Гатчинский район
Музеи науки и техники
Музеи-памятники
- Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»
- Музей-памятник «Спас на Крови»
- Концертно-выставочный зал «Смольный собор»
- Музейный комплекс «Вселенная Воды»
- Домик Петра I
(филиал Государственного Русского музея) - Нарвские триумфальные ворота
(филиал Государственного музея городской скульптуры) - Государственный музей-заповедник «Царское Село»
- Государственный музей-заповедник «Павловск»
- Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф» (музей-заповедник «Петергоф»
- Дворцово-парковый ансамбль «Александрия» (филиал Музея-заповедника «Петергоф»)
- Музей семьи Бенуа (филиал Музея-заповедника «Петергоф»)
- Музей игральных карт (филиал Музея-заповедника «Петергоф»)
- Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (филиал Музея-заповедника «Петергоф»)
- Центральный музей связи имени А. С. Попова
- Мемориальный музей А. С. Попова при ЛЭТИ
- Центральный музей железнодорожного транспорта МПС России
- Музей городского электрического транспорта
- Центральный музей Октябрьской железной дороги
- Музей Петербургского метрополитена
- Астрономический музей Главной (Пулковской) обсерватории РАН
- Историко-бытовой музей «Дачная столица» (на базе Сиверской школы-интерната)
- Литературно-мемориальный музей «Дом станционного смотрителя» (филиал ЛО ГУК «Музейное агентство»)
- Домик няни А. С. Пушкина(филиал ЛО ГУК «Музейное агентство»)
- Музей города Гатчины (муниципальное учреждение культуры)
- Музей-усадьба «Рождествено» (филиал ЛО ГУК «Музейное агентство»)
- Музей-усадьба «Суйда» (филиал ЛО ГУК «Музейное агентство»)
- Музей-усадьба П. Е. Щербова (филиал ЛО ГУК «Музейное агентство»)
- Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей заповедник «Гатчина»
ПО СТЕПЕНИ ПО СТЕПЕНИ
ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ АКТИВНОСТИ
Преднамеренное Непреднамеренное Активное Пассивное
Воссоздающее Сон
Творческое Грезы Дремотное
Мечта состояние
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком из реальной действительности, может протекать в различных формах.
Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т.е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.
С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов:
- эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи;
- этим образам может быть придан совершенно новый смысл.
В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация – создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра (полу люди-полу кони), образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т.д.
Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.
Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы:
- процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия;
- процессы произвольные, т.е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями.
Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.
Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.
Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся сосокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.
Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.
Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явления часто встречается в детей.
Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание некоторых несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становиться более обобщенным.
И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.
Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.
Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.
Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оцениваются, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например. У авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.
Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видения, а на другом полюсе будут люди с крайне бедными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.
Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.
Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года. Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, познее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.
Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируются целеустремленностью человека. Важнейшими условиями творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный фон творческой деятельности.
Проблема творчества всегда была интересной не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т.Рибо. Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.
Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи).
2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
4. Проверка.