Новоаттическая комедия. Менандр

Менандр. Конец IV-нача. III до н.э. В жизни Греции произошли значительные изменения. Эта уже эпоха Александра Македонского. Политическое и экономическое угасание Афин и Спарты и возвышение Македонии. Утверждение новой эпохи в Греческом мире – эллинизма. Эллинизм – синтез греческих и восточных культур, религий. Главная черта эллинизма кроется в политической системе – крупная монархия с деспотическим и бюрократическим укладом государственного устройства. Появление новых городов – будущих крупных научно-культурных центров Александрии, Пергамы, Антиохии. Политические и экономические изменения, деспотический образ правления приводят к переоценке многих ценностей, подвергается переосмыслению и литература. На смену высоким гражданским проблемам и вопросам приходят индивидуальные, касающиеся жизни отдельного человека. Человек оказался исключенным из насыщенной общественной жизни. Предоставлен самому себе. На долю человека приходится сугубо личная жизнь с ее мелкими обыденными делами. Предметом изображения впервые становится человек как отдельная личность. Достижения литературы данного периода – новоаттическая комедия и александрийская поэзия.

Новоаттическая комедия. Менандр. Термин комедии указывает на новую жанровую разновидность нового исторического времени и ее отличие от древнеаттичекой (средняя комедия 4 в. до н.э. практически не оставила следов).

Новоаттическая комедия – совершенно иная, чем аристофановская. Новая комедия не ставит перед собой таких значительных, глобальных проблем. Как комедия Аристофана. Комедия проникнута серьезным отношением к миру. Лишена карикатурности, пародийности. В некотором смысле самого комизма, больше напоминает бытовую драму, наполненной меланхолического тона. Плюсы: переход от комичности к трогательности, отказ от фантастики приблизил новую комедию к реальному изображению жизни. Однако реальность понималась комедиографами строго локально: прежде всего темы семейных конфликтов, любовных ссор, различные вопросы воспитании детей и т.д.

Новая комедия разрешает главным образом вопросы нравственные, моральные, обязательно торжествует добродетель, осуждается порочность человеческой природ. Комедия направлена на исправление нравов. Поэтому жанр можно отметить как дидактический. Сюжеты отсюда новой комедии однообразны, часто варьируются, «переходят» из сюжета в сюжет: это обычно освобождение девушки из-под власти сводника, история подкинутого и найденного ребенка, обычная любовная интрига и т.д.

Однообразному сюжету соответствуют и однообразные маски: беспомощный юноша, зачастую инертный. Не способный принять самостоятельно решение без помощи своего раба; ловкий хитрый раб; строгий или наоборот снисходительный к проделкам сына старый отец; жадная гетера и т.д.

Комедиографы, наделенные художественным даром, пользуясь традиционным сюжетом, системой готовых героев-масок, сумели создать произведение, отвечающее на серьезные общественно-моральные вопросы времени.

Одним из них являлся Менандр (род 342/1 г. до н.э. умер 293/290 г. до н.э.). уроженец Аттики, из богатой состоятельной семьи. За свою жизнь создал более ста пьес. Известны более 12 его комедий: «Герой». «Отрезанная коса». «третейский суд». «Семиянка». «Угрюмец» («Брюзга»), «Человеконенавистник», значит. Часть комедии «Сикионец». Пьесы М. больше похожи на жанр мещанской драмы. Склонный к творчеству Еврипиад, м. многие драматические приемы берет у него. Сюжет его комедий строится по приему: обыденная спокойная жизнь меняется в результате произошедшего случая. М. (новшество) наделяет свои 1. «маски» - героев яркими индивидуальными чертами, 2. активноё действующим героев оказывается раб. 3. В комедиях м. заметен переход от грубовато-натуралистического содержания и примитивного веселья к остроумному сюжету и тонкому юмору.

«Угрюмец». Комедия сатирична и назидательна. В лице главного героя – старца Кнемона, вечно брюзгливого, неуживчивого человека осуждается индивидуализм граждан, понимающих демократию как свободу устраивать свою жизнь по собственному усмотрению, как право на независимое существование, осуждается стремление обособиться от общества.

Сюжет легко узнаваем: старик Кнемон живет один. Его оставила даже жена, в его красивую дочь влюбляется юноша Сострат из богатой семьи. Но юноша чрезвычайно робкий и просит своего раба устроить свидание. Происходит ряд меланхолическо-комических действий, герой знакомится с пасынком старика Горгием. Действия героев не приводят к ожидаемому результату. М. мастер ведения комедийного сюжета – он вводит в действие случай. Кнемон попадает в колодец, выбраться ему помогают Сострат и Горгий. Потрясение заставляет старика многое обдумать, и он приходит к выводу. Что люди должны помогать друг другу. В конце концов друзья достигают успеха – женятся на своих возлюбленных.

«Угрюмец»

Пан

…А справа там – усадьба, где хозяином

Кнемон, крутой старик, из бирюков бирюк.

На всех он зол и людям никогда не рад.

Да что там рад! Ведь он словечка доброго

За весь свой долгий век и то не вымолвил

И первым никогда не заводил речей…

Прескверно жил Кнемон. С женой он ссорился

Добро бы только днем – так нет, ухватывал

Часок и ночью. А с рожденьем дочери

Совсем житья не стало. Горе горькое!

Беда такая, что и передать нельзя!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: