Вопрос 1. Оперные формы и понятия

История музыки и музыкальная литература Раздел I Зарубежная история музыки и музыкальная литература

 

 

Министерство образования Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тезаурус банка тестовых заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

История музыки и музыкальная литература

Раздел I Зарубежная история музыки и музыкальная литература

 

 

[наименование дисциплины, междисциплинарного курса]

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

Общие данные

 
     

 

 
Объем часов макс. по РУП  

 

 
     

 

 
Разработчик

Жукова Надежда Александровна

   
 

[фамилия, имя, отчество]

  [квалификационная категория]
   

 

           

 

 

Понятие, утверждение Определение
 

Тема 1.2 Возникновение и развитие оперы XVII веке

 

Вопрос 1.Оперные формы и понятия

1. Ария Центральная оперная сольная форма (различной степени сложности), замкнутая по композиции (обычно 2-х или 3-х частная), но имеющая бесконечное разнообразие индивидуальных воплощений. В арии, как правило, воплощается один образ (эмоциональное состояние). Содержанием арии становится раскрытие характера, чувств и переживаний героя, что нередко приводило к «остановке» в развитии оперного действия (явление, характерное для жанра оперы – seria XVIII века). 2. Речитатив (лат. recitare - читать вслух, декламировать) Род вокальной музыки, которая интонационно и ритмически воспроизводит бытовую и декламационную речь; речитатив обычно пишется ритмически свободно и не укладывается в нормативные музыкальные построения (пред-ложения, периоды и т.п.), то есть представляет собой и свободную (не типовую) музыкальную форму. Основная задача речитатива – стремление как можно выразительнее и глубже передать смысл текста, а через него и характер героя (что необходимо для развития драматического действия и ведет к поискам в области речитатива, его стиля). 3. Речитатив - secco (от итал.- «сухой»). Тип речитатива, который был характерным явлением для комических эпизодов (с участием крестьян и домашних слуг), тех опер, которые разыгрывались под открытым небом. Традиционный речитатив secco применялся в оперной музыке вплоть до середины XIX века. Он выражает основное действие (события). Стиль этого речитатива – напевный говор, сопровождавшийся протянутыми аккордами чембало (клавесин). 4. Речитатив - accompagnato (аккомпанированный) Мелодизированный речитатив, сопровождавшийся оркестром. Часто речитатив предшествует арии, контрастируя с ней. 5. Ансамбль (фр. ensemble – вместе).   Ансамбли различают по количеству исполнителей: - дуэт (два) - трио или терцет (три) - квартет (четыре) - квинтет (пять); и т.д. - Роль и значение: Ансамбли в опере бывают разнообразными по форме и содержанию и могут нести различное драматургическое значение, например: Ансамбль - ссора, примирение, согласие; Ансамбль – драматургическая завязка и кульминация, или торможение действия, приковывающее внимание к глубинным мотивам драмы. 6. Опера - seria Тип итальянской оперы, существовавший в  XVII-XVIII веках. Сформировался в творчестве неаполитанского композитора Алессандро Скарлатти (1660–1725). Основные черты оперы-seria 1) сюжеты – античные мифы, легендарные, историко-героические 2) основные оперные формы: а) ария – центральная оперная форма, вытеснившая почти все остальное. Ария полнее всего выразила художественно прекрасное и богатое мелодиче-ское начало и представляла замкнутую композиционную форму, в которой воплощался обычно один образ, одно эмоциональное и часто стереотипное состояние человека. типы арий: - ария – бравура (героическая) - ария – патетика (возвышенно-взволнованная) - ария- канцона (выражение простых чувств) - ария – ламенто - ария мести (быстрая по темпу, гневного характера и с блестящей колоратурой) - лирическая ария. У каждого типа арий сформировался свой круг выразительных средств (ритмические фигуры, мелодика, темп и дт.). В ариях формируются схематические приемы создания эмоций 7. Драматургия Искусство и метод развития образов. Музыкальная драматургия – жизнь образов в самостоятельном или совместном развитии. Развитие есть изменение музыки, то есть элементов ее речи. Драматургическое развитие произведения подчинено раскрытию оп-ределенной идеи. Основные драматургические принципы: - принцип контраста - принцип конфликтного столкновения - принцип сопоставления - принцип трансформации (трансформация – сильное изменение, преобразование одного состояния в другое)   8. Bel canto («бельканто») Вокальный стиль, сложившийся в неаполитанской оперной школе XVII века. Это мелодичное, технически совершенное пение, отвечавшее высоким требованиям театрального искусства. В свой лучший период такое пение отличалось большой эмоциональной выразительностью. В пении бельканто культивировался тембр звука, кантилена, фразировка. Величайшего искусства школа бельканто достигла в области динамики, ровности, и, наконец, была выработана доселе небывалая техника колоратуры («украшений» мелодии виртуозными приемами). Стиль бельканто страдал недостаточной психологической глубиной в исполнении, колоратурные импровизации зачастую нарушали границы драматически дозволенного, было пренебрежение к словам из-за бесконтрольного господства музыки.  9. Ария- lamento (ит.- жалоба, плач) Тип арии, характерный для оперы-seria, в котором выражается состояние скорби, печали. 10. Опера  (ит.opera – труд, сочинение) Синтетический жанр искусства, в котором сочетаются драматическое действие, музыка, поэзия, живопись, танец. Первым стал применять термин «опера» по отношению к музыкальному спектаклю венецианский композитор Ф. Кавалли (1602 – 1676). 11. Либретто (ит. libretto – книжечка) Полный словесный текст крупного музыкально-театрального сочинения (оперы, балета), а также оратории и др. Автор либретто – либреттист.  

Вопрос 2. Музыкальный склад

12. Гомофония [от греч. homos – равный и phon – звук, голос] - вид многоголосия (от двух и более голосов), при котором один из голосов (обычно верхний) имеет наиболее важное значение, а другие – подчиненное. Главенствующий голос еще называют мелодия (индивидуализированный и выделяющийся по сравнению с другими голос), а подчиненные голоса – аккомпанемент (фон, сопровождение). Основное выражение гомофония находит в гомофонно-гармонической фактуре. 13. Полифония [от греч. poly – много и phone – звук, голос] – вид многоголосия (от двух и более голосов), основывающийся на одновременном звучании нескольких самостоятельных по значению, но взаимосвязанных друг с другом мелодических выразительных голосов – линий (тем не менее, есть полифонические произведения, где возможно главенство одного из голосов, ведущего мелодию все время в одном регистре). К полифонии применительно такое понятие как контрапункт – противостояние голосов (от лат. punktum contra punktum – точка против точки).  

Вопрос 3. Оперные школы Италии XVII века и особенности итальянской культуры

14. Флорентийская опера Здесь, на рубеже  XVI-XVII веков, появилась первая в истории музыки опера, жанр которой носил название Dramma per musika, что значит «драма посредством музыки». Сам замысел оперы возник как возрождение эстетики и драматургии античной трагедии в новых временных условиях (интерес к Античности характерен для искусства и философии всей эпохи Возрождения). Просвещенные флорентийские гуманисты (Джованни Барди, Якопо Корси) – музыканты, ученые и любители искусства создали «академию» или «камерату» (ит. camerа – салон). Ранняя опера мыслилась участниками камераты как возрождение духа античной трагедии, понимаемой как синтез искусств. Подражание античной трагедии выражалось через внешние черты. Считается, что первая опера «Дафна» сочинена в 1594 году – авторы Якопо Пери и Оттавио Ринуччини. Основой вокальной речи стал речитатив, приближающийся к музыкальной декламации – пение, более приподнятое, чем обычная речь, но менее очерченное, чем мелодия. В творчестве камераты еще не получили должного развития ариозное начало и кантилена. 15. Римская опера Образовалась в первой половине XVII века. Начиная с 1620-х гг. Рим стал признанным центром искусства барокко в живописи и архитектуре. В 1630-е годы был построен оперный театр, вмещавший три тысячи человек и находившийся во дворце знатного семейства Барберини. Рим – это центр католицизма, и здесь опера с момента возникновения приобрела свои особенности в выборе сюжетов и качестве постановок (преобладание религиозно-назидательной тематики, впечатляющее искусство «на зрителя», роскошное сверх меры, отличающееся театральными эффектами, драматическими контрастами, пение мужчин-сопранистов). Представители римской оперной школы: Стефано Ланди, Лоретто Виттори, Антонио Абаттини, Марко Марадзоли, братья Мадзоки. 16. Венецианская опера Центр оперного искусства середины XVII века. Этот город отличается своими природно-географическими и социальными особенностями, повлиявшими на его культуру и уклад художественной жизни. Население Венеции разнородно (это город населяли купцы и предприниматели, аристократы и простой народ). Оперный театр становился коммерческим предприятием, предприниматели от искусства должны были любыми способами привлечь туда публику, и скоро искусство стало зависеть от ее вкусов. Эти условия повлияли как на особенности постановок, так и на музыкально-драматургическую часть венецианских оперных спектаклей. Первый оперный общественный театр открыт в Венеции в 1637 году – театр Сан-Кассиано. Представители венецианской оперной школы: среди многих из них выделяются Франческо Кавалли (1602 – 1676) и Марко-Антонио Чести (1623 – 1669), самая известная опера которого – «Золотое яблоко» (в пяти действиях). Свою роль в развитии оперы в Венеции сыграл великий Клаудио Монтеверди (1567-1643). Особенности музыкального стиля – в оперу включаются маленькие арии народно-песенного склада типа уличных канцонетт; – установился тип замкнутой арии концертного плана, которые останавливали драматическое действие и подчас вовсе не были с ним связаны (М.-А.Чести). – музыкальный язык опер ориентируется на легко запоминающуюся музыку, его источником становится народная музыка, ее ритмы и интонации. В Венеции популярен такой народный песенный жанр как баркарола (песня гондольеров – лодочников). – сольное пение вытесняет хор и балет; Немаловажной особенностью постановок опер в Венеции являлись интермедии — комические эпизоды, которые вставлялись в серьезные представления и часто не связанные с сюжетом. 17. Неаполитанская опера Центр оперного искусства второй половины XVII – начало XVIII веков. Неаполь – город на юге Италии, славившийся своими народными песнями, со своими сложившимися культурно-музыкальными традициями. Изобилие фольклора стало источником такого расцвета оперной мелодики, какого не слыхали ни Рим, ни Венеция. Уже в XVI веке здесь функционировали четыре консерватории (первоначально они были просто приютами для бедных детей и сирот, где отводилось много времени музыкальным занятиям, питомцы консерваторий были певчими в церковных хорах). Представители: Франческо Провенцале (ок. 1627–1704) и Алессандро Скарлатти (1660-1725). В целом неаполитанская опера представляет собой тип барочной оперы, умеренной по идеям, образам и выразительным средствам, оперные формы были приведены к некоему художественному равновесию и единству. Скарлатти создал в своем творчестве тип оперы-seria («серьезной оперы»), который стал эталоном для композиторов в дальнейшем. 18. Гондола Лодка, на которой передвигаются по венецианским многочисленным каналам. 19. Баркарола Песня венецианских гондольеров (лодочников). 20. Неаполитанский секстаккорд Гармония II низкой ступени (употреблялся в основном в миноре, в минорной тональности – это мажорное созвучие).  

Тема 1.3 Западноевропейское музыкальное барокко XVII – первой половины XVIII веков

 

Вопрос 1. Эстетические идеи, принципы и установки.

21. Барокко (ит. “barocco” - причудливый) «Барокко» понимается и как историческая эпоха, и как художественный стиль. В наиболее известном значении Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI-XVII столетиий, а затем частично во Франции, а также в Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. В XVIII в. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное. Временные рамки музыкального барокко охватывают 1600-1750 годы. Основные черты эпохи: 1. Антиномичность (специфическая двойственность сознания и миропонимания), которая находит проявление во всех сферах жизни и видах искусства; Гармонию неустойчивую, исполненную тревоги, теоретики барокко говорят о «созвучии несозвучного», о Concordia discordans. 2. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; 3. Повышенная эмоциональность; 4. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 5. Театральность - яркая контрастность, эмоциональность образов; 6. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин); 7. Тяготение к обобщающим и связывающим формам: а) целостностные системы философии; б) поиск единства в противоречиях жизни; в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению; д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства; е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера). 8. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений в архитектуре, музыке). 9.В категории пространства: а) пышность и прихотливость форм; б) сочетание крайностей; в) двойственное отношение к художественному пространству (рациональность и иррациональность; г) вертикальные ориентиры («верх» - «низ»);     Идеи: ● этика христианства нашла выражение в идеях жертвенности, искупления, бессмертия души. - от теоцентризма шла идея небесной капеллы, Бога как органиста, вселенской гармонии макрокосмоса, отражающегося в микрокосмосе — гармонии, музыке, инструментах земных музыкантов. ● от гуманизма и гомоцентризма шла космология нового, светского типа - человек был наделен свободой воли и сильными чувствами; делалась попытка всемирного обозрения (в опере): дейст-вовали боги, цари, кентавры, злодеи, происходили землетрясения, кораблекрушения. ● тенденцией, противостоящей этой свободе и текучести барокко, была идея «порядка», выра-зившаяся в создании равномерной темперации, в направленности всех гармоний к одной цели — Т (Рамо), в гармонической триаде Т, D, S, достигшей совершенства у И.С. Баха, в числовых пропорциях музыкальных форм (в немецкой традиции).            ● Идея обособления музыки от слова. Под оболочкой словесной эмблематики произошло становление автономной, «абсолютной» музыки, инструментальных жанров. ● Идея синтеза искусств и повышенная ассоциативность. Вся эпоха барокко разделяла мысль: искусства нельзя разграничивать, художники стремились к их синтезу. Мыслители барокко соглашались, что «поэзия есть говорящая живопись, живопись – немая поэзия». Язык соответствий, доведенный до цветозвуковых представлений, разработал в музыкальной теории А. Кирхер. Представители музыкального барокко: — Г.Перселл — К.Монтеверди — Д.Фрекскобальди — Г.Шютц — Ж.-Б.Люлли — Д.Букстехуде — И.Пахельбель — А.Корелли — Т.Альбинони — А.Вивальди И.С.Бах         22. Музыкальная символика Символика чисел, слов, музыкально-риторическх фигур. Символ многозначен, двуедин, он обращается и к логике, и к подсознанию, объединяет духовное и чувственное. Общий дух эпохи барокко отличался многозначностью восприятия мира, ассоциативностью мышления, установлением далеких связей между образами и явлениями. Задача художника эпохи барокко состояла в воссоздании заново окружающей действительности, раскрытии скрытого в ней смысла. Музыкально - риторические фигуры получили индивидуальное применение у каждого композитора. Наиболее изученной является система музыкальных символов И.С.Баха. 23. Музыкальная символика И.С.Баха Система символов Баха опирается на такие основы как музыкальная риторика и протестантский хорал. На основании изучения кантатно-ораториального творчества Баха, выявления аналогий и мотивных связей этих произведений с его клавирными и инструментальными сочинениями, использования в них хоральных цитат и музыкально-риторических фигур, Б.Л. Яворский (1877-1942),русский музыковед, исследователь творчества И.С.Баха, разработал систему музыкальных символов.  

Вопрос 2. Полифонические термины и понятия

№ Понятие, утверждение Определение 24. Подголосочная полифония Вид полифонии, отличающийся одновременным сочетанием напева и его вариантов – подголосков. Существует в народной музыке, применяется композиторами в хоровой музыке, обработках народных песен. 25. Контрастная полифония (разнотемная) Вид полифонии, отличающийся одновременным звучанием различных тем, контрастирующих по характеру друг с другом, а потому ясно выделяющихся. Контрапункт нескольких различных самостоятельных мелодий. 26. Имитационная полифония В имитационной полифонии голоса имитируют друг друга, вступая по очереди: в то время как в одном голосе тема отзвучала, она же появляется в другом голосе, затем в третьем и т. д. Когда какой-либо голос проводит тему, другой в это время продолжает мелодическое развитие, исполняя контрапункт к теме, или же молчит до очередного своего вступления.  27. Контрапункт   «Точка против точки»; буквально - соединение голосов. 28. Тема Главная мысль полифонического произведения, с которой оно начинается и образно определяется. Тема определяет особенности строения и развития пьесы (фуги), выражает ее общее содержание. 29. Имитация   подражание; прием повторения вслед за темой (мелодией) в одном голосе этой же темы в другом голосе 30. Канон (греч.kanon – правило, образец) Вид полифонического имитационного многоголосия, при котором происходит разновременное исполнение разными голосами одной и той же мелодии – темы (то есть происходит непрерывная имитация одной и той же темы во всех голосах). Голоса, исполняющие тему, могут быть одного или разных регистров, вступать в разные интервалы (в приму, октаву, квинту). Канон встречается как самостоятельная форма произведений или как отдельное построение внутри сочинения. 31. Противосложение Голос (мелодия), звучащий вместе с темой.   32. Фуга (итал. Fuga – течение, бег) Полифоническая форма (и жанр), которая основывается на имитационном изложении темы и ее различных преобразованиях. Развертывание фуги - процесс непрерывного обновления, в котором при всем богатстве развития удерживается единый образ. 33. Интермедия   разработочное построение, которое помещается между «соседними» проведениями темы. 34. Экспозиционная часть фуги группа проведений (изложений) темы по числу общих голосов 35. Стретта («сжатие») вступление темы в одном из голосов, не дожидаясь его окончания в предыдущем; контрапункт темы с той же темой  

Вопрос 3. Творчество И.С.Баха (1685-1750) как наивысшее обобщение эпохи барокко

36. Иоганн Себастьян Бах – Характеристика творчества   И-С. Бах – уникальное явление мировой музыки. Его творчество обобщает достижения почти двухвековой исторической эпохи от Жоскена Депре и Палестрины до Монтеверди и Букстехуде. Бах завершает эпоху Высокого западноевропейского барокко. Творчество И.С.Баха - образец глубокого художественного содержания музыки, что проявляется буквально в каждом сочинении – будь то Высокая Месса или небольшая клавирная прелюдия. Стилеобразующие элементы (веками разрабатывающийся полифонический склад письма, кантиленно-декламационная мелодика Ренессанса, мотивная техника, тонально-гармоническое мышление, принцип концертирования) в системном единстве предстали у Баха. Бах – великий полифонист, он выявляет колоссальные художественно-выразительные возможности полифонии, чему способствовал и мелодический дар. Среди инструментальных полифонических жанров главенствующее положение в музыке Баха занимает фуга (прежде всего для органа и клавира). 37.     38. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха Цикл из 48 прелюдий и фуг в двух томах (1722, 1742 – Кетен, Лейпциг), одно из известнейших сочинений Баха. Цикл обладает широким спектром различных достоинств и уже почти три столетия остается непревзойденным по своей значимости. Хорошо темперированный клавир – это своеобразный «памятник» культуры в истории музыки, ее полифонических жанров и музыкально-педагогического развития, пример идеального художественного «слышания» выразительных возможностей не только 24-х ладотональностей, но и их философско-эстетического и религиозного «прочтения», не удававшегося с тех пор еще никому из композиторов. «Хорошо темперированный клавир» представляет поистине энциклопедический сборник, раскрывающий различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. До сих пор это сочинение считается своеобразной энциклопедией баховских образов. Концепция баховского ХТК вдохновлена образами и идеями Священного писания – явления, составляющего неотъемлемую часть жизни, исток творчества многих поколений западноевропейских художников. А обращение к библейским сюжетам и цитирование хоральных мелодий в камерно-инструментальной музыке даже сложилось к моменту написания Бахом «Хорошо темперированного клавира» (1722 год) в Германии в определенную историческую традицию. Цели создания ХТК: 1) Педагогические (расширение образного кругозора ученика; знакомство с контрапунктиче-ской техникой; развитие навыков игры). 2) Решение проблемы акустической темперации (чтобы все 24 тональности звучали одинаково хорошо). Во времена Баха клавир еще был несовершенен, тональности с большим количеством знаков не употреблялись. Сам Бах мог настроить инструмент идеально точно, поэтому цикл рассчитан на «хорошо темперированный», то есть настроенный на одинаковые полутоны клавир. 3) Художественные. Выявление образно-смыслового значения каждой из 24-х ладотональностей. ХТК – памятник всем существующим тональностям и «Библия» Баховских образов. Композиция: В каждом томе Хорошо темперированного клавира (ХТК) 12 мажорных и 12 минорных прелюдий и фуг. Каждый малый цикл (прелюдия и фуга) располагается по полутонам вверх (в хроматическом порядке). Сопоставляются одноименный мажор и минор. Содержание: Б.Л.Яворский установил в ХТК несколько сюжетно смысловых пластов, связанных с основными вехами евангельского повествования и предложил несколько внутренних периодов - групп сюжетно смысловых пластов.  I     Ветхий Завет. II    Рождество. Детство Христа. III  Юность. Деяния Христа. IV  Страстная неделя. V    Торжественный пасхальный цикл. VI  Догматический цикл. 39. Тема креста   Один из главнейших символов музыки И.С.Баха. Символ                         страстей,страданий, распятия, искупления. Четырехзвучный мотив из двух хроматических интонаций - мотивов вздоха). 40. Символ постижения воли Господней Принятие Христом предуготовленного жребия; стойкость веры; уверенность, надежда; квартовая интонация с секундовым завершением; восходящий тетрахорд; квартовые ходы 41. Протестантский хорал Духовное песнопение немецких христиан, появившееся на замену католическим в XV в. Составляет основу протестантских богослужений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: