Специфика психики человека

 «Психика, как закрытое море,

совершает свои внутренние движения.

 Предлагает каждый раз новые способы

избавления от трудностей».

Маргарет Мадзантини

Специфика психики человека.

В определении науки «психология» содержится слово «психика», благодаря чему, к этому феномену проявляют интерес разные исследователи, ученые. Немало написано книг, в которых авторы выражают свои мнения, гипотезы. Они выделяют особенности психики, виды, основные характеристики. Анализируют предположения о происхождении психики.

На мой взгляд, психика, действительно тот черный ящик, о котором можно сказать многое, но и в тоже время продолжать изведывать дальше, проникать  вглубь этого понятия. Уверенна, эту тему будут еще раскрывать, и исследовать в будущем, и может, придут к новым открытиям психики человека.  На сегодняшний день известны разные мысли  авторов, психологов, биологов и др. Каждый из них дает отличимые друг от друга понятия о психике.

У каждого психика индивидуальна, у каждого она представлена по-своему. Психика в переводе с греческого означает «душевный, душа». Из истории философии известно, что древние греки уже тогда начали изучать душу, сознание, то, что сейчас мы называем это психикой. Психика – это более обширное понятие. Испокон веков мировоззрения человека менялось параллельно с идеями философов, историков, различных исследователей. Несмотря на то, что мы живем уже в 21 веке, для нас остается до сих пор загадкой и тайной наше сознание.

Это понятие используется в разных науках: философии, психологии, медицине. И для каждой науки это свое определение.

Что же такое психика в области психологии? Чтобы разобраться в специфике психики человека, особенностях, видах, я использовала литературу следующих авторов: Л.С. Выготского, Гиппенрейтер Ю.Б. и В.Я. Романова, С.Л. Рубинштейна, В.В. Петухова, А.Н Леонтьева.  

Понятия природа и сущность являются философскими. Дюркгейм пишет: «В основе наших суждений имеется известное число существенных понятий, которые управляют всей нашей умственной жизнью; философы со времени Аристотеля называют их категориями разума: это понятия времени, пространства, рода, числа, причины, субстанции, личности и т.д. Они соответствуют наиболее всеобщим свойствам вещей. Они являются как бы основными рамками, заключающими в себе мысль; последняя мо­жет освободиться от них, только разрушивши самое себя. Другие понятия случайны и изменчивы; нам кажется, что они могут отсутствовать у че­ловека, у общества в ту или иную эпоху, первые же, напротив, представля­ются нам почти неотделимыми от нормальных отправлений разума. Они составляют как бы «костяк» последнего. Анализируя методически рели­гиозные верования, непременно встречаешься с наиболее основными из этих категорий. Они родились в религии и из религии, они — продукт мысли религиозной.» [5.9.]

Вопрос о природе рассматривает Ю.Б. Гиппенрейтер. Она проводит сравнение между мнениями разных философов, но у нее это звучит природа души. И каждый философ в свою эпоху размышляет согласно своим доводам. И нет, не правильных ответов, по поводу, что такое психика, природа души. Каждое утверждение является верным.

Что такое природа человека? Этот вопрос решается с давних времен и по сей день. Появляются вопросы следующего характера "Что такое человек: существо биологическое - или социальное?" - или в другой формулировке: "Какому "царству" принадлежит человек: природы - или духа?"  Для того чтобы ответить на эти трудные вопросы, есть основания ответить утвердительно на каждую из этих альтернатив. [4]

Человек является существом биологическим, поскольку его развитие происходит в период эволюции животного мира, которая продолжается много лет, это и есть результат процесса. В тоже время, человек в наше время, то есть современный является продуктом культурно-исторического процесса, который насчитывает пару тысяч лет. Но все равно ответ остается неясным, так как проявляются разные начала: биологическое и социальное (по-другому духовное). Вопрос в том, как они соотносятся.

Этот вопрос охватывает довольно широкий спектр ответов  в разных аспектах в психологии, философии. «…от признания безусловного примата биологического начала в человеке до абсолютизации его духовной сущности…» [4]

 Просмотрев разных авторов можно сказать, что природа и сущность у каждого объясняются по-разному, но есть общие точки прикосновения. И в наше время исследователи пытаются объяснить природу и сущность человека.

     На особенностях психики человека остановимся подробнее. Чтобы лучше понимать, что такое сознание, приведу пример из труда Ю.Б. Гиппенрейтер «…"Что же такое мысль?" - задает себе дальше вопрос Декарт. И отвечает, что под мышлением он подразумевает "все то, что происходит в нас", все, что мы "воспринимаем непосредственно само собою". И поэтому мыслить - значит не только понимать, но и "желать", "воображать", "чувствовать". В этих утверждениях Декарта и содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в.,- постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, "новая психология", восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.» [4]

Наша психика является особенной. Благодаря ей, мы отделены от животного мира. Гиппенрейтер говорит о возникновении этих особенностей, а именно о процессе антропогенеза и культурной истории человечества, которое связано с развитием путей человека: то есть от биологического к социальному. Основным и главным показателем этого процесса является - сознание, его возникновение. Таким образом, говоря о сознании и психике, получается, что одно включает в себя другое. А именно сознание входит в психику.

Человеческий язык - это также является особенностью. Так как э то способность обобщать, систематизировать знания, которые передаются из поколения в поколение. Именно поэтому, язык становится носителем знания в обществе. Чтобы понять слово сознание, можно обратиться к этимологическому словарю. Слово сознание значит совместное знание. Любой человек в своем развитии овладевает языком и таким образом подходит к этому "совместному знанию. И здесь в процессе этого формируется индивидуальное сознание.

Поэтому А.Н. Леонтьев говорит о том, что смыслы и языковые значения являются основными образующими сознания человека. Для того чтобы объяснить поведение человека, необходимо вводить новые понятия, определения, производить поиск других законов и механизмы, тем самым признавая психику человека.

Гиппенрейтер Ю.Б. говорит о концепции, которая возникла на рубеже советской психологии. А именно путь научного решения проблемы о природе психики человека. Автором является Л.С. Выготский. Свою концепцию он называет культурно-исторической теорией психики человека. Он поясняет, что у людей появляется особенный вид психических функций, и дает им название "высшие психические функции". Соответственно у животных их нет. Благодаря им, эти функции являются высшим уровнем психики человека, если говорить обобщенно - то это сознание. Их формирование происходит в процессе социальных взаимодействий, и поэтому ВПФ обладают социальной природой. 

Язык — в нем обобщается и происходит передача опыта отдельным людям через общественно-практическую практику человечества; Таким образом, язык является средством общения. Чтобы присвоить этот опыт индивидам их условие - образ, существующий в их сознании.

Психика человека действительно по своей природе удивительна и уникальна. Говоря о ее особенностях, можно сказать, что большой вклад внес Выготский Л.С. Так как он ввел новые понятия, раскрыл эту особенность, и дал почву для развития идей в дальнейшем многим психологам.

Психика человека отделяет его от животных. Классики марксизма неоднократно высказывали мысль о том, что ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык: "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг,...язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание..." [4]

Эти общие положения отразились в трудах наших советских психологов Л. С. Выготского, С. Я. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др. А. Н. Леонтьеву был первым кто выдвинул гипотезу о происхождении сознания.

Человек учится, приобретает опыт в процессе онтогенетического развития. Общественное -исторический опыт является видовым, так как происходит не на протяжении жизни отдельных индивидов, а является тем самым продуктом не одного поколения, таким образом, передавая этот опыт из поколения в поколение. Однако нет наследственной фиксации, именно здесь и есть существенно е отличие от видового опыта животного мира. Несмотря на то, что приобретение опыта происходит в процессе онтогенетического развития, все равно нельзя уравнивать по значению с индивидуальным опытом. Различия между ними не только в содержании, но и в принципиальном механизме его приобретения, то есть присвоения.

Всю жизнь из истории человечества, оно развивало и приобретало способности, духовные силы. Тысячи лет общественной истории дало намного больше, чем многомиллионные годы биологической эволюции. Результаты при развитии свойств, способностей человека копились, и передавались опытом. Поэтому, все эти результаты имели обязанность закрепляться. Но из истории видно, что когда господствовали социальные законы, то они не закреплялись, то есть не было фиксации. Они устанавливались в особенной внешней (то есть экзотерической) форме.  

     Действие, которое происходит из труда как формы деятельности в форму бытия (по-другому предметности) рассматривается в разных сторонах. Количество рабочей силы, которая затрачивается отношение количества продукта, которое производится можно рассмотреть, не обращая внимания на конкретное содержание продукта. Так же можно увидеть, что содержание трудовой деятельности рассматривается в его содержании. И это превращение будет являться действием воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей, их сил духовных и их способностей. А вот история материальной и духовной культуры людей - является процессом, который выражает в предметной форме результат развития способностей людей. Здесь каждое движение является усовершенствованным, допустим орудия и инструменты, могут выражать и закреплять известную ступень развития психомоторных функций человеческих рук. Фонетика языка также усложняется - в развитии артикуляторных способностей и речевого языка. В обыкновенной материальной промышленности в виде внешних вещей подразумеваются опредмеченные способности человека или по-другому "сущностные силы" человека.

Поэтому Маркс говорит о предметном бытии промышленности как о чувственно представшей перед нами психологии и далее пишет: «Такая психология, для которой эта книга, т. е. как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой».
    Эта мысль Маркса часто цитируется в текстах по психологии, и обычно в ней узкий, исторический, генетический смысл. На самом деле в этом есть решающее значение для научной психологии. И само значение приобретается со стороны присвоения индивидами, а не со стороны опредмечивания способностей человека.

Психическое, духовное развитие отдельных людей - это продукт особенного действия - процесса присвоения. У животных этот процесс отсутствует, также у них отсутствует процесс опредмечивания способностей их деятельности.

Отличие этого процесса от приспособления к естественной среде подчеркивается безоговорочным распространением определения приспособления, так как это имеет равновесие со средой на онтогенетическом уровне человека. Если применять это понятие к человеку без анализа, то это будет заслонять действительную картину его развития.

В советской психологии проблему социально-историчекой обусловленности психики человека разработал Л.С. Выготский. Он впервые высказал положение о том, что исторический подход обязан быть ведущим принципом в психологии человека. Выготский обосновал теоретическую критику натуралистических концепций человека. Противопоставляя свою теорию культурно-исторического развития человека. Самое важное было то, что идея исторической природы психики человека Л.С. Выготский вводит в конкретное психологическое исследование. Это преобразование понимается им как важный результат при усвоении человеком продуктов культуры, в действии в общении с окружающими. В основе своих исследований Выготский основал 2 гипотезы: 1. гипотеза об опосредствованном характере психических функций человека, 2. гипотеза о происхождении внутренних умственных процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихологической». [4]

Говоря о первом предположении, человеческие особенности психики появляются из-за того, что натуральные процессы становятся опосредованными. Так как включают в поведение промежуточное звено ("стимул - средства"). В итоге в человеческом мозге происходит соединение простых элементов в новую "единицу".

Таким образом, Л.С. Выготский видел психику человека не в количественном усложнении, а в изменении строения. Это также отличало психическую деятельность человека от животных.

История высших психических функций рассматривается как история перевоплощения средств социального поведения в средства индивидуально-психологической организации. Основными правилами развития высших психических функций, которые лежат в основе развиваемой исторической теории высших психических функций, позволяют сделать следующие выводы, которые связанны с важными правилами, управляющими интересующими процессами развития. Признаки, отличающие высшие психические функции: произвольность, опосредованность, системность; формируются при жизни; и складывается путем интериоризации образцов.

Выготский выделяет следующие закономерности развития психики:

1. История развития каждой из высших психических функций является не прямым продолжением и дальнейшим усовершенствованием соответствующей элементарной функции, но предполагает коренное изменение направления развития и дальнейшее движение процесса в совершенно новом плане; каждая высшая психическая функция является,

таким образом, специфическим новообразованием.

В плане филогенеза раскрытие этого положения не представляет никаких трудностей, ибо биологическое формирование и историческое формирование какой-либо функции настолько резко отграничены друг от друга и настолько явно принадлежат к разнородным формам эволюции, что представляют два процесса в чистом и изолированном виде. В онтогенезе обе линии развития сложно сплетены и поэтому неоднократно вводили в заблуждение исследователя, сливаясь для наблюдателя в неразличимое целое, вследствие чего всегда возникала иллюзия, что высшие процессы являются простым продолжением и развитием низших. [1]

2. Высшие психические функции не надстраиваются, как второй этаж, над элементарными процессами, но представляют собой новые психологические системы, включающие в себя сложное сплетение элементарных функций, которые, будучи включены в новую систему, сами начинают действовать по новым законам; каждая высшая психическая функция представляет, таким образом, единство высшего порядка, определяемое в основном своеобразным сочетанием ряда более элементарных функций в новом целом. [1]

3. При распаде высших психических функций, при болезненных процессах в первую очередь уничтожается связь символических и натуральных функций, вследствие чего происходит отщепление ряда натуральных процессов, которые начинают действовать по примитивным законам, как более или менее самостоятельные психологические структуры. Таким образом, распады высших психических функций представляют собой процесс, с качественной стороны обратный их построению. [1]

Определение «развитие высших психических функций» объединяет две категории явлений, которые на началу кажутся совершенно разными, а на самом деле представляют две основных русла развития высших форм поведения, которые неразрывно связанны, но при этом не сливаются воедино. Во-первых, это действия, когда человек овладевает внешними средствами культурного развития и мышления — языком, письмом, счетом, рисованием; во-вторых, это процессы развития особенных высших психических функций, не отграниченных и не определенных, которые в традиционной психологии имеет называния: произвольного внимания, логической памяти, образования понятий и т.п. Все вместе образует то, что условно называется процессом развития высших форм поведения ребенка.

Высшие психические функции и сложные культурные формы поведения, которым присущи специфические особенности функционирования и структуры, со всем своеобразием их генетического пути — от появления до полной зрелости или смерти, со всеми особенными закономерностями, которым они подчинены, оставались незамеченными исследователю. [1]

Также Л.С. Выготский  выделяет основные свойства высших психических функций:
         1. Социальны по существу. Социальны по своей сути, природе. Разделены между людьми.
         2. Опосредствованы по характеру. Какое-то средство - знак. Знак всегда надежно хранится. Это и нужно для жизни. Выготский сказал - ребенок мыслит потому, что помнит. Взрослый помнит потому, что мыслит.

3. Произвольны по самому процессу формирования. Когда мы имеем средство, мы тренируем функцию, и она становится произвольной. Когда мы даем средства, появляется цель. Высшая психическая функция появляется на сцене дважды. Сначала кто-то управляет мною с помощью средств, затем я начинаю управлять собой. Каждый пример зашифровали - пример из Гиппенрейтер.

4. Системны по строению. Высшие психические функции взаимосвязаны. Они не возникают поодиночке. Они взаимосвязаны. Из непроизвольного внимания возникает произвольное внимание. Каждая ВПФ строится на материале многих натуральных. [4; 1]

На более высоких уровнях развития речи, когда ребенок может понимать и использовать связную речь, в процессе обучения происходит усложнение и так называемое «повышение» их функции.

Когда ребенок овладевает знаниями, это приводит к формированию внутренних познавательных действий - то есть умственных операций. А, это является предпосылкой, чтобы овладеть понятиями в связях, в движении. Исследование чрезвычайно сложного процесса позволяет обнаружить его специфический механизм — механизм интпериоризации внешних действий. [1]

        Это явление описывали многие психологи. Л.С. Выготский особенно выделял его значение в развитии.

Интериоризация действий, что значит поочередное преобразование внешних действий во внутренние действия, умственные, является процессом, который обязательно совершается в онтогенетическом развитии человека. Эта необходимость определяется тем, что содержание, которое находится в центре развития ребенка это присвоение им достижений в результате исторического развития человечества, Также достижений мыслей людей, человеческого познания. Достигнутый результат является в форме внешних явлений — предметов, словесных понятий, знаний. [1]

   Вот как пишет об это процессе А.Н. Леонтьев: «Потом произошло принципиально важное событие: человек стал обращать слова-приказы на самого себя! Из внешнекомандной функции слова родилась его внутреннеорганизующая функция. Человек говорит себе "встань" - и встает; он говорит себе "я должен это сделать" - и делает.

           Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические.  Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т. п.) [5.6.]

Выготский выдвинул 2 идеи. Первая – опосредствованная структура высших психических функций. А вторая - интериоризация отношений управления и средств-знаков. В онтогенезе происходит то же самое. Л. С. Выготский выделяет следующие стадии интериоризации. Первая: когда взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: когда ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. И третья: когда ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Особую роль при развитии конкретно-психологических взглядов на происхождение внутренних мыслительных операций сыграло введение в психологию определения об интериоризации. [1]

       Интериоризацией называют - переход, в процессе которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами перевоплощаются в процессы, которые протекают в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются особенной трансформации — обобщаются, вербализуются, сокращаются и, являются способными к дальнейшему развитию, переходящее границы возможностей внешней деятельности.

       Знание метода и его обоснование — необходимо для того чтобы правильно разбираться в фактах, материалах для установки законов. Важно правильно выработать верное отношение, то есть выбрать правильный научный подход в истории культурного развития. [1]

Выготский начинает с принципиального обоснования метода и выясняет его отношение к другим психологическим методам, а после переходит к схематической картине конкретной методики, т. е. технике и организации экспериментального исследования. Конкретная методика принимает разные формы в зависимости от того, каково содержание частной проблемы (изучение памяти, мышления и пр.), от личности исследуемого (ребенок различного возраста и типа), от специальных задач данного исследования (анализ, генезис какого-либо процесса), также от характера исследования (экспериментальное и клиническое).

Все психологические методы, которые применяются в настоящее время в экспериментальном исследовании, несмотря на многообразие их видов, построены по одному принципу, то есть по одной схеме: стимул — реакция. Даже если тип построения психологического опыта сложен и своебразен, в нем легко отыскать универсальное основание. Как бы ни экспериментировал психолог, всегда речь идет о том, чтобы как-то воздействовать на человека, предъявить ему те или иные раздражения, так или иначе стимулировать его поведение или переживание и затем изучать, исследовать, анализировать, описывать, сравнивать ответ на это воздействие, реакцию, вызванную данным стимулом.

Важнейшим и основным средством психологического эксперимента остается единственно возможный путь соотносительного анализа стимулов— реакций. [1]

Принцип стимула — реакции может быть как общий корень всех психологических методов, как их общее начало или общий коэффициент вынесен за скобки и рассматриваться как общий признак современного

экспериментально-психологического метода.

Принципиальное неразличение роли речи и роли других сенсорных раздражителей в психологическом эксперименте является прямым и неизбежным следствием безраздельного господства основной схемы S—R (стимул — реакция). [1]

Разумеется, речь может совершенно законно рассматриваться в этом плане. Ведь возможно и с известной точки зрения вполне закономерно рассматривать речь как двигательный навык в ряду других навыков. В процессах образования понятий или значений речи свою подчиненную роль играют и механизм ассоциации, и другие, еще более элементарные

механизмы. Можно, наконец, изучать и природный состав речи как сенсорный раздражитель. Но именно потому, что метод S—R одинаково приложим ко всем формам поведения — низшим и высшим, он недостаточен при исследовании высших функций, неадекватен их природе, так как улавливает в них то, что у них есть общего с низшими процессами, и не улавливает их специфического качества. Этот метод подходит к культурным образованиям с природной стороны. [1, 5.8.]

Удивительно, что этой ошибки не повторяет физиология высшей нервной деятельности, для которой более естествен и понятен был бы подобный принципиальный подход, нивелирующий различия между речью и другими раздражителями, и для которой подход с природной стороны ко всем явлениям поведения, в том числе и культурным, совершенно обязателен. [1]

Экспериментально – генетический метод разработал Л. С. Выготский, и этот метод связан с его теорией развития высших психических функций. Впервые был применен им же, когда исследовал формирование высших опосредствованных форм внимания и памяти. Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, которые способствуют созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. Основой такого экспериментального изучения генезиса психических явлений лежали два основных положения: 1) специфически человеческие психические процессы — это процессы опосредствованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры психологические орудия-средства — знаки (в т. ч. символы, язык, меры, сенсорные эталоны и т. п.); 2) всякий психический процесс возникает и функционирует в 2 планах — социальном и психологическом, или, как писал Выготский, «…сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая.» [1]

Инструментальный метод является методом историко-генетическим. Основные области исследования, где можно с успехом применить инструментальный метод, это: а) область социально-исторической и этнической психологии, которая изучает историческое развитие поведения, его отдельные ступени и формы; б) область исследования высших, исторически сложившихся психических функций — высших форм памяти (ср. мнемотехнические исследования), внимания, словесного или математического мышления и т.п.; в) детская и педагогическая психология.                    В человеческом поведении встречается множество искусственных приспособлений, которые направлены на овладение собственными психическими процессами. Эти приспособления являются условно назваными психологическими орудиями или инструментами. Психологические орудия — искусственные образования; по своей природе они суть социальные, а не органические или индивидуальные приспособления; они направлены на овладение процессами — чужого или своего так, как техника направлена на овладение процессами природы.

 Примерами психологических орудий и их сложных систем могут служить язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, схемы, диаграммы, карты, чертежи, всевозможные условные знаки и т.д. Инструментальный метод выдвигает новую точку зрения на отношение между актом поведения и внешним явлением. Внутри общего отношения стимул — реакция (раздражитель — рефлекс), выдвигаемого естественнонаучными методами в психологии, инструментальный метод различает двоякое отношение, существующее между поведением и внешним явлением: внешнее явление (стимул) может играть в одном случае роль объекта, на который направлен акт поведения, разрешающий ту или иную стоящую перед личностью задачу (запомнить, сравнить, выбрать, оценить, взвесить что-либо и т.п.), в другом случае — роль средства, при помощи которого мы направляем и осуществляем необходимые для разрешения задачи психологические операции (запоминания, сравнения, выбора и т.п.). В обоих случаях психологическая природа отношения между актом поведения и внешним стимулом существенно и принципиально разная, и в обоих случаях стимул совершенно по-разному, совершенно своеобразным способом определяет, обусловливает и организует поведение. В первом случае правильно было бы стимул называть объектом, а во втором — психологическим орудием инструментального акта. Величайшим своеобразием инструментального акта, раскрытие которого лежит в основе инструментального метода, является одновременное наличие в нем стимулов обоего порядка, т.е. сразу объекта и орудия, из которых каждый играет качественно и функционально различную роль. В инструментальном акте, таким образом, между объектом и направленной на него психической операцией вдвигается новый средний член — психологическое орудие, становящееся структурным центром или фокусом, т.е. моментом, функционально определяющим все процессы, образующие инструментальный акт. Всякий акт поведения становится тогда интеллектуальной операцией. [1; 5.8.]

Методика двойной стимуляции — исследовательская методика, которая строится по принципу введения в экспериментальную задачу, предлагаемую испытуемому, кроме основных стимулов, еще второго, дополнительного ряда стимулов. Первый ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого. Стимулы второго ряда (стимулы-средства) служат для испытуемого инструментом, с помощью которого он может организовать свою деятельность и решить экспериментальную задачу. Методика разработана Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. Прием двойной стимуляции применен в исследовании процесса образования понятий (Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров), исследовании произвольного внимания, высших форм запоминания (А.Н. Леонтьев). Результаты, полученные по методике двойной стимуляции, подтверждают гипотезу об исключительной роли вспомогательных стимулов-средств в процессах развития высших психических функций. Клиническим примером, является методика Сахарова. Перед испытуемым выложен ряд фигур разных форм, цвета, размера. В начале эксперимента испытуемому показывают, что на оборотной стороне каждой фигуры написано бессмысленное слово. Далее его просят отобрать фигуры, которые обозначены тем же словом. После каждой попытки новую фигуру поворачивают и показывают испытуемому слово, написанное на оборотной стороне. Т. о., предметом изучения в эксперименте становится не только процесс сравнения и обобщения фигур, но и влияние на этот процесс слова (знака), обозначающего искомое сочетание признаков. [1]

Параллелограмм развития— единая закономерность происхождения и развития высших форм поведения человека, суть которой в переходе непосредственных способов поведения сначала к внешне опосредствованным с помощью символов-знаков, а затем к внутренне опосредствованным, возникающим в процессе культурного развития формам. Идея опосредствования высших психических функций, являясь центральной в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, была детально проанализирована А.Н. Леонтьевым на примере психологии запоминания. В его исследовании график развития двух линий запоминания — непосредственного и опосредствованного (с помощью картинок) в онтогенезе предстал в виде параллелограмма, что и дало название закону. А.Н. Леонтьев показал, что память современного человека является продуктом культурно-исторического развития и идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков к запоминанию внутренне опосредствованному, т.е. осуществляется превращение процессов интерпсихических (распределенных между людьми) в интрапсихические (ставшие достоянием индивида). [1]

Спустя более полувека эту методику решил проверить американский психолог М.Коул, когда изучал генезис мышления в африканской и американской культурах, и получил сходные результаты по параллелограмму развития.

В заключение хочу добавить несколько слов об усвоенном материале.

До сих пор остается загадкой и тайной как появился человек, как у него появилось сознание - высшая форма психики. Почему поведение человека отличается от поведения животных? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно тщательно изучать весь мир, людей. Есть много различных теорий, но точной нет, и вряд ли она когда-нибудь появится.

Рассмотрев мнения разных авторов, можно сказать следующее:

Природа и сущность человека остается для нас неизведанным миром. Есть много разных предположений и мыслей. Я рассмотрела взгляды разных авторов. На этот вопрос пытались ответить с древних времен мудрые философы, историки. Сейчас исследователи опираются на их суждения, и делают выводы о том, кто такой человек, какова его природа и сущность. Психика человека активно взаимодействует с окружающим миром, и потому сущность состоит в отражении действительности.

       Только у людей есть психика, этим мы и отличаемся от животных. Но нужно помнить о том, что психика будет развиваться только в том случае, если воспитывать и обучать ребенка в обществе людей. Тогда все составляющие психики: язык, понятийное мышление, высшие психические функции, сознание будут развиваться. Как человек получает это развитие? Все передается из опыта других поколений. Общественно-исторический опыт является одним из самых важных показателей, как развивается психика, каковы ее особенности. Благодаря этому опыту, передавая из поколения в поколение, человек развивается с самого детства.

       О психике можно рассуждать долго, и приводить разные примеры, анализировать разных авторов. Но одно ясно, что этот «черный квадрат» можно исследовать с разных сторон. Пока нам известна только совершенно малая часть одной стороны. В энциклопедии о психике говорится, что ее следует понимать как рефлексию организма, которая проявляет способности на внешние и внутренние раздражители мира людей. Психика специфична тем, что она может показать разные уровни развития человека.

          Высшие психические функции не возникают сами по себе, а последовательно. Они возникают из, уже существующих, натуральных психических функций. Основными признаками или характеристиками высших психических функций является: интериоризация, опосредственность, произвольность по способу регуляции и системность.

           При помощи методологии экспериментов (по Выготскому) изучили развитие психических функций. И после проводили эти эксперименты за границей.

         Безусловно, что Выготский Л.С. внес огромный вклад в развитие науки «психология.» Он заложил фундамент для дальнейших исследований. Его последователем был А.Н. Леонтьев, который также внес свой вклад, свои пояснения.

     В завершении добавлю «Психика обширна, но о том не ведает» - это высказывание З. Фрейда.  Таким образом, мы будем постигать, и открывать новое в психике, но при этом опираясь на опыт, на открытия и понятия наших предшественников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: