По результатам путешествия заполните таблицу.
Боги
| Герои
| Люди
|
Общие черты
|
Отличия
| Отличия
| Отличия
|
Может ли человек сравняться с Богом?
Пропорция (лат. proportio — сооотношение), это отношение между двумя или более соразмерными величинами.
Дорифор (копьеносец) (греч. δορυφόρος — «Копьеносец») — одна из самых знаменитых статуй античности (450—440 гг. до н.э.), работа скульптора Поликлета, воплощающая т.н. Канон Поликлета
Ниобея – жена царя, Ниобея, возгордилась своими детьми и вздумала сравниться с богиней Лето. Раздражённая высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям – Аполлону и Артемиде, которые стрелами уничтожили всех детей обидчицы.
| Путешествие первое. «Люди»
Итак, теперь вы представляете, какими были греческие боги. Способен ли человек приблизиться к ним? Древние греки изобрели для этого свою формулу: «Ничего сверх меры». Что это значит?
Найдите в зале Афины (112) статуи атлетов-победителей Олимпийских игр. Рассмотрите одну из них. Обратите внимание, что перед вами только сохранившийся фрагмент скульптуры. Предположите, как выглядела скульптура целиком, в каких видах спорта мог прославиться этот атлет? __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Какими средствами пользуется скульптор, чтобы подчеркнуть силу и мощь этого человека? _____________________________________________________
___________________________________________________________________________
Обратите внимание на пропорции фигуры. Выделяет ли мастер отдельные части тела, мышцы или пытается создать целостный гармоничный образ? ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Созданные древнегреческими скульпторами статуи атлетов являлись своеобразным эталоном красоты. Что вкладывали древние греки в понятие красоты? ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Можно ли сопоставить фигуру атлета с фигурами богов? В чем прослеживается сходство? Что составляет отличия? _______________________
__________________________________________________________________
В этом же зале найдите и рассмотрите копию головы греческой Дорифора (копьеносца), созданной Поликлетом. Можно ли сказать, что перед нами портрет определенного человека? Есть ли у него особые приметы? ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Ставил ли перед собой скульптор задачу – передать характер атлета? Попробуйте составить словесный портрет этого человека, назовите его основные черты характера. _____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие из названных вами черт, в равной мере можно отнести и к античным богам? ________________________________________________
__________________________________________________________________
В соседнем зале 113 найдите и рассмотрите рельеф, посвященный античному мифу о Ниобее. Автор выбрал самый трагичный момент этой истории – гибель сыновей и дочерей царицы Ниобеи. Какие приемы используем древнегреческий скульптор, чтобы передать накал трагедии? _____
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Обратите внимание на лица героев мифа. Какие чувства отражаются на них? Искажены ли они болью и страхом? ________________________________
__________________________________________________________________
Какие позы, жесты выбирает мастер для своих героев? Какими они предстают перед нами? Как принимают обрушившуюся на них кару Богов?
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Сделайте вывод: какими качествами должен был обладать идеальный человек? ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Вернитесь к предыдущей части путешествия. Заполните таблицу.
Подумайте, могли ли люди сравняться с богами?
|
Герой – сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера герой – это отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. У Гесиода – «род героев», созданный Зевсом, «полубоги».
| Путешествие второе. «Герои, бессмертным подобные»
Человеку в своем движении к идеалу, было на кого равняться. Герои являли наглядный пример соединения божественного и земного начала. Так же как Боги, они управляли миром, но так же как люди – были смертны. Как заслужить бессмертие, – вот главный вопрос, который составлял смысл из существования. Попробуйте и вы поискать на него ответ.
Найдите в зале 114 скульптуры Геракла. Какие эпизоды из жизни этого героя запечатлели древнегреческие мастера? ________________________
__________________________________________________________________
Как вы поняли, что перед вами Геракл? Какие атрибуты связаны с этим героем? __________________________________________________________ __________________________________________________________________
Какими характеристиками наделяют мастера этого героя? Дополните ряд литературных эпитетов: «грозный», «благородный», «быстроногий», «пламенный», _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Найдите и внимательно рассмотрите скульптуру «Отдыхающий Геракл». Обратите внимание на выражение лица, позу, динамику фигуры. Попытайся прочувствовать внутреннее состояние героя. Что он держит в руке? О каком подвиге это рассказывает? О чем он думает? ___________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сравните скульптуры отдыхающего сатира и отдыхающего Геракла. Есть ли разница в настроении героев? _________________________________
__________________________________________________________________
Чем изображения античного героя отличались от изображений людей?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что отличает изображения античного героя от изображений богов? ___
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Как, с вашей точки зрения, герой мог обеспечить себе бессмертие? Стал ли бессмертен Геракл? Ради кого или чего он совершал свои многочисленные подвиги? _________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вернитесь к предыдущей части путешествия. Заполните таблицу.
Подумайте, могли ли герои сравняться с богами?
Прежде чем покинуть залы Эрмитажа, вернитесь в зал Афины. Найдите одно из самых драгоценных творений античной классики – бюст Афины. Известный знаток античной культуры И.И. Винкельман сказал о нем, что это «самая совершенная из красот, найденных в земле». Согласны ли вы с ним?
Сформулируйте, в чем, на ваш взгляд заключается «формула» классической античной красоты?
………….+ ………………= классика
|