История музыки и музыкальная литература Раздел I Зарубежная история музыки и музыкальная литература
Министерство образования Республики Коми
|
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| тезаурус банка тестовых заданий
|
|
|
|
|
|
|
|
| История музыки и музыкальная литература
Раздел I Зарубежная история музыки и музыкальная литература
|
|
| [наименование дисциплины, междисциплинарного курса]
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | |
| Общие данные
|
|
|
|
|
|
|
Объем часов
| макс. по РУП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработчик
| Жукова Надежда Александровна
|
|
|
| [фамилия, имя, отчество]
|
| [квалификационная категория]
|
|
|
|
| | | | | |
|
№
| Понятие, утверждение
| Определение
|
| Тема 1.2 Возникновение и развитие оперы XVII веке
|
| |
Вопрос 1.Оперные формы и понятия
1.
| Ария
| Центральная оперная сольная форма (различной степени сложности), замкнутая по композиции (обычно 2-х или 3-х частная), но имеющая бесконечное разнообразие индивидуальных воплощений. В арии, как правило, воплощается один образ (эмоциональное состояние). Содержанием арии становится раскрытие характера, чувств и переживаний героя, что нередко приводило к «остановке» в развитии оперного действия (явление, характерное для жанра оперы – seria XVIII века).
|
2.
| Речитатив
| (лат. recitare - читать вслух, декламировать)
Род вокальной музыки, которая интонационно и ритмически воспроизводит бытовую и декламационную речь; речитатив обычно пишется ритмически свободно и не укладывается в нормативные музыкальные построения (пред-ложения, периоды и т.п.), то есть представляет собой и свободную (не типовую) музыкальную форму.
Основная задача речитатива – стремление как можно выразительнее и глубже передать смысл текста, а через него и характер героя (что необходимо для развития драматического действия и ведет к поискам в области речитатива, его стиля).
|
3.
| Речитатив - secco
| (от итал.- «сухой»).
Тип речитатива, который был характерным явлением для комических эпизодов (с участием крестьян и домашних слуг), тех опер, которые разыгрывались под открытым небом. Традиционный речитатив secco применялся в оперной музыке вплоть до середины XIX века. Он выражает основное действие (события). Стиль этого речитатива – напевный говор, сопровождавшийся протянутыми аккордами чембало (клавесин).
|
4.
| Речитатив - accompagnato (аккомпанированный)
| Мелодизированный речитатив, сопровождавшийся оркестром. Часто речитатив предшествует арии, контрастируя с ней.
|
5.
| Ансамбль
(фр. ensemble – вместе).
| Ансамбли различают по количеству исполнителей:
- дуэт (два)
- трио или терцет (три)
- квартет (четыре)
- квинтет (пять); и т.д.
- Роль и значение:
Ансамбли в опере бывают разнообразными по форме и содержанию и могут нести различное драматургическое значение, например:
Ансамбль - ссора, примирение, согласие;
Ансамбль – драматургическая завязка и кульминация, или торможение действия, приковывающее внимание к глубинным мотивам драмы.
|
6.
| Опера - seria
| Тип итальянской оперы, существовавший в XVII-XVIII веках. Сформировался в творчестве неаполитанского композитора Алессандро Скарлатти (1660–1725).
Основные черты оперы-seria
1) сюжеты – античные мифы, легендарные, историко-героические
2) основные оперные формы:
а) ария – центральная оперная форма, вытеснившая почти все остальное. Ария полнее всего выразила художественно прекрасное и богатое мелодиче-ское начало и представляла замкнутую композиционную форму, в которой воплощался обычно один образ, одно эмоциональное и часто стереотипное состояние человека.
типы арий:
- ария – бравура (героическая)
- ария – патетика (возвышенно-взволнованная)
- ария- канцона (выражение простых чувств)
- ария – ламенто
- ария мести (быстрая по темпу, гневного характера и с блестящей колоратурой)
- лирическая ария.
У каждого типа арий сформировался свой круг выразительных средств (ритмические фигуры, мелодика, темп и дт.). В ариях формируются схематические приемы создания эмоций
|
7.
| Драматургия
| Искусство и метод развития образов. Музыкальная драматургия – жизнь образов в самостоятельном или совместном развитии. Развитие есть изменение музыки, то есть элементов ее речи. Драматургическое развитие произведения подчинено раскрытию оп-ределенной идеи.
Основные драматургические принципы:
- принцип контраста
- принцип конфликтного столкновения
- принцип сопоставления
- принцип трансформации (трансформация – сильное изменение, преобразование одного состояния в другое)
|
8.
| Bel canto («бельканто»)
| Вокальный стиль, сложившийся в неаполитанской оперной школе XVII века.
Это мелодичное, технически совершенное пение, отвечавшее высоким требованиям театрального искусства. В свой лучший период такое пение отличалось большой эмоциональной выразительностью. В пении бельканто культивировался тембр звука, кантилена, фразировка. Величайшего искусства школа бельканто достигла в области динамики, ровности, и, наконец, была выработана доселе небывалая техника колоратуры («украшений» мелодии виртуозными приемами). Стиль бельканто страдал недостаточной психологической глубиной в исполнении, колоратурные импровизации зачастую нарушали границы драматически дозволенного, было пренебрежение к словам из-за бесконтрольного господства музыки.
|
9.
| Ария- lamento
| (ит.- жалоба, плач)
Тип арии, характерный для оперы-seria, в котором выражается состояние скорби, печали.
|
10.
| Опера
| (ит.opera – труд, сочинение)
Синтетический жанр искусства, в котором сочетаются
драматическое действие, музыка, поэзия, живопись, танец. Первым стал применять термин «опера» по отношению к музыкальному спектаклю венецианский композитор Ф. Кавалли (1602 – 1676).
|
11.
| Либретто
| (ит. libretto – книжечка)
Полный словесный текст крупного музыкально-театрального сочинения (оперы, балета), а также оратории и др. Автор либретто – либреттист.
|
|
Вопрос 2. Музыкальный склад
|
12.
| Гомофония
| [от греч. homos – равный и phon – звук, голос] - вид многоголосия (от двух и более голосов), при котором один из голосов (обычно верхний) имеет наиболее важное значение, а другие – подчиненное. Главенствующий голос еще называют мелодия (индивидуализированный и выделяющийся по сравнению с другими голос), а подчиненные голоса – аккомпанемент (фон, сопровождение). Основное выражение гомофония находит в гомофонно-гармонической фактуре.
|
13.
| Полифония
| [от греч. poly – много и phone – звук, голос] – вид многоголосия (от двух и более голосов), основывающийся на одновременном звучании нескольких самостоятельных по значению, но взаимосвязанных друг с другом мелодических выразительных голосов – линий (тем не менее, есть полифонические произведения, где возможно главенство одного из голосов, ведущего мелодию все время в одном регистре). К полифонии применительно такое понятие как контрапункт – противостояние голосов (от лат. punktum contra punktum – точка против точки).
|
|
Вопрос 3. Оперные школы Италии XVII века и особенности итальянской культуры
|
14.
| Флорентийская опера
| Здесь, на рубеже XVI-XVII веков, появилась первая в истории музыки опера, жанр которой носил название Dramma per musika, что значит «драма посредством музыки». Сам замысел оперы возник как возрождение эстетики и драматургии античной трагедии в новых временных условиях (интерес к Античности характерен для искусства и философии всей эпохи Возрождения). Просвещенные флорентийские гуманисты (Джованни Барди, Якопо Корси) – музыканты, ученые и любители искусства создали «академию» или «камерату» (ит. camerа – салон).
Ранняя опера мыслилась участниками камераты как возрождение духа античной трагедии, понимаемой как синтез искусств. Подражание античной трагедии выражалось через внешние черты.
Считается, что первая опера «Дафна» сочинена в 1594 году – авторы Якопо Пери и Оттавио Ринуччини.
Основой вокальной речи стал речитатив, приближающийся к музыкальной декламации – пение, более приподнятое, чем обычная речь, но менее очерченное, чем мелодия. В творчестве камераты еще не получили должного развития ариозное начало и кантилена.
|
15.
| Римская опера
| Образовалась в первой половине XVII века. Начиная с 1620-х гг. Рим стал признанным центром искусства барокко в живописи и архитектуре. В 1630-е годы был построен оперный театр, вмещавший три тысячи человек и находившийся во дворце знатного семейства Барберини. Рим – это центр католицизма, и здесь опера с момента возникновения приобрела свои особенности в выборе сюжетов и качестве постановок (преобладание религиозно-назидательной тематики, впечатляющее искусство «на зрителя», роскошное сверх меры, отличающееся театральными эффектами, драматическими контрастами, пение мужчин-сопранистов). Представители римской оперной школы: Стефано Ланди, Лоретто Виттори, Антонио Абаттини, Марко Марадзоли, братья Мадзоки.
|
16.
| Венецианская опера
| Центр оперного искусства середины XVII века. Этот город отличается своими природно-географическими и социальными особенностями, повлиявшими на его культуру и уклад художественной жизни. Население Венеции разнородно (это город населяли купцы и предприниматели, аристократы и простой народ).
Оперный театр становился коммерческим предприятием, предприниматели от искусства должны были любыми способами привлечь туда публику, и скоро искусство стало зависеть от ее вкусов. Эти условия повлияли как на особенности постановок, так и на музыкально-драматургическую часть венецианских оперных спектаклей. Первый оперный общественный театр открыт в Венеции в 1637 году – театр Сан-Кассиано.
Представители венецианской оперной школы: среди многих из них выделяются Франческо Кавалли (1602 – 1676) и Марко-Антонио Чести (1623 – 1669), самая известная опера которого – «Золотое яблоко» (в пяти действиях). Свою роль в развитии оперы в Венеции сыграл великий Клаудио Монтеверди (1567-1643).
Особенности музыкального стиля
– в оперу включаются маленькие арии народно-песенного склада типа уличных канцонетт;
– установился тип замкнутой арии концертного плана, которые останавливали драматическое действие и подчас вовсе не были с ним связаны (М.-А.Чести).
– музыкальный язык опер ориентируется на легко запоминающуюся музыку, его источником становится народная музыка, ее ритмы и интонации. В Венеции популярен такой народный песенный жанр как баркарола (песня гондольеров – лодочников).
– сольное пение вытесняет хор и балет;
Немаловажной особенностью постановок опер в Венеции являлись интермедии — комические эпизоды, которые вставлялись в серьезные представления и часто не связанные с сюжетом.
|
17.
| Неаполитанская опера
| Центр оперного искусства второй половины XVII – начало XVIII веков. Неаполь – город на юге Италии, славившийся своими народными песнями, со своими сложившимися культурно-музыкальными традициями. Изобилие фольклора стало источником такого расцвета оперной мелодики, какого не слыхали ни Рим, ни Венеция. Уже в XVI веке здесь функционировали четыре консерватории (первоначально они были просто приютами для бедных детей и сирот, где отводилось много времени музыкальным занятиям, питомцы консерваторий были певчими в церковных хорах). Представители: Франческо Провенцале (ок. 1627–1704) и Алессандро Скарлатти (1660-1725). В целом неаполитанская опера представляет собой тип барочной оперы, умеренной по идеям, образам и выразительным средствам, оперные формы были приведены к некоему художественному равновесию и единству. Скарлатти создал в своем творчестве тип оперы-seria («серьезной оперы»), который стал эталоном для композиторов в дальнейшем.
|
18.
| Гондола
| Лодка, на которой передвигаются по венецианским многочисленным каналам.
|
19.
| Баркарола
| Песня венецианских гондольеров (лодочников).
|
20.
| Неаполитанский секстаккорд
| Гармония II низкой ступени (употреблялся в основном в миноре, в минорной тональности – это мажорное созвучие).
|
| Тема 1.3 Западноевропейское музыкальное барокко XVII – первой половины XVIII веков
|
|
Вопрос 1. Эстетические идеи, принципы и установки.
|
21.
| Барокко
| (ит. “barocco” - причудливый)
«Барокко» понимается и как историческая эпоха, и как художественный стиль. В наиболее известном значении Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI-XVII столетиий, а затем частично во Франции, а также в Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. В XVIII в. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное. Временные рамки музыкального барокко охватывают 1600-1750 годы.
Основные черты эпохи:
1. Антиномичность (специфическая двойственность сознания и миропонимания), которая находит проявление во всех сферах жизни и видах искусства;
Гармонию неустойчивую, исполненную тревоги, теоретики барокко говорят о «созвучии несозвучного», о Concordia discordans.
2. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями;
3. Повышенная эмоциональность;
4. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;
5. Театральность - яркая контрастность, эмоциональность образов;
6. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин);
7. Тяготение к обобщающим и связывающим формам:
а) целостностные системы философии;
б) поиск единства в противоречиях жизни;
в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли;
г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;
д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства;
е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера).
8. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений в архитектуре, музыке).
9.В категории пространства:
а) пышность и прихотливость форм;
б) сочетание крайностей;
в) двойственное отношение к художественному пространству (рациональность и иррациональность;
г) вертикальные ориентиры («верх» - «низ»);
Идеи:
● этика христианства нашла выражение в идеях жертвенности, искупления, бессмертия души.
- от теоцентризма шла идея небесной капеллы, Бога как органиста, вселенской гармонии макрокосмоса, отражающегося в микрокосмосе — гармонии, музыке, инструментах земных музыкантов.
● от гуманизма и гомоцентризма шла космология нового, светского типа - человек был наделен свободой воли и сильными чувствами; делалась попытка всемирного обозрения (в опере): дейст-вовали боги, цари, кентавры, злодеи, происходили землетрясения, кораблекрушения.
● тенденцией, противостоящей этой свободе и текучести барокко, была идея «порядка», выра-зившаяся в создании равномерной темперации, в направленности всех гармоний к одной цели — Т (Рамо), в гармонической триаде Т, D, S, достигшей совершенства у И.С. Баха, в числовых пропорциях музыкальных форм (в немецкой традиции).
● Идея обособления музыки от слова. Под оболочкой словесной эмблематики произошло становление автономной, «абсолютной» музыки, инструментальных жанров.
● Идея синтеза искусств и повышенная ассоциативность. Вся эпоха барокко разделяла мысль: искусства нельзя разграничивать, художники стремились к их синтезу. Мыслители барокко соглашались, что «поэзия есть говорящая живопись, живопись – немая поэзия». Язык соответствий, доведенный до цветозвуковых представлений, разработал в музыкальной теории А. Кирхер.
Представители музыкального барокко:
Г.Перселл
К.Монтеверди
Д.Фрекскобальди
Г.Шютц
Ж.-Б.Люлли
Д.Букстехуде
И.Пахельбель
А.Корелли
Т.Альбинони
А.Вивальди
И.С.Бах
|
22.
| Музыкальная символика
| Символика чисел, слов, музыкально-риторическх фигур. Символ многозначен, двуедин, он обращается и к логике, и к подсознанию, объединяет духовное и чувственное. Общий дух эпохи барокко отличался многозначностью восприятия мира, ассоциативностью мышления, установлением далеких связей между образами и явлениями. Задача художника эпохи барокко состояла в воссоздании заново окружающей действительности, раскрытии скрытого в ней смысла. Музыкально - риторические фигуры получили индивидуальное применение у каждого композитора.
Наиболее изученной является система музыкальных символов И.С.Баха.
|
23.
| Музыкальная символика И.С.Баха
| Система символов Баха опирается на такие основы как музыкальная риторика и протестантский хорал.
На основании изучения кантатно-ораториального творчества Баха, выявления аналогий и мотивных связей этих произведений с его клавирными и инструментальными сочинениями, использования в них хоральных цитат и музыкально-риторических фигур, Б.Л. Яворский (1877-1942),русский музыковед, исследователь творчества И.С.Баха, разработал систему музыкальных символов.
|
|
Вопрос 2. Полифонические термины и понятия
|
№
| Понятие, утверждение
| Определение
|
24.
| Подголосочная полифония
| Вид полифонии, отличающийся одновременным сочетанием напева и его вариантов – подголосков. Существует в народной музыке, применяется композиторами в хоровой музыке, обработках народных песен.
|
25.
| Контрастная полифония
(разнотемная)
| Вид полифонии, отличающийся одновременным звучанием различных тем, контрастирующих по характеру друг с другом, а потому ясно выделяющихся. Контрапункт нескольких различных самостоятельных мелодий.
|
26.
| Имитационная полифония
| В имитационной полифонии голоса имитируют друг друга, вступая по очереди: в то время как в одном голосе тема отзвучала, она же появляется в другом голосе, затем в третьем и т. д. Когда какой-либо голос проводит тему, другой в это время продолжает мелодическое развитие, исполняя контрапункт к теме, или же молчит до очередного своего вступления.
|
27.
| Контрапункт
| «Точка против точки»; буквально - соединение голосов.
|
28.
| Тема
| Главная мысль полифонического произведения, с которой оно начинается и образно определяется. Тема определяет особенности строения и развития пьесы (фуги), выражает ее общее содержание.
|
29.
| Имитация
| подражание; прием повторения вслед за темой (мелодией) в одном голосе этой же темы в другом голосе
|
30.
| Канон
(греч.kanon – правило, образец)
| Вид полифонического имитационного многоголосия, при котором происходит разновременное исполнение разными голосами одной и той же мелодии – темы (то есть происходит непрерывная имитация одной и той же темы во всех голосах). Голоса, исполняющие тему, могут быть одного или разных регистров, вступать в разные интервалы (в приму, октаву, квинту). Канон встречается как самостоятельная форма произведений или как отдельное построение внутри сочинения.
|
31.
| Противосложение
| Голос (мелодия), звучащий вместе с темой.
|
32.
| Фуга
(итал. Fuga – течение, бег)
| Полифоническая форма (и жанр), которая основывается на имитационном изложении темы и ее различных преобразованиях. Развертывание фуги - процесс непрерывного обновления, в котором при всем богатстве развития удерживается единый образ.
|
33.
| Интермедия
| разработочное построение, которое помещается между «соседними» проведениями темы.
|
34.
| Экспозиционная часть фуги
| группа проведений (изложений) темы по числу общих голосов
|
35.
| Стретта
(«сжатие»)
| вступление темы в одном из голосов, не дожидаясь его окончания в предыдущем; контрапункт темы с той же темой
|
|
Вопрос 3. Творчество И.С.Баха (1685-1750) как наивысшее обобщение эпохи барокко
|
36.
| Иоганн Себастьян Бах –
Характеристика творчества
| И-С. Бах – уникальное явление мировой музыки. Его творчество обобщает достижения почти двухвековой исторической эпохи от Жоскена Депре и Палестрины до Монтеверди и Букстехуде. Бах завершает эпоху Высокого западноевропейского барокко. Творчество И.С.Баха - образец глубокого художественного содержания музыки, что проявляется буквально в каждом сочинении – будь то Высокая Месса или небольшая клавирная прелюдия.
Стилеобразующие элементы (веками разрабатывающийся полифонический склад письма, кантиленно-декламационная мелодика Ренессанса, мотивная техника, тонально-гармоническое мышление, принцип концертирования) в системном единстве предстали у Баха.
Бах – великий полифонист, он выявляет колоссальные художественно-выразительные возможности полифонии, чему способствовал и мелодический дар. Среди инструментальных полифонических жанров главенствующее положение в музыке Баха занимает фуга (прежде всего для органа и клавира).
|
37.
|
|
|
38.
| Хорошо темперированный клавир И.С.Баха
| Цикл из 48 прелюдий и фуг в двух томах (1722, 1742 – Кетен, Лейпциг), одно из известнейших сочинений Баха. Цикл обладает широким спектром различных достоинств и уже почти три столетия остается непревзойденным по своей значимости. Хорошо темперированный клавир – это своеобразный «памятник» культуры в истории музыки, ее полифонических жанров и музыкально-педагогического развития, пример идеального художественного «слышания» выразительных возможностей не только 24-х ладотональностей, но и их философско-эстетического и религиозного «прочтения», не удававшегося с тех пор еще никому из композиторов. «Хорошо темперированный клавир» представляет поистине энциклопедический сборник, раскрывающий различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. До сих пор это сочинение считается своеобразной энциклопедией баховских образов.
Концепция баховского ХТК вдохновлена образами и идеями Священного писания – явления, составляющего неотъемлемую часть жизни, исток творчества многих поколений западноевропейских художников. А обращение к библейским сюжетам и цитирование хоральных мелодий в камерно-инструментальной музыке даже сложилось к моменту написания Бахом «Хорошо темперированного клавира» (1722 год) в Германии в определенную историческую традицию.
Цели создания ХТК:
1) Педагогические (расширение образного кругозора ученика; знакомство с контрапунктиче-ской техникой; развитие навыков игры).
2) Решение проблемы акустической темперации (чтобы все 24 тональности звучали одинаково хорошо). Во времена Баха клавир еще был несовершенен, тональности с большим количеством знаков не употреблялись. Сам Бах мог настроить инструмент идеально точно, поэтому цикл рассчитан на «хорошо темперированный», то есть настроенный на одинаковые полутоны клавир.
3) Художественные. Выявление образно-смыслового значения каждой из 24-х ладотональностей. ХТК – памятник всем существующим тональностям и «Библия» Баховских образов.
Композиция:
В каждом томе Хорошо темперированного клавира (ХТК) 12 мажорных и 12 минорных прелюдий и фуг. Каждый малый цикл (прелюдия и фуга) располагается по полутонам вверх (в хроматическом порядке). Сопоставляются одноименный мажор и минор.
Содержание:
Б.Л.Яворский установил в ХТК несколько сюжетно смысловых пластов, связанных с основными вехами евангельского повествования и предложил несколько внутренних периодов - групп сюжетно смысловых пластов.
I Ветхий Завет.
II Рождество. Детство Христа.
III Юность. Деяния Христа.
IV Страстная неделя.
V Торжественный пасхальный цикл.
VI Догматический цикл.
|
39.
| Тема креста
| Один из главнейших символов музыки И.С.Баха. Символ страстей,страданий, распятия, искупления. Четырехзвучный мотив из двух хроматических интонаций - мотивов вздоха).
|
40.
| Символ постижения воли Господней
| Принятие Христом предуготовленного жребия;
стойкость веры; уверенность, надежда; квартовая интонация с секундовым завершением;
восходящий тетрахорд; квартовые ходы
|
41.
| Протестантский хорал
| Духовное песнопение немецких христиан, появившееся на замену католическим в XV в. Составляет основу протестантских богослужений.
|