критиков или их опровергнуть. Трудно переоценить преимущества широкого использования приема сопоставления критических и литературоведческих интерпретаций текста в актуализации произведения, в активизации эмоционального восприятия и интеллектуальной деятельности старшеклассников.

Уместность приема сопоставления интерпретаций в старших классах обусловлена возрастными особенностями: склонностью к оперативным решениям ситуаций этического и эстетического выбора, переходом к ценностно ориентационной деятельности как основной. Теория применения приема сопоставления критических и литературоведческих интерпретаций художественных произведений разработана А.К. Киселевым.

Сопоставление интерпретаций рассматривается исследователем как один из приемов проблемного изучения литературы, генерирующих проблемные ситуации. Сопоставление интерпретаций текста способствует решению еще одной важной проблемы литературного образования. Сравнение прошлых и современных трактовок произведений русской классики открывает не только неоднозначность и неисчерпаемость художественного произведения, но и такую закономерность исторического функционирования классики, как усиление общечеловеческого начала.

3. Выбор приемов и форм изучения литературной критики обусловлен рядом факторов:

1) тематикой и содержанием критических статей (искусствоведческие, литературоведческие, биографические, сопоставительные, обзор периода в истории литературы, эстетические манифесты поэтических школ и т.д.);

2)специфическим характером программного материала, требующего от учащихся ценностно-ориентационной деятельности и овладения определенным иинтеллектуально-творческими умениями;

3) «факультативным» характером изучения критики в школе и необходимостью интенсивного усвоения материала за короткое время;

4)возрастными особенностями учащихся.

Обращение к критике и литературоведческим статьям должно происходить на всех этапах литературного образования: 5–7 классы – включение в уроки фрагментов статей об искусстве; знакомство со стиховедческими работами; 8–11классы – знакомство с отдельными авторами и их критическими статьями при изучении программных произведений; ознакомление с этапами развития критической мысли и деятельностью критиков.

Условием эффективного изучения литературной критики является его деятельностный характер, который проявляется в разнообразии методических форм и приемов, стимулирующих творческую деятельность учащихся; в соблюдении преемственности с содержанием и разновидностями деятельности учащихся, осуществляемыми в средних и старших классах при работе с критической статьей; в практической направленности работы, систематическом совершенствовании приемов, обеспечивающих интенсивность усвоения материала.

Возможности читательского восприятия младших подростков ограничены, уних слабо развиты синтезирующие, обобщающие и оценочные способности. Это затрудняет восприятие и осмысление литературно-критических статей. Роль аналитических приемов на данном этапе литературного развития невелика, большое место, наряду с различными видами чтения, занимают приемы эмоционально-образного постижения текста, активно используются игровые элементы.

В 5–7 классах прибегаем к критике не с целью детального изучения содержания статей, а для предварительного знакомства с отдельными авторами, а также для обучения школьников выполнению словесно-творческих работ(словесное рисование и иллюстрирование, описание герба поэта, памятника писателю или герою, пересоздание литературного текста средствами изобразительного искусства). Например, для обучения школьников словесному описанию ассоциативного восприятия литературного произведения в красках обращаемся к личности и творчеству М. Волошина.

Цель урока литературного творчества в 6 классе– обучение школьников интерпретации пейзажного стихотворения в смежных видах искусства (живописи и музыке). М.Волошин–человек множества дарований: поэт, переводчик, художник, историк искусств, ученый, краевед. Творчество М.Волошина представляет органический сплав нескольких видов искусства (поэзия, проза, живопись, скульптура, дизайн, театр).

На примере его произведений покажем возможность органического соединения, синтеза различных видов искусств. Искусствоведческие работы Волошина отличаются глубиной и оригинальностью суждений, точными наблюдениями. Волошин не просто выступает как теоретик и историк искусства, но в своих поэтических и живописных произведениях на практике реализует декларируемые эстетические принципы. На уроке ученики знакомятся с некоторыми гранями таланта М. Волошина: обсуждают фрагменты статей «Скелет живописи», «Чему учат иконы?», рассматривают репродукции с крымских акварелей Волошина, отмечая особенности использования живописных средств, работают с«живописной» лирикой (циклы «Киммерийские сумерки» и «Киммерийская весна»), в которой поэт словом блестяще «рисует» картины природы восточного Крыма.

Данные виды деятельности способствуют выработке у учащихся умения выражать в красках собственное восприятие литературного произведения и давать словесное описание своего рисунка. В среднем звене мы закладываем основу для того, чтобы в старших классах школьники смогли вдумчиво и заинтересованно работать с поэтическими текстами.

Для решения этой задачи в 5-7 классах проводим серию уроков «В творческой лаборатории поэта», где ребята знакомятся с фрагментами из стиховедческих работ и на практике отрабатывают некоторые приемы анализа поэтического текста. Для этой цели привлечем статьи «Поэзия как волшебство»,«Русский язык» К.Бальмонта, «Что такое поэзия?», «А.Н.Майков и педагогическое значение его поэзии» И.Анненского, «Лирика и эксперимент» А.Белого, «Орусском стихосложении», «О рифме» В.Брюсова, «Голоса поэтов» М. Волошина и др.

В старших классах изучение литературно-критических статей осуществляется по этапам, в соответствии с которыми происходит процесс формирования умений самостоятельно работать с критическими материалами (отбирать главное, тезировать, конспектировать, сопоставлять разные точки зрения). При этом происходит постепенное усложнение приемов работы над статьями, начиная от чтения и
анализа ее фрагментов под руководством учителя и кончая проведением деловых игр, показывающих и закрепляющих уже сформированные первоначальные умения.

Особое место в школьном курсе занимают критические статьи, которые непосредственно связаны с программными литературными произведениями. Покажем возможности использования литературно-критических статей на уроках литературы на примере творческого наследия поэтов-критиков «серебряного века».

Состав рассматриваемых в школе классических образцов реалистического метода литературной критики давно определён и не подлежит существенной корректировке. Иначе обстоит дело с работами представителей философско-эстетического направления русской критической мысли. В программе по литературе она абсолютно не представлена. С художественным творчеством поэтов-критиков ребята познакомятся в 11 классе. В 8 – 10 классах при рассмотрении монографических тем они получают предварительные сведения об авторах как критиках.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: