Правовой статус моряка

Рассматривая проблему правового статуса моряка, необходимо отметить, что он является составной частью общего правового статуса человека и гражданина.

Правовой статус - это правовое положение человека в обществе. Гарантии реализации прав и обязанностей существенно влияют на содержание и значение правового статуса лица.

Существуют разные подходы к соотношению правосубъектности и правового статуса: одни ученые считают правосубектность предпосылкой правового статуса, др. – включают ее в правовой статус, третьи – называют правосубъектность более широкой категорией.

Правосубъектность является условием приобретения правового статуса, поэтому она состоит в способности лица обладать определенными правами, выполнять обязанности, нести ответственность.

Структура правового статуса моряка может быть представлена в виде таких элементов: правосубъектность, права, свободы, обязанности, ответственность.

Сложные связи, возникающие между государством и моряком, фиксируются государством в юридической форме – форме прав, свобод и обязанностей, образующих в единстве правовой статус моряка. Кроме того, правовой статус моряка закреплен и во многих международных документах. С установлением принципа равенства всех моряков перед законом возникает единый правовой статус моряка. Различия в нем определяются положением субъекта прав и обязанностей как человека, гражданина или иностранца.

Необходимо отметить, что учеными Украины уделено большое внимание изучению правового статуса человека, и, прежде всего его природа, сущность, генезис прав человека, их роль в установлении нормальных взаимоотношений между индивидом, обществом и государством. В тоже время, правовой статус моряка, и, прежде всего его основные элементы, еще недостаточно раскрыты и изучены в Украине.

Таким образом, через понятие термина «моряк» можно раскрыть правовую природу индивидуального статуса моряка. В данном случае в зависимости от занимаемой должности можно говорить:

1) О правовом статусе командного состава (капитана судна, помощника капитана, судовых механиков, электромехаников, радиоспециалистов, судовых врачей и боцманов боцман).

2) О правовом статусе судовой команды, которая состоит из лиц, исполняющих служебные обязанности на судне и не входит в командный состав судна.

Условия выполнения моряками трудовых функций является основанием для отраслевой дифференциации правового регулирования их работы. Объективные особенности трудовых отношений при участии моряков порождают необходимость в установлении специальных норм, которые регламентируют трудоустройства моряков за границей.

На сегодняшний день в Украине и на международном уровне есть большое количество нормативных актов, которые регулируют трудоустройство моряков. В связи с этим возникает целый ряд проблем из-за того, что трудоустройство моряков за границей регулируется не только трудовым законодательством, но и законами, которые носят комплексный (межотраслевой) характер (одним из них - Кодекс торгового мореходства Украины).

Кроме того, указанные вопросы регулируются также Законом Украины “О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности”(ст.8), постановлением Кабинета Министров Украины от 14.11.2000г. N 1698 “Об утверждении перечня органов лицензирования”, а также приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Министерства труда и социальной политики Украины от 19. 12. 2001г. N 155/534 и т.п.

Анализ содержания указанных документов показал, что отдельные из них, не согласуются ни между собой, ни с общими нормами трудового законодательства Украины, которая порождает разного рода коллизии, создает определенные сложности в правоприменимой практике. Учитывая эти проблемы необходимо на государственном уровне провести комплексный анализ положений украинского общего и специального законодательства, посвященного трудоустройству моряков за границей.

Среди множества прав, которые имеют моряки, сегодня требуют правовой защиты моряки, работающие за границей на иностранных суднах. Правовая защита моряков, находящихся за границей требует более четкой законодательной регламентации. Ведь довольно часто, под угрозой тотальной безработицы государства разрешают въезд для желающих найти работу за границей. Идея трудоустройства украинских специалистов за границей не нова и вовсе не является привилегией коммерческих структур.

Тем не менее, данный путь выезда на заработки за границу весьма проблематичен. Во многих странах существует достаточно высокий уровень безработицы, поэтому понятно, что они не заинтересованы в появлении у себя большого количества наших мигрантов. Требования к претендентам слишком высокие - возраст от 18 до 40 лет, высокая квалификация, отменное здоровье, свободное владение иностранными языками и т.д.

Таким образом, несмотря на всевозможные соглашения, любое государство пытается поставить своих работодателей в условия, при которых выгоднее брать дешевую рабочую силу «со стороны». Сегодня все больше экипажей на судах греческих судовладельцев укомплектованы украинскими и российскими моряками.

Тем не менее, если в украинских судоходных компаниях еще можно, опираясь на законодательство, защитить моряка от произвола судовладельцев, то на судах под иностранными флагами это крайне сложно. Многочисленные скандалы с арестами украинских судов и невыплатой морякам законной зарплаты, к сожалению, стали уже привычны. Какими бы ни были причины конфликтов, страдают в первую очередь украинские моряки, находящиеся в чужих портах без средств к существованию и получения необходимой правовой защиты.

Необходимо отметить, что сегодня профессии моряка по своей природе не только дифференцированы, но и иерархичны по отношению друг к другу.

Вместе с тем иерархия профессий определяется не одними только требованиями производственно-технологического разделения труда, но и спецификой конкретного общества, традициями и стереотипами общественного сознания и т.п. Те или иные профессии имеют свой достаточно определенный статус, который закрепляется конкретными социальными механизмами (престиж, оплата труда, социальные гарантии, режим деятельности и т.д.). В силу этого выбор типа профессиональной деятельности определяет в значительной степени социальный статус индивида.

Во времена Советского Союза профессия моряка была особенно престижна т.к. открывала возможность для владельца этой профессии легально увидеть мир своими глазами и представлять собой за рубежом образ «советского человека». Это считалось почетным и ответственным делом, которое может страна доверить не каждому. Оплата труда и социальные гарантии моряков дальнего плавания всегда были стабильны и позволяли семьям моряков считать свой уровень жизни как «выше среднего».

В настоящее время профессия моряка, работающего в хорошей судоходной компании, оплачивается заработной платой, размеры которой, сами моряки определяют как «выше средней», социальные гарантии сохранены, и условия труда остались прежними, все курсанты, заканчивающие наш морской вуз, должны получать работу по специальности. Можно предположить, что профессия моряка дальнего плавания в сегодняшней Украине остается престижной на фоне множества других.

Другая причина, превращающая дифференцированность профессий в стратификационный фактор, заключается в неравенстве способностей и возможностей людей. В силу специализации разные виды профессиональной деятельности требуют особых способностей, которыми обладают не все индивиды в одинаковой степени. Профессия моряка, например, требует от индивида, прежде всего хороших физических качеств, хорошего здоровья, как физического, так и психического. Кроме того, любая, даже самая простая профессиональная деятельность основывается на определенном уровне профессионального мастерства и квалификации. А это уже связано с более или менее длительным обучением.

Итак, основные исследовательские подходы к пониманию профессии моряка, раскрывают разные стороны и грани данного социального явления: профессия моряка проявляет себя и как вид специализированной деятельности, и как совокупность знаний, навыков, умений, и как особый вид социальной общности. Поэтому понятно, что влияние профессии моряка и Одесской национальной морской академии на формирование социальных статусов моряка возможно только в их связи и взаимозависимости, поскольку профессия моряка и морское образование определяют как содержание деятельности, так и образ жизни людей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: