1. Теория обмена (Хомаис, Дойч, Блау)
| А) Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается.
Б) Человек стремится к «максимуму выигрыша» (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем чтоб другой человек не извлек больше пользы, чем ваша).
В) Закон агрессии — если человек получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится более ценным для него, чем взаимодействие.
Г) «Закон насыщения» - чем чаще человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды.
Д) «Принцип наименьшего интереса» — человек, который менее заинтересован в продолжение социальной ситуации обмена и общения, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть.
Е) «Принцип монополии» - если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязывает им свою волю — отношения власти.
Ж) Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам.
|
2. Теория символического интеракционизма
(Мид)
| А) Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиям и действиям других людей.
Б) Люди реализуют социальные ожидания — «инспектации» друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли люди реализуют социальные роли через «подражание» в детстве через «исполнение» и через «выбор» тех ролей и групп, где человека ценят.
|
3. Теория аттракции
| А) Люди взаимодействуют друг с другом, если испытывают друг к другу симпатию, расположение, аттракцию.
Б) симпатия возникает, если наблюдается:
- частота контактов
- физическая привлекательность
- «ровня» по привлекательности и интеллекту, статусу
- сходство интересов, мнении
- сходство происхождения
- для продолжения отношений важно взаимодополнение
- нам нравятся те, кому мы нравимся
- нравятся те, кто доброжелательно внимательны к нам, понимают нас
- физическое сексуальное влечение
|
4. Теория этнометодологии
(Гарфинкель)
| А) Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями — это центр социального взаимодействия.
Б) Люди сами стремятся к установлению согласия, каких-то правил.
|
5. Психоаналитические теории
| А) при взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт: (подчиняются лидерам группы подобно тому, как подчинялись в детстве отцу, конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей).
|
6. Теория драматургического подхода (Гофман)
| А) Люди как актеры разыгрывают роли, хотят произвести хорошее впечатление на других, скрывают свои недостатки и позор. Взаимодействие людей - это театральная пьеса.
|
7. Балансные теории (Хайдер, Ньюком)
| A) взаимодействие людей зависит от того, насколько сбалансированы их мнения, установки по отношению друг к другу и третьим объектам (предметам, людям).
Б) Продолжение отношений при сбалансированных связях между мнениями людей: «Друзья моих друзей - мои друзья»; «Враги моих врагов — мои друзья».
B) Возможен разрыв отношений между людьми при диссонансе их мнений:
(например, «муж любит свой автомобиль, его жена не любит автомобиль - диссонанс, который может привести к непониманию друг друга, к охлаждению и разрыву отношений).
|
8. Трансационная теория (Э. Берн)
| A) Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.
Б) Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия
B) Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников.
Г) Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры-манипуляции, уход, соревнование, конфликт.
|
9. Теория конфликтов (Парк, Рекс)
| А) Движущая сила развития взаимодействия людей - это конкуренция, которая может привести к конфликту. Конкуренция, соревнование — конфликт — приспособление ассимиляция (угасание конфликта, трансформация личностей под влиянием тесных контактов)
Б) Причины конфликтов: наличие противоречивых интересов и целей, мнений людей, конфликтогены.
|