Храм освещают 40 окон, опоясывающих основание купола, и много окон в стенах

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.

Архитектурные особенности

Собор после османского завоевания

Внутренний вид сводов собора

История собора периода Византийской империи

После пожара в 532 году император Юстиниан I повелел построить новую церковь, которая должна была стать украшением столицы и служить выражением величия империи. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Cвятой Софии

Юстинианова базилика

На постройку был употреблён лучший строительный материал. (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора)

. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть. Прокопий Кесарийский

Собор был построен в 537 году, а через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Стены укрепили контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

В 1453 году собор Святой Софии был обращён в мечеть. В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки

1. Вход 2. Императорские ворота 4. Алтарь. 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи,

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты).

Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства 6 в. тенденции к грандиозности, величественной пышности и торжественности

В 1935 году со стен были счищены скрывавшие их слои штукатурки и открылись великолепные фрески и мозаики..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: