Египет
Египет. В долине Нила в результате слияния номов возникли два царства – Нижний и Верхний Египет, В XXX в. до н.э. их объединил в одно государство фараон Мина, основавший первую династию египетских фараонов. Столицей государства стал город Мемфис, находившийся на границе Нижнего и Верхнего Египта.
В первой половине III тыс. до н.э. Египет – это крупное централизованное государство, проводящее активную внешнюю политику. Его влияние распространяется на области Синайского полуострова, южную Палестину, а также долину Нила южнее первого порога. В это время в Египте складывается централизованная деспотическая монархия. Фараон обладает неограниченной властью, ему принадлежит весь земельный фонд страны, большие ресурсы рабочей силы.
Основой экономики являются крупные царские хозяйства, кроме того, выделяются земли храмам и, вероятно, – некоторым частным лицам. Практически все крестьяне-общинники превращаются в зависимую категорию царских людей – так называемых хему, среди которых представлены практически все сельскохозяйственные и ремесленные специальности. Хему работают там, куда их направят власти, получая за это продовольственный паек или надел земли. Большое распространение в Египте получают общественные работы, возложенные в основном на хему (например, строительство царских усыпальниц-пирамид, поддержание в порядке и создание новых оросительных каналов). Для управления страной создается разветвленный бюрократический аппарат, чиновники играют большую роль в жизни общества.
Примерно с середины III тыс. до н.э. власть фараонов начинает ослабевать, укрепляются позиции местной знати и единое государство распадается на полунезависимые номы, переживая период внутренней раздробленности, упадка. В XXII в. до н.э. фараону Ментухотепу I удается объединить страну, воссоздать централизованное государство, столицей которого становятся Фивы.
В конце III тыс. до н.э. в Египте начинается кризис царских хозяйств, требовавших больших расходов на управление, подчинение зависимых работников. Примерно с этого времени широко распространяется практика предоставления земли из государственного фонда частным лицам в аренду или в виде платы за службу.
На рубеже III-II тыс. до н.э. в Египте к власти приходит XII династия, основанная Аменемхетом I (первая половина XX в. до н.э) При нем и его преемниках наступает расцвет страны. Для изготовления орудий труда очень активно используется бронза, расширяется оросительная система, значительных успехов достигает земледелие. Как и раньше, земля считается собственностью фараона, но уменьшаются размеры царского хозяйства, наряду с ним и с хозяйствами крупных чиновников, местной знати, храмов появляется множество мелких и средних хозяйств, что создает условия для дальнейшего развития внутренней торговли, экономики в целом.
Однако в XVIII в. до н.э. Египет был захвачен кочевыми племенами гиксосов, пришедшими из Азии, и в стране вновь началась внутренняя раздробленность.
В начале XVI в. до н.э. власть гиксосов была свергнута, фараон Яхмос I (первая половина XVI в. до н.э.) воссоздал единое государство, и в середине II тыс. до н.э. Египет становится наиболее могущественным и обширным царством Ближнего Востока.
В первой половине XIV в. до н.э. завоевательные походы Египта были временно приостановлены в связи с религиозной реформой фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) (первая половина XIV в. до н.э.), но уже с конца века начинаются войны с хеттами1, в результате которых Южная Сирия, Палестина и Финикия оказались в сфере влияния Египта.
В XII в. до н.э. Египет вновь оказался в очень сложном положении: он одновременно подвергся нападению ливийских племен, живших западнее Египта на северном побережье Африки, а также нападению народов моря – группы племен, вторгшихся на рубеже XIII-XII вв. до н.э. с Балканского полуострова через Эгейское море в Переднюю Азию. До сих пор точно не установлено, какие именно народы входили в эту волну переселенцев, хотя есть предположение, что среди них были ахейские греки, разгромившие Трою, город-государство на севере Эгейского побережья Малой Азии. Используя в сражениях неизвестное в Египте и других странах железное оружие, народы моря были грозным противником.
С большим трудом нападения завоевателей были отражены, но Египет потерял прежнее могущество, ослабла центральная власть, начался кризис государства, проявлявшийся в частой смене правителей, мятежах, усилении позиций местной, номовой, знати, утрате иноземных владений. В результате в XI в. до н.э. единое государство распадается на два царства – Нижний Египет и Верхний Египет. В Нижнем Египте большую роль начинают играть иноземцы – ливийцы, основавшие свою династию. С этого времени единое самостоятельное египетское государство прекращает свое существование.
Шумеро-аккадский период
Шумеро-аккадский период. Южной Месопотамии конца IV тыс. – первой половины III тыс. до н.э. в отличие от Египта не сложилось централизованное государство, а существовало несколько политических центров. Наиболее влиятельными из них были Аккад, Ларса, Ниппур, Эриду, Лагаш, Урук, Умма, Ур. Эти и другие южномесопотамские города-государства в этническом, религиозном, культурном отношении представляли собой единое целое – государство Шумер. Здесь, как и в Египте, часть государственной земли выделяется храмам, получают распространение общественные работы. Однако наряду с государственной (царской) собственностью на землю существует и земельная собственность территориальных общин, где развиваются частные хозяйства.
Централизованные государства в Месопотамии возникают во второй половине III тыс. до н.э. В Шумере на преобладающее положение претендуют Лагаш и его постоянный враг – Умма. После напряженной борьбы в XXIV в. до н.э. правители Уммы захватили Лагаш, а затем распространили свое господство почти на весь Шумер, сделав столицей город Урук. Вскоре, однако, это государство было захвачено Саргоном Древним (2316-2261 до н.э.) – царем города Аккад, который, организовав первое в истории постоянное войско, сумел создать в Месопотамии крупное централизованное государство с неограниченной властью царя. При нем значительно увеличились размеры царского хозяйства, была налажена оросительная система в общегосударственном масштабе, введена единая система мер и весов. Саргон Древний стал основателем династии, которая правила в Месопотамии около полутора веков.
В начале XXII в. до н.э. власть над Южной Месопотамией перешла к городу Ур, где начала править так называемая третья династия Ура, представители которой носили титул царя Шумера и Аккада. Царская власть имела ярко выраженный деспотический характер – цари еще при жизни обожествлялись, был создан сильный центральный аппарат управления, в царских и храмовых владениях велся учет всех направлений хозяйственной жизни. В XXI в. до н.э. были изданы законы – древнейшие из известных нам законодательных актов, в которых, например, был установлен принцип денежного возмещения пострадавшему.
В конце XXI в. до н.э. третья династия Ура, ослабленная борьбой с кочевниками-завоевателями – аморейскими племенами, была свергнута. Централизованное государство в Месопотамии прекратило существование. Появилось множество местных династий аморейского происхождения.
Ассирия и Вавилон во II тыс. до н.э.В XIX в. до н.э. в Месопотамии среди других выделяются два наиболее влиятельных государства, соперничество которых определило развитие этого региона на многие века вперед. На юге амореи создают государство со столицей в городе Вавилон. На севере к этому времени сформировалось государство Ассирия со столицей в городе Ашшур – крупном торгово-перевалочном центре, где пересекались пути из Месопотамии в Северную Сирию, Малую Азию, Египет.
В первой половине XVIII в. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), захватив всю Южную Месопотамию, подчиняет себе Ассирию. Возникает мощная держава с сильной царской властью, создаются законы нового государства, известные как законы Хаммурапи. В них заметно стремление облегчить участь некоторых слоев свободного населения, в частности, было несколько ограничено долговое рабство. Законы Хаммурапи выявляют социальную структуру общества Вавилонии – выделяются три основные категории населения: полноправные свободные люди – члены общин; юридически свободные, но неполноправные люди, не являющиеся членами общин и работающие в царских хозяйствах; рабы. При определении наказания часто учитывалось социальное положение виновного – рабы карались более сурово. В законах зафиксировано особое положение воинов: они были обязаны выступать в поход по первому требованию царя, за службу получали от государства земельные наделы, передаваемые по наследству и не отчуждаемые даже за долги.
Правление Хаммурапи – время высшего расцвета Вавилонии во II тыс. до. н.э. В начале XVI в. до н.э. Вавилон был разгромлен хеттами, а в конце века его захватили касситы, горские племена, жившие к востоку от Вавилона, и основали свою династию.
Ассирия в это время оказалась в зависимости от государства Митанни1 и лишь в XIV в. до н.э. добилась самостоятельности. Со второй половины XIII в. до н.э. начинается усиление Ассирии. В конце XII в. до н.э. при Тиглатпаласаре I (1115-1077 до н.э.) Ассирия достигает расцвета своего могущества. Совершаются успешные походы против горских племен верховий Тигра и Евфрата, облагаются данью некоторые торговые города Финикии.
Народы моря не дошли до Ассирии и Вавилона, но вытеснили из областей, расположенных к западу от Евфрата, полукочевые племена арамеев, которые в середине XI в. до н.э. устремились в Месопотамию. Ассирия и Вавилон, объединившись, вынуждены были бороться с ними и временно оказались ослабленными.
Первые цивилизации на территории Индии и Китая. В III тыс. до н.э. в долине Инда возникает Хараппская цивилизация, также относящаяся к типу цивилизации речных долин, как и Египетская и Шумерская. Здесь были созданы крупные ирригационные системы и основная часть населения занималась поливным земледелием. Центрами этой цивилизации были крупные города Хараппа и Мохенджо- Даро, активно торговавшие с Месопотамией. Существовала эта цивилизация сравнительно недолго она погибла на рубеже XIX-XVIII вв. до н.э. Причины этого до сих пор неизвестны, хотя высказываются различные предположения: неблагоприятные климатические условия, эпидемии, нашествия кочевых племен и пр.
На рубеже III-II тыс. до н.э. к уже существующим древним цивилизациям добавляется еще одна – китайская, правда, ее развитие очень долго идет изолированно от остальных. Как и везде, первой формой государственности на территории Китая были номы. Они появляются в бассейне реки Хуанхэ, население их в основном занимается земледелием. Однако в отличие от древнеегипетской, нижнемесопотамской, древнеиндийской цивилизаций древнекитайская не относилась к цивилизациям ирригационного типа. Здесь земледелие было основано на паводковом и атмосферном орошении.
В XVIII в. до н.э. на территории Китая среди множества городов-государств выделяется город Шан, возглавивший довольно крупное объединение номов. Правитель Шана (более позднее название этого государства – Инь) носил титул ван, власть его была ограничена советом знати и народным собранием.
В конце II тыс. до н.э. государство Шан перестало существовать – оно было захвачено племенами чжоусцев, живших до этого в бассейне реки Вэй.
2.2. Эпоха расцвета древних государств (конец II – конец I тыс. до н.э.)
В эпоху расцвета древних государств возникают так называемые мировые державы, или империи, которые в отличие от государств ранней древности представляют собой гораздо более прочные объединения с центральным управлением, единой внутренней политикой. В это время наибольшего развития достигает деспотическая форма государственного устройства. В мировых державах сельская территория постепенно оказывается в составе государственного сектора, общинный сектор экономики сохраняется в городах, где наряду с центральной властью существуют органы самоуправления. Именно в городах, в ремесленном производстве, в это время начинает преобладать рабский труд; в сельском хозяйстве по-прежнему в основном заняты крестьяне-общинники, хотя и здесь труд рабов начинает использоваться гораздо шире, особенно государством.
В экономическом отношении важнейшим отличием второго этапа древности от первого является активное использование железа, стали, что значительно повышает производительность труда, способствует развитию сельского хозяйства, ремесла, росту товарности производства, о чем свидетельствует развитие системы денежных отношений – получают повсеместное распространение деньги в монетной форме. В этот период происходит развитие международной торговли: в нее включаются Индия, Китай, Средняя Азия, а также юг Аравийского полуострова.
Важным следствием развития товарно-денежных отношений является возникновение в конце второго этапа Древности частной земельной собственности (наряду с государственной и общинной), земля превращается во многих государствах в объект купли-продажи, крупные частные хозяйства начинают преобладать в экономике большинства стран.
Месопотамия. В конце Х в. до н.э. Ассирия восстанавливает свое господство в Северной Месопотамии и возобновляет военные походы на юг и в Восточное Средиземноморье, где в это время, пользуясь ослаблением великих держав, возвышаются новые государства1. В Сирии это было Дамасское царство, созданное арамеями, в Финикии – город Тир. В Палестине во второй половине Х в. до н.э. единое израильское государство распадается на две части: на юге страны Иудейское царство со столицей в Иерусалиме, на севере – Израильское царство.
В период с XII в. до н.э. по II в. до н.э. в Израиле и Иудее усилиями многих поколений создается религиозный, исторический и литературный памятник – Библия. Она включает 39 книг, В ней сосредоточены мифы, легенды, повествования по истории еврейского народа и других народов Древнего востока, религиозные и этические нормы, философские и публицистические произведения, поэзия и проза. Заложенная в Библии впервые на планете идея монотеизма (единобожия) стала основой создания не только иудаизма, но и других мировых религий – христианства и ислама. Библия оказала огромное влияние на формирование не только религиозного мировоззрения многих стран и народов, но и на их культуру и искусство.
Во второй половине VIII в. до н.э. начинается период наибольшего могущества Ассирии, ее преобладания в ближневосточном регионе. В значительной степени подъем Ассирии в это время связан с административными и военными реформами царя Тиглатпаласара III (745-727 до н.э.). Он провел коренную реорганизацию военного дела в Ассирии. Наряду с ополчением, состоявшим из всего взрослого мужского населения, была создана регулярная армия, находившаяся на полном государственном обеспечении. Изменилась политика в отношении покоренного населения. Если раньше это были грабежи, увод в рабство, выкачивание дани, то теперь стало широко практиковаться переселение целых народов в этнически чуждые области. Кроме того, по-новому было организовано и управление завоеванными территориями. Во главе вновь образованных округов ставились наместники, которым подчинялись ассирийские военные гарнизоны. Размеры новых округов были меньше, чем раньше, что облегчало управление ими. Каждый округ вносил в государственную казну определенные налоги. В результате была установлена строгая централизованная власть Ассирии над захваченными народами. Важнейшим фактором экономического единства государства стала торговля. Одной из главных целей военных походов был захват новых торговых путей для дальнейшего обогащения Ассирии.
При Тиглатпаласаре III и его приемниках Ассирия стала первой в истории Древнего мира действительно великой военной империей, которая объединяла, правда, на короткое время почти все государства ближневосточного региона. В VII в. до н.э. она охватила огромную территорию, подчинив всю Месопотамию, Восточное Средиземноморье, Египет, Малую Азию, Элам2, персидские и мидийские племена.
Однако при Ашшурбанапале (669-631/29 до н.э.), последнем великом ассирийском царе, отдельные центры державы начинают соперничать друг с другом, а после его смерти в последней четверти VII в. до н.э. империя распадается, и в конце этого века ассирийское государство прекращает свое существование под ударами мидийских племен и Вавилона.
На рубеже VII-VI вв. до н.э. в правление царя Навуходоносора II (605-562 до н.э.), захватившего Сирию и Палестину, крупнейшим государством Месопотамии становится Вавилония. Наступает временное экономическое, политическое и культурное возрождение страны. Однако во второй половине VI в. до н.э. Вавилон был разгромлен персами, Месопотамия вошла в состав их государства.
Персидская держава Ахеменидов. В конце VI в. до н.э. крупнейшим государством Ближнего Востока становится держава Ахеменидов, объединившая в результате успешных завоевательных войн территории Месопотамии, Восточного Средиземноморья, Египет, северо-восточную часть Индии. Во главе ее стал персидский царь Кир II (558-530 до н.э.) из рода Ахеменидов.
Для управления таким огромным государством, включавшим множество стран с различным уровнем социально-экономического развития, необходимы были специальная структура государственного аппарата и организация внутренней жизни, которая была создана в результате проведения в конце VI в. до н.э. административно-финансовых реформ царя Дария I (522-486 до н.э.).
Все государство было разделено на 20 административно-податных округов, называвшихся сатрапиями. Во главе каждого округа стоял сатрап, выполнявший гражданские функции. Армия каждого округа находилась в ведении военачальника, подчинявшегося непосредственно царю. Существовали также отдаленные провинции, в повседневную жизнь которых персидская администрация вмешивалась редко, осуществляя управление с помощью местных правителей. Дарий ввел новую систему государственных налогов: все сатрапии обязаны были платить серебром установленную для каждой из них подать, которая определялась с учетом оценки обрабатываемой земли. Для управления страной был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией, административным центром державы стал город Сузы (бывшая столица Элама).
В VI в. до н.э. еще до персидского завоевания в Лидийском царстве начали чеканить первые в мире монеты, и Дарий I ввел общую для всей державы денежную единицу – дарик. Впрочем, вне пределов Малой Азии персидские монеты играли второстепенную роль в торговле, в основном использовались слитки нечеканного серебра.
В период существования государства Ахеменидов очень широкое развитие получила международная торговля, поскольку в составе одного государства оказались различные по природным, климатическим условиям страны, между которыми были установлены регулярные контакты, налажены морские и караванные пути.
В первой половине V в. до н.э. Ахемениды пытаются расширить свою экспансию на запад идут – греко-персидские войны. Однако небольшие греческие города-государства сумели противостоять огромной державе и изгнали персов с Балканского полуострова.
В 334 г. до н.э. Александр Македонский (356-323 до н.э.), добившийся господства над Грецией, начинает поход против Персии и в 329 г. до н.э. захватывает все ее владения. Ахеменидское государство прекращает свое существование, войдя в состав державы Александра Македонского.
Парфия. После смерти Александра в 323 г. до н.э. его громадная империя распадается на множество эллинистических государств: Египет при Птолемеях, государство Селевкидов, Пергамское царство, Понтийское царство и др. В дальнейшем (в конце 1 тыс. до н.э.) почти все эллинистические государства оказались в составе двух держав – Рима и Парфии, Парфия (первоначально области к юго-востоку от Каспийского моря) отпала от государства Селевкидов1 в середине III в. до н.э., вскоре ее захватили кочевники парны, которые поставили в зависимость местное оседлое население: крестьяне, объединенные в общины, были прикреплены к земле, обработка которой рассматривалась как государственная повинность.
Во II в. до н.э. Парфия включает в свой состав значительную часть Средней Азии, Ирана, Месопотамию и превращается в мировую державу, наследницу государства Ахеменидов – его политического могущества, а в какой-то мере и культуры.
Индия. На территории Индии в начале 1 тыс. до н.э. noявляется новая цивилизация. Здесь в долине Ганга поселяются индоарийские племена. Они начинают заниматься рисоводством, у них возникает патриархальное рабство, города, первые государства, наибольшее значение среди которых приобретают Кошала и Магадха.
К середине 1 тыс. до н.э. выдвигается Магадха, столицей которой в середине V в. до н.э. становится город Паталипутра (современная Патна) – один из крупнейших центров Древней Индии. В середине VI в. до н.э. в Магадхе приходит к власти династия Нандов, создается крупная империя, объединившая все государства долины Ганга и, возможно, часть Южной Индии. К этому времени на территории Индии уже прочно сложилась варновая система, являющаяся одной из наиболее характерных черт древнеиндийского общества. Четыре варны (замкнутые группы людей) представляли основные сословия общества: две высшие варны – брахманы (жречество), кшатрии (военная аристократия), две низшие – вайшьи (сначала полноправные общинники, занимающиеся преимущественно сельским хозяйством, позже – еще и торговцы, некоторые ремесленники), шудры (в основном неполноправные, зависимые ремесленники, земледельцы).
В конце VI в. до н.э. династия Нандов была свергнута, к власти приходят представители рода Маурьев, создавшие так называемую империю Маурьев. Наивысшего расцвета это государство достигло в середине III в. до н.э. при царе Ашоке (268-231 до н.э.).
В составе его империи оказался весь полуостров Индостан, за исключением крайнего юга. Территория страны была разделена на наместничества, которые регулярно инспектировались царем и его приближенными. Маурьи установили внешнеторговые и политические отношения со странами Средиземноморья. При царе Ашоке государство начинает устанавливать контроль за духовной жизнью подданных, царь активно содействует распространению буддизма, способного, по его мнению, стать идеологической основой объединения разнородных областей, входящих в империю. Наследникам Ашоки не удалось сохранить могущественное государство, и в начале II в. до н.э. империя Маурьев распадается на ряд сравнительно небольших государств.
Китай. На территории Китая крупнейшим государством рубежа II-I тыс. до н.э. было Западное Чжоу. Во главе государства стоял Ван – император, которого считали сыном Неба, посредником между богами и людьми. Однако власть вана была ограничена состоящим при нем советом, в который входили крупные чиновники, возглавлявшие сложный бюрократический аппарат государства. Земля номинально считалась принадлежащей государству, существовал также и непосредственно царский фонд. Довольно широко практиковалась раздача земельных владений знати, что приводило к созданию достаточно крупных земледельческих хозяйств.
С середины IX в, до н.э. в Западном Чжоу начинается внутренний кризис: возрастает мощь местной знати, происходит ослабление центральной власти ванов. В начале VIII в. до н.э. с усилением натиска северо-западных кочевых племен территория государства сокращается, столица переносится восточное, Западное Чжоу получает новое название Восточное Чжоу и становится одним из множества самостоятельных царств.
С VIII по V вв. до н.э. на территории Китая существуют пять крупных политических центров. Наряду с Восточным Чжоу это были царства Цинь, Чу, У и Юз. Господствующее положение в них принадлежало наследственной аристократии, занимавшей высшие посты в государственном управлении.
В середине I тыс. до н.э. в Китае происходят важные изменения во всех областях жизни. В это время (на полтысячелетия позже, чем в большинстве других стран) осваивается плавка железа, что создает условия для развития ремесла и земледелия. В связи с активным созданием ирригационных систем в бассейне Хуанхэ и верхней Янцзы происходит расширение обрабатываемых земель, начинается более интенсивное их использование. В некоторых царствах официально разрешается купля-продажа земли, создаются крупные частные хозяйства (и в сельском хозяйстве, и в ремесле), ориентированные на рынок. Развитию товарно-денежных отношений способствует и распространение монетной формы денег. В середине I тыс. до н.э. в Китае распространяется долговое рабство, частные лица начинают более активно использовать труд рабов, хотя основным потребителем рабской рабочей силы остается государство.
В политической сфере в Китае середины I тыс. до н.э. также происходят значительные изменения. С VI в. до н.э. правители начинают активное наступление на потомственные привилегии аристократии, которая борется за захват власти в своих царствах. Для подрыва влияния знати правители стараются опереться на лично им преданных служилых людей, вводя новую систему должностного вознаграждения: вместо раздачи земель вводится жалованье, выплачиваемое зерном (важнейшим эквивалентом стоимости). В V в. до н.э. происходит укрупнение государств: вместо, примерно, двухсот, среди которых было пять сильнейших, остается менее тридцати государств, и выделяются семь самых могущественных (Цинь, Янь, Чу, Вэй, Чжао, Хань, Ци), в которых постепенно вводится централизованная политико-административная система. Например, в царстве Цинь проводятся реформы, которыми было утверждено единое законодательство и судопроизводство, узаконены залог и скупка земли, отменены ограничения размера наделов, отменены все прежние наследственные титулы, введены новые ранги знатности за личные заслуги и т.д. После этих реформ царство Цинь становится мощной державой, превращается в военно-бюрократическую деспотию типа государств ближневосточного региона.
Циньский ван в 221 г. до н.э. объединил большую часть Китая, Циньская империя существовала очень недолго (до конца III в. до н.э.), но заложила основы единого централизованного Китая. В это время на всю территорию страны распространяются циньские принципы государственного устройства, создается военно-бюрократическая империя, организуются завоевательные походы в Южный Китай и Северный Вьетнам. На севере страны для защиты от кочевых племен сюнну активно строится Великая китайская стена.
В самом конце III в. до н.э. на территории Китая возникает новое централизованное государство – империя Хань, основателем которой стал выходец из рядовых общинников Лю Бан (202-195 до н.э.) При нем были отменены законы государства Цинь, несколько снижены налоги, но административно-бюрократическая система, большинство экономических установлений циньской империи остались в силе, хотя часть земель государства Лю Бан вынужден был отдать некоторым представителям знати. Центральной власти удается окончательно подчинить себе аристократию лишь на рубеже II-I вв. до н.э. К концу I тыс. до н.э. на территории Китая активно развивается работорговля, рабство становится основой ремесленного производства как частного, так и государственного. В меньшей степени труд рабов используется в сельском хозяйстве, где основную массу товаропроизводителей по-прежнему составляют крестьяне-общинники, обязанные платить налоги и выполнять рабочую и воинскую повинности.
Во II в. до н.э. Ханьская империя захватывает территорию Кореи, а также древневьетнамские государства Аупак и Намвьег, возникшие во второй половине I тыс. до н.э. В это время Китай поддерживал торговые и дипломатические отношения со многими государствами, особенно с находящимися на Великом шелковом пути, соединившем империю Хань со странами Средней Азии и Ближнего Востока. Активная завоевательная внешняя политика Китая привела к значительному росту налогов, ухудшению положения населения.
В I в. до н.э. по территории государства прокатилась волна восстаний, в начале I в. н.э. династия Хань была свергнута, власть захватил Ван Ман (9-23 н.э.), один из высших сановников, обещавший вернуться к обычаям предков. При нем была сделана попытка превратить всю землю в царскую, запретить частным лицам куплю-продажу земли и рабов, что вызвало повсеместное недовольство. В правление Ван Мана государство пыталось активно вмешиваться в экономическую жизнь страны, в частности, принимались законы о выпуске монеты, ценах на рынке и др. В это время значительно увеличились налоги, особенно на ремесленников, произошло дальнейшее обострение внутриполитической ситуации, в стране вновь начинаются народные волнения. Наиболее крупным было восстание краснобровых, в ходе которого Ван Ман был убит, государство оказалось на грани распада.
• Античная Греция: крито-микенский период; Темные века; классический период.
• Античный Рим: царский период; период Республики; период Империи.
История античных государств – это история Древней Греции и Древнего Рима.
Древнегреческую историю специалисты делят на несколько условных периодов:
- - крито-микенский период и Темные века (3000-1100 гг. до н.э. – 1100-800 гг. до н.э.);
- - период архаики 800-500 гг. до н.э.;
- - классический период (500-336 гг. до н.э.);
- - эпоха эллинизма (336-30 гг. до н.э.).
Историю Древнего Рима можно разделить на следующие периоды:
- - царский период – 753-510 гг. до н.э.;
- - период Республики – 510-31 гг. до н.э.;
- - период Империи – 31 г. до н.э. 476 г. н.э.
Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации и которым вообще была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре.
Античная Греция ( III тыс. до н.э. – 30 г. до н.э.)
Крито-микенский период и Темные века. Современная Греция занимает область материка, глубоко вдающуюся в северо-восточную часть Средиземногоморя, а также прилегающие острова. Греки называют свою страну Элладой, а себя – эллинами по имени легендарного героя Эллина, который, по преданию, был прародителем греческого рода. Около трех тысячелетий до н.э. древние греки научились плавить бронзу из меди и олова и использовать ее для изготовления орудий труда и оружия. Земледелие стало более производительным, появились излишки продуктов, возникли обмен и ремесла. Ремеслами стали заниматься целые семьи, производившие гончарные и ювелирные изделия, а также орудия труда и оружие. Люди стали более богатыми, особенно на южных островах Эгейского моря. Население увеличилось, появились города.
Первая великая европейская цивилизация возникла на острове Крит, где к 2000 г. до н.э. существовали развитое хозяйство и торговля вокруг нескольких крупных дворцов. Английский археолог Артур Эванс (1851-1941), обнаруживший эту цивилизацию в 1894 г., дал ей название «минойской» по имени мифического критского царя Миноса. Минойцы выезжали за пределы Крита. На суше они пользовались повозками, освоили морские пути, создали флот, и, по словам, греческого историка V в. до н.э. Фукидида (около 460-400 до н.э.), царь Крита был и морским владыкой. Свои города минойцы строили на побережье, каждый из них возникал вокруг дворца. Первые дворцы, построенные около 2000 г. до н.э., через 300 лет были уничтожены землетрясением. Построенные на их месте более роскошные дворцы обнаружены археологами. Минойцы знали письменность – так называемое линейное слоговое письмо А, хотя оно до сих пор не расшифровано. Большинство поселений и дворцов на Крите погибло около 1450 г. до н.э. в результате извержения вулкана.
Стихийное бедствие не было единственной причиной гибели критской цивилизации: к 1450 г. до н.э. на о. Крит с материковой части Греции вторглись воинственные племена, которых назвали микенцами, или ахейцами. Микенцы жили в маленьких государствах, центром которых был укрепленный город – акрополь (верхний город, кремль). С XVI в. до н.э. они занимались торговым обменом, конкурируя с минойцами и постепенно расширяя свои торговые связи в Восточном Средиземноморье, в крупных городах Малой Азии и Ливана. Они переняли у минойцев письменность и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). Записи на греческом языке производились на глиняных табличках и были расшифрованы английским ученым М.Вентрисом в 1953 г.
Приблизительно к 1200 г. до н.э. микенский мир начал распадаться. Египетские рукописи свидетельствуют, что во второй половине XIII в. до н.э. несколько подряд неурожайных лет сократили торговлю, так как труд ремесленников оплачивался сельскохозяйственной продукцией, без которой вся экономическая система и сама жизнь оказывались под угрозой.
К 1100 г. до н.э. крито-микенская цивилизация исчезла совсем. С исчезновением микенской цивилизации искусство письма было забыто, и историки не располагают письменными источниками периода 1100-800 гг. до н.э., поэтому его называют Темными веками. В этот период у греков было мало контактов с другими народами, и поэтому в иностранных источниках мало встречается упоминаний о греках. В Греции резко сократилось население, произошел упадок в гончарном и ювелирном мастерстве.
Период архаики
Период архаики. Впериод архаики1 (VIII-VI вв. до н.э.) происходит интенсивное развитие античного общества. Росло население, повышался его жизненный уровень. Это был период прогресса в литейном производстве, успехов в изготовлении глиняной посуды. В это время возникают оживленные центры художественно-промышленного производства посуды (сначала Коринф и Мегара, затем Афины), где выработался знаменитый способ наведения черных фигур на блестящий красноватый фон, достигаемый путем примешивания железной окиси.
Характерная черта экономики этого периода истории Эллады – наличие довольно развитого обмена, что связывают с процессом колонизации и уходом массы населения в колонии, с ввозом продуктов из колонии в метрополию, с развитием в метрополии ремесел и вывозом их изделий в колонии. Развитие таких форм экономики, как посредничество в торговле, подвоз и перевоз товаров, становится источником существования целых общин. Такой, например, была Эгина, роль которой особенно значительной была в транзитной торговле, посредничестве, поскольку население ее доставляло продукты в разные стороны Древней Греции.
Важнейшим показателем развития обмена в эпоху колониального расширения Эллады может служить возникновение и распространение в греческом мире монеты. Греки использовали при этом опыт древневосточных стран – принятые ими весовые и денежные единицы воспроизводят вавилонские восточные названия.
По мере развития производительных сил и обмена появляются новые рабочие руки – привозные рабы. Труд рабов используют в рудниках, в ремесле, в портовых и корабельных работах. Владение рабами, их покупка становятся важным способом расширения производства и обогащения.
С применением массового труда изменились размер предприятий и объем производства. Предприятия расширялись и приняли характер ремесленных мастерских. Ремесло отделилось от земледелия.
Появляются новые группы населения – судовладельцы, собственники ремесленных мастерских (эргастерий), которые с течением времени все больше определяют не только экономический, но и политический характер городов-государств- полисов, возникших в VIII-VI вв. до н.э. в Греции в результате борьбы новых социальных групп и сил с аристократией.
Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Самым крупным полисом были Афины, занимавшие территорию 2500 кв. км. Другие полисы были намного меньше, территория их не превышала 350 кв. км. Даже самые крупные города насчитывали не более нескольких тысяч жителей.
К началу архаического периода большинством полисов управляли аристократы, а системой правления была олигархия (власть немногих), но по мере расширения торговли начинает усиливаться и процветать среднее сословие торговцев, ремесленников и банкиров. Лишенное политических прав, оно начинает добиваться возможности участия в принятии решений. В стране возникают беспорядки, и для восстановления мира греки выбирают одного правителя, наделяя его всей полнотой власти. Такого правителя стали называть тираном. Появление в Греции таких правителей относят к 650 г. до н.э. Вообще же, начиная с 750 г. до н.э. реальная власть Греции принадлежала ареопагу (совету), политику которого осуществляли три высших должностных лица – архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, т.е. выдающихся членов аристократических родов. В 621 г. до н.э. недовольные системой правления и законами города афиняне на должность тирана назначили Драконта, создавшего первый в истории Греции писанный и очень жесткий свод законов. Драконт ввел публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. Свои реформы он основал на уже существовавших устных законах, но записал их и ужесточил, ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды. Вот почему по сей день жесткие меры и законы называют драконовскими.
В VI в. до н.э. драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном (640-635-ок. 559 до н.э.), предложившим афинянам целый ряд очень популярных мер: он воспрепятствовал продаже зерна за границу, освободил всех граждан от земельных долгов, прекратил практику продажи должников в рабство. Проданные за границу афиняне были выкуплены государством. Реформировал Солон также систему правления, в результате чего представители средних слоев могли занимать административные должности, даже бедным гражданам предоставлялось право голоса в народном собрании.
Реформы Солона, будучи прогрессивными, являлись одновременно попыткой примирить противостоявшие тогда друг другу социальные группы, попыткой компромисса. Для этого, как он сам пишет в своих элегиях, он попытался разумно соединить законность с насилием.
Борьба демократии и аристократии в полисах в VIII-VI вв. до н.э. способствовала выроботке целого ряда важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление.
Впервые этот принцип был зафиксирован в Конституции Клисфена (VI в. до н.э.) и в его реформе, согласно которой самым мелким социальным единицам – демам (коммунам) было дано самоуправление. В 508 г. до н.э. Клисфен из рода Алкмеонидов, вставший в результате гражданской войны во главе Афин, ввел новую систему правления, названную им демократией.
Желая привлечь народные массы к широкому участию в политической жизни, Клисфен ввел Совет 500, ставший постоянной комиссией народного собрания и вместе с должностными лицами заведовавший финансами и внешними делами и подготовлявший решения народного собрания.
С именем Клисфена история связывает появление в Афинах политического обычая – отракизма, состоявшего в том, что ежегодно, во время весеннего собрания народ опрашивался, должно ли в данном году состояться постановление об изгнании лица, подозреваемого в тиранических замыслах. Опрос проходил тайной письменной подачей голосов, и в случае утвердительного ответа собиралось особое собрание для остракизации, в котором должно было участвовать не менее 6000 граждан. Осужденный лишался на время только своих политических, но не гражданских прав и уходил в изгнание.