XIV. Исследование эмоционально - личностной сферы

Особенности эмоционально-личностной сферы, оцениваемые по результатам пред­варительной беседы

Во время предварительной беседы и нейропсихологического анализа высших психических функций проводится клинико-психологическое исследование состояния эмоциональ­но-личностной сферы, которое включает оценку:

а) общего эмоционального фона больного;

б) характера жалоб больного, самооценки больным своего состояния, переживания болезни (изменение характера, безразличие, раздражительность, тревожность и т. д.);

в) заинтересованности больного в обследовании, отноше­ния к выполняемому заданию;

г) эмоциональной реакции больного на неудачу в процессе эксперимента, критичности больного к собственным ошибкам, дефектам.

Оценка положительных и отрицательных эмоций через когнитивные процессы

а) Методики опознания эмоционального выражения лиц на фотографиях. Данные методики представляют собой модификацию метода опознания лицевой экспрессии К Изарда (1980). Они включают четыре варианта, а имен­но: "Ранжирование", "Классификация". "Четвертый лишний". "Узнавание" (С. В. Квасовец, 1982; Э. И. Шафиева. J990). Чаще используются "Ранжирование" и "Узнавание".

Ранжирование. Тест состоит из двух серий, в каждой из которых испытуемый должен ранжировать фото­графии по степени выраженности эмоций. В первой серии испытуемому предъявляется 6 фотографии лиц, отражающих различные положительные эмоции (от нейтрального состояния до ярко выраженной радос­ти). во второй 6 фотографий, отражающих по степени и качеству отрицательные эмоции (от нейт­рального состояния до разной степени выраженности эмоций горя, страха, гнева). Испытуемого просят разложить фотографии по порядку, начиная от самой приятной к самой неприятной (1-я серия) и наоборот (2-я серия).

Узнавание. Среди 12 фотографии 3 являются этало­нами: из 9 остальных нужно выбрать дня каждой эталонной одну фотографию, изображающую сход­ную эмоцию. Инструкция: "Выберите из 9 фотогра­фий ту, на которой изображена та же эмоция, что и на предъявленной вам фотографии".

б) Метод запоминания и воспроизведения 10 "эмоциональ­ных" и 10 "нейтральных" слов. Метод разработан и апробирован Н. Я. Батовой (1985) и др. Испытуемому предъявляются сначала 10 "эмоциональных" слов, вы­деленных в предварительном эксперименте, с просьбой повторить все, что он запомнит. Потом предъявляются 10 "нейтральных" слов с той же инструкцией. В каче­стве "эмоциональных" слов используются слова, свя­занные с ситуацией, болезни будущее, здоровье, болезнь, работа, жизнь, лечение, операция, планы, кол­лектив, последствия. В качестве "нейтральных" слов используются такие, как явление, практика, колонна, страна, время, образец, договор, форма, продукция, изоб­ретение. Анализируется влияние эмоционального фактора на продуктивность воспроизведения слов в условиях непосредственного воспроизведения.

в) Метод свободных ассоциаций. Испытуемому предъяв­ляется последовательно 10 слов, половина из которых "эмоциональные", половина "нейтральные", с просьбой дать несколько ассоциаций на каждое слово. С помощью секундомера фиксируется время ассоциатив­ной реакции. Анализируется влияние "эмоционального фактора" на скорость и продуктивность ассоциативного процесса. В качестве экспериментального материала взяты следующие слова: "эмоциональные" будущее, здоро­вье, болезнь, работа, жизнь и "нейтральные" явле­ние, практика, колонна, страна, время.

Подробное описание приведенных выше методов анали­за эмоциональной сферы и способов обработки полученных данных представлено в монографин Е. Д. Хомской и Н. Я. Патовой "Мозг и эмоции" (1992).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: