Тема № 18. Общие принципы работы над художественными произведениями. Различие в приемах работы над художественными произведениями, вызванных жанровыми особенностями (рассказ, сказка, басня, стихотворение)
При выборе конкретных методических приемов для работы на уроке над художественным произведением учитель должен руководствоваться
родом,
видо - жанровой природой текста,
композиционными особенностями
и спецификой его формы.
Традиционно в литературоведении выделяется три рода литературы.
1)эпос;
2) л и р и к а;
3) д р а м а
Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах
Автор эпического произведения изображает реальную действительность во внешнем проявлении.
В художественном содержании эпического произведения выделяется:
действующие л и ц а, которые участвуют в определенных событиях, связанных между собой и развивающихся во времени и пространстве,
с ю ж е т произведения,
композиция (взаиморасположение изобразительных деталей произведения).
|
|
В учебный материал для чтения в начальной школе включены такие виды эпической литературы:
P художественный рассказ,
P эпическое произведение в стихах (или эпическое стихотворение),
P сказка,
P басня.
Методические приемы работы:
При анализе любого эпического произведения внимание сосредоточивается на действующих лицах, главных героях произведения, дается их характеристика. Прослеживается сюжетная линия:
С чего все началось?
Как развивались события?
Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)?
Чем все закончилось?
При работе над эпическим произведением учитель может выполнить завет К.Д.Ушинского об основном требовании к изучению родного языка - «читать и рассказывать», поэтому одним ив ведущих приемов работы становится пересказ текста, и предварительное составление плана.
Стихотворная форма произведения исключает его пересказ, а значит, снимает и необходимость работы над составлением плана.
Поэтому, работая над такими жанрами, как басня или эпическое произведение в стихах, целесообразнее предложить детям выучить их наизусть.
Тип пересказа прозаического текста выбирается в зависимости от его композиции произведения последовательно-повествовательной композиции удобны для подробного пересказа; повествовательно-описательная структура произведения может стать основой выборочного пересказа; произведения, в которых главная сюжетная линия осложнена многими деталями, могут быть выбраны для краткого пересказа; а работая над произведениями, построенными на диалоге, от пересказа следует вообще отказаться. Такие произведения рекомендуется читать по ролям и драматизировать.
|
|
Учитывать специфику произведения необходимо и при выборе приема для обеспечения первичного восприятия. Так, народную сказку как фольклорный жанр следует детям рассказывать, в то время как литературная авторская сказка должна быть прочитана по книге. Эпическое стихотворение может быть прочитано заранее подготовленными детьми или учителем, так как стихотворный текст читать с листа трудно. А рассказ можно предложить детям читать по цепочке или выбрать для первичного восприятия прием комбинированного чтения. В басне мораль должна быть интонационно отделена от сюжета, поэтому басню учитель всегда читает сам.