Во второй части путешествия вам предстоит сравнить уже знакомых вам совершенных богов со смертными героями и несовершенными людьми

По результатам путешествия заполните таблицу.

Боги Герои Люди
Общие черты
Отличия Отличия Отличия

Может ли человек сравняться с Богом?

Пропорция (лат. proportio — сооотношение), это отношение между двумя или более соразмерными величинами. Дорифор (копьеносец) (греч. δορυφόρος — «Копьеносец») — одна из самых знаменитых статуй античности (450—440 гг. до н.э.), работа скульптора Поликлета, воплощающая т.н. Канон Поликлета Ниобея – жена царя, Ниобея, возгордилась своими детьми и вздумала сравниться с богиней Лето. Раздражённая высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям – Аполлону и Артемиде, которые стрелами уничтожили всех детей обидчицы. Путешествие первое. «Люди» Итак, теперь вы представляете, какими были греческие боги. Способен ли человек приблизиться к ним? Древние греки изобрели для этого свою формулу: «Ничего сверх меры». Что это значит? Найдите в зале Афины (112) статуи атлетов-победителей Олимпийских игр. Рассмотрите одну из них. Обратите внимание, что перед вами только сохранившийся фрагмент скульптуры. Предположите, как выглядела скульптура целиком, в каких видах спорта мог прославиться этот атлет? __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Какими средствами пользуется скульптор, чтобы подчеркнуть силу и мощь этого человека? _____________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Обратите внимание на пропорции фигуры. Выделяет ли мастер отдельные части тела, мышцы или пытается создать целостный гармоничный образ? ____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Созданные древнегреческими скульпторами статуи атлетов являлись своеобразным эталоном красоты. Что вкладывали древние греки в понятие красоты? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Можно ли сопоставить фигуру атлета с фигурами богов? В чем прослеживается сходство? Что составляет отличия? _______________________ __________________________________________________________________ В этом же зале найдите и рассмотрите копию головы греческой Дорифора (копьеносца), созданной Поликлетом. Можно ли сказать, что перед нами портрет определенного человека? Есть ли у него особые приметы? ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Ставил ли перед собой скульптор задачу – передать характер атлета? Попробуйте составить словесный портрет этого человека, назовите его основные черты характера. _____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие из названных вами черт, в равной мере можно отнести и к античным богам? ________________________________________________ __________________________________________________________________ В соседнем зале 113 найдите и рассмотрите рельеф, посвященный античному мифу о Ниобее. Автор выбрал самый трагичный момент этой истории – гибель сыновей и дочерей царицы Ниобеи. Какие приемы используем древнегреческий скульптор, чтобы передать накал трагедии? _____ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Обратите внимание на лица героев мифа. Какие чувства отражаются на них? Искажены ли они болью и страхом? ________________________________ __________________________________________________________________ Какие позы, жесты выбирает мастер для своих героев? Какими они предстают перед нами? Как принимают обрушившуюся на них кару Богов? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Сделайте вывод: какими качествами должен был обладать идеальный человек? ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Вернитесь к предыдущей части путешествия. Заполните таблицу. Подумайте, могли ли люди сравняться с богами?
Герой – сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера герой – это отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. У Гесиода – «род героев», созданный Зевсом, «полубоги». Путешествие второе. «Герои, бессмертным подобные» Человеку в своем движении к идеалу, было на кого равняться. Герои являли наглядный пример соединения божественного и земного начала. Так же как Боги, они управляли миром, но так же как люди – были смертны. Как заслужить бессмертие, – вот главный вопрос, который составлял смысл из существования. Попробуйте и вы поискать на него ответ. Найдите в зале 114 скульптуры Геракла. Какие эпизоды из жизни этого героя запечатлели древнегреческие мастера? ________________________ __________________________________________________________________ Как вы поняли, что перед вами Геракл? Какие атрибуты связаны с этим героем? __________________________________________________________ __________________________________________________________________ Какими характеристиками наделяют мастера этого героя? Дополните ряд литературных эпитетов: «грозный», «благородный», «быстроногий», «пламенный», _____________________________________________________ __________________________________________________________________ Найдите и внимательно рассмотрите скульптуру «Отдыхающий Геракл». Обратите внимание на выражение лица, позу, динамику фигуры. Попытайся прочувствовать внутреннее состояние героя. Что он держит в руке? О каком подвиге это рассказывает? О чем он думает? ___________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Сравните скульптуры отдыхающего сатира и отдыхающего Геракла. Есть ли разница в настроении героев? _________________________________ __________________________________________________________________ Чем изображения античного героя отличались от изображений людей? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Что отличает изображения античного героя от изображений богов? ___ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Как, с вашей точки зрения, герой мог обеспечить себе бессмертие? Стал ли бессмертен Геракл? Ради кого или чего он совершал свои многочисленные подвиги? _________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Вернитесь к предыдущей части путешествия. Заполните таблицу. Подумайте, могли ли герои сравняться с богами? Прежде чем покинуть залы Эрмитажа, вернитесь в зал Афины. Найдите одно из самых драгоценных творений античной классики – бюст Афины. Известный знаток античной культуры И.И. Винкельман сказал о нем, что это «самая совершенная из красот, найденных в земле». Согласны ли вы с ним? Сформулируйте, в чем, на ваш взгляд заключается «формула» классической античной красоты? ………….+ ………………= классика

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: