· Окончательные финансовые расчеты клиента с консультантом
· Анализ происшедших в результате проекта изменений в организации клиента и поиск идей для новых проектов с тем или другим клиентом
· Самоанализ деятельности консультанта по проекту с целью совершенствования методов его работы
Осознание клиентом наличия проблемы.
Такой проблемы, решение которой он хотел бы осуществить с помощью консультанта.. Такое признание является результатом двустороннего процесса: с одной стороны, это осознание наличия проблемы как таковой, с другой – формирование у него желания поручить разработку решения этой проблемы консультанту.
Затем клиент формулирует задачи консультантов. В России такие задачи получили название «технические задания».
Консультант на основе технического задания готовит техническое и финансовое предложение клиенту. Обычно клиент выбирает на конкурсной основе те предложения, которые ему подходят с точки зрения соответствия цены – качества, после этого заключается контракт с консультантом.
|
|
Проектная стадия осуществляется уже в рамках заключенного контракта.
Этап 1: диагностика.
Осуществляется в форме исследования, целю которого является четкое определение основных параметров функционирования организации клиента, имеющих отношение к проблеме, для решений которой привлечен консультант.
Для успешного проведения диагностического исследования прежде всего важно правильное понимание характера проблемы.
Типы проблем:
коррекция – исправление неблагоприятной или ухудшающейся ситуации. Например срочная управленческая проблема (коррекции) – трудности в маркетинге: снизился объем сбыта
совершенствование – улучшение сложившийся ситуации.
Проблемы совершенствования включают задачи, которые направлены на улучшение существующих условий.
Большинство проблем не имеют четкой структуры. творческое развитие – создание совершенно новой ситуации (нового продукта).
В некоторых случаях поставленная задача может включать элементы всех трех видов проблем. Для начала провести корректирующие мероприятия, затем совершенствовать.
Например, консультант имеет дело с проблемой коррекции, он будет анализировать данные о предыдущем развитии ситуации, обращая особое внимание на внешние внутренние факторы.
Проблема совершенствования - изучение предшествующих событий, но более важен анализ современной ситуации.
Проблема творческого развития (создание нового) – консультант имеет дело с наименьшим количеством исходной информации. Он должен искать возможные модели развития, используя творческое мышление и знания.
|
|
В ходе предварительного исследования консультант должен собрать необходимую существенную информацию о деятельности компании и ее окружения. Если клиент согласен с результатами предварительного исследования, то начинается проведение основного исследования.
Целью основного исследования является анализ ресурсов клиента, его деятельности, определение сильных и слабых сторон и возможностей улучшения результатов.
Подход к проведению исследования определяется тремя основными факторами.
1. Цель: определение проблем клиента.
2. Сроки: обычно сжатые, что ограничивает возможности сбора информации.
3. Специализация консультанта: наличие опыта работы с подобными организациями.
Для того, чтобы понять характер деятельности организации-клиента, найти неиспользованные ресурсы и определить возможные улучшения, нужно рассмотреть следующие области деятельности
· Организация в целом.
Анализируется ключевая информация о характере, целях, роли и основных параметрах клиента. Например, изучение истории организации для оценки настоящего положения и традиций.
· Окружение
Клиентская организация должна рассматриваться в контексте социально-экономического окружения с точки зрения потребностей и возможностей самой организации.
· Цели и задачи
Анализ методологии планирования и целей организации.
· Финансы
Финансовый результат коммерческой организации отражает здоровье почти всех элементов компании. Анализ финансовых отчетов за последние 3-5 лет.
· Маркетинг
Рассматривается эффективность маркетинговой стратегии, ее влияние на деятельность компании (производство, закупку, продажу).
· Производство
Анализ организации производства, работу производственных отделов, движение материалов и продуктов.
· Кадры
Воздействие кадровой политики (набор и назначение, продвижение по службе, оплата труда) на работу компании
· Менеджмент
Анализ полного цикла и его взаимосвязь с общим управлением фирмы.
Определение соотношения слабых и сильных сторон организации, способы подготовки, принятия, осуществления решений контроля
· Эффективность деятельности
Оценка общей эффективности работы по вышеупомянутым вопросам
На этапе диагностики консультант должен собрать и обработать большое количество информации для того, чтобы получить четкое представление о ситуации и дать ей оценку.
Источники информации:
· Документы
· Результаты наблюдения
· Информация полученная при общении с работающим в организации.
Необходимо обработать все данные.
1. Систематизация всех данных. Информация требует классификации.
Основными критериями классификации являются: время, место, структура, факторы влияния.
Классификация по времени отражает общее направление движения, случайные и периодические колебания
Классификация по месту помогает при изучении проблем в различных подразделениях компании
Классификация по структуре использует определенное число критериев (работники, товары,)