Задания XXХ Всероссийской олимпиады по русскому языку для 4 класса «Рыжий Котёнок» |
«Сейчас без языка нельзя. Пропадёшь сразу: или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног», - рассуждал кот Матроскин, с интересом изучавший правила русского языка. Он так увлёкся повышением грамотности, что его примеру последовали и Шарик, и дядя Фёдор, и галчонок Хватайка, и даже почтальон Печкин. Попробуй вместе с простоквашинцами выполнить занимательные лингвистические задания, которые, как оказывается, в насыщенной деревенской жизни встречаются на каждом шагу.
1. Какое же имя придумать телёнку? Напишу-ка я первое слово, которое в голову придёт», - подумал Шарик. И ему в голову пришло слово, в котором было что-то благородное, испанское. Корень состоял из первых трёх звуков глагола «чаять», суффикс – как в существительном «фокусник», окончание – такое же, как в имени Шарик. Реши грамматический пример и запиши слово.
2. Мама дяди Фёдора мечтала о Париже и увлекалась всем французским. Как-то вечером она предложила отгадать слово, которое пришло в русский язык из французского языка. «Первая часть этого слова означала «нести», вторая – «лист». Буквальный перевод – сумка, в которой носят листы. Родственные слова: портмоне, портсигар», - сказала мама. О каком слове она говорила?
3. «Нет у тебя, Шарик, никакой фантазии», - говорил Матроскин Шарику. «Почему это нет?» - возразил пёс. «А потому, что ты антонимы подбирать не умеешь», - заявил кот. Помоги Шарику заменить антонимами данные существительные, подобрав соответствующие картинки.
Безделье - …
Уныние - …
Трусость - …
Спор - …
4. «Не собираюсь я жить ни в какой деревне! – бескомпромиссно заявляла мама дяди Фёдора его папе. – У меня на следующей неделе выступление на телевидении!» Мама ничего не хотела слушать о Простоквашино – она готовилась к телевизионному выступлению: тренировала произношение. В каких словах ударение поставлено верно?
5. Дворовому псу Шарику освоить грамоту было нелегко. «Я пёс простой, не могу я понять эти фразеологические обороты», - жаловался он дяде Фёдору. Найди фразеологизмы, которые Шарик употребил неверно, и исправь ошибки.
6. Однажды Шарик во дворе телёнка Гаврюшу на сторожевого быка дрессировал. Прочитай, какие команды отдавал Шарик, и выбери из них глагол первого спряжения.
7. Матроскин объяснял телёнку, какие слова являются однокоренными. «Гаврюша, - говорил он, - запомни: у однокоренных слов корни совпадают не только по звучанию, но и по значению». Гаврюша сказал, что понял, и назвал несколько слов. Выбери среди них однокоренные.
8. Шарик придумал интересное занятие: рисовать изографы (картинки из букв). Рассмотри изограф и напиши слово, которое спряталось на картинке.
9. Почтальон Печкин добросовестно исполнял свои обязанности и отлично владел профессиональной терминологией, в которой остальные деревенские жители разбирались плоховато. Устрани путаницу и найди верные соответствия терминов и их значений.
Работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресам - …
Тот, кому адресовано почтовое отправление - …
Тот, кто адресует кому-либо почтовое отправление - …
Здание, где находится главное почтовое учреждение города - …
10. «В словосочетании что главное? Верно выделить главное слово!» - объяснял почтальон Печкин галчонку. В каком словосочетании галчонок неверно выделил главное слово?
а) интересный журнал
б) принёс журнал
в) журнал о природе
г) прочитал в журнале