Контроль знаний и умений

Контроль знаний — необходимая составляющая часть учебно-воспитательного процесса. Она включает выявление, измерение, учет и оценку полученных знаний и умений. Контроль направлен на выявление достижения цели обучения— формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, умений и навыков. Таким образом, главная задача КЗ — проверка уровня усвоения, а также закрепление полученных знаний.

Функции КЗ:

  1. управляющая — это получение информации о ходе и результатах учебной деятельности, корректировка содержания уровня доступности и методов работы.
  2. оценочна — получение сведений об исходном уровне знаний и умений, оценка результатов обучения в конце темы или общего курса.
  3. контролирующая — ориентир для родителей, а также для детей в процессе их обучения, учителю показывает недочёты и достижения в работе.
  4. обучающая — это совершенствование знаний программного материала (происходит осмысление, систематизация и закрепление знаний).
  5. воспитывающая — воспитание трудолюбия, ответственности, аккуратности. Формирование нравственных и волевых качеств.
  6. развивающая — развитие процессов мышления, формирование основных видов учебной деятельности (интеллектуальной, практической, общенаучной).
  7. стимулирующая — полученная оценка стимулирует учащегося активизировать свою деятельность для улучшения результатов.
  8. прогностическая — возможность прогнозировать успешность дальнейшего обучения в старших классах средней школы, средне-специальных и высших учебных заведениях на основе результатов контроля.

Требования к КЗ:

  1. объективность — самый объективный это побалловый контроль;
  2. регулярность — КЗ должен проводится регулярно и последовательно
  3. дифференцированность — КЗ должен быть индивидуален в зависимости от уровня образованности конкретного учащегося и от его психических и физических возможностей
  4. целенаправленность и мобильность — …….и т.д. (самостоятельно см. Таблицу в Приложении)

…………………………

Формы и методы контроля знаний и умений:

  1. предварительный – диагностика начального уровня знаний;
  2. текущий контроль (на каждом уроке) – поурочный контроль для диагностики усвоения основных элементов;
  3. промежуточный – по ходу изучения крупной темы, по материалу нескольких уроков;
  4. тематический контроль - в конце изучения темы;
  5. итоговый - по результатам определенного учебного периода (четверть, год, 9 кл., 11 кл.)

Виды КЗ по участникам процесса:

  1. внешний
  2. взаимоконтроль
  3. самоконтроль

Методы контроля текущего уровня знаний:

ü устный опрос

ü Уплотненный опрос

ü Фронтальный опрос

ü Проверка Д/з

ü Проверка дневников наблюдений

ü Оценка результатов опытов

ü Тестирование

ü Оценка решения биологических и генетических задач

ü Заполнение таблицы

Уплотненный опрос — проверка знаний проводится сразу же у нескольких учащихся различными приемами и методами (н-р: 1 рис схему, 2 готовит опыт, 3 – заполняет табл., а с остальными учащимися класса учитель работает фронтально или индивидуально)

Фронтальный опрос — работа со всем классом по вопросам темы. Особое внимание отводит логичности и последовательности разъяснения вопросов, порядка работы над вопросами. В результате опроса необходимо подчеркнуть основные выводы по теме.

Устный опрос — от учащихся требуется ответ по вопросу в виде связного рассказа, умение иллюстрировать ответ рисунками или схемами. Учащийся должен уметь приводить примеры. Целесообразно в 5-6 кл. на начальном этапе изучения биологии просить учащихся составить план ответа на вопрос, причем в таком случае отвечать на вопрос могут два человека (1-составляет план ответа, 3-отвечает по этому плану). В старших классах вводят систему рецензирования. Рецензия на каждый ответ. Рецензирующий обращает внимание на логичность ответа по вопросу и соответствие ответа теме вопроса. Проговаривает положительные и отрицательные стороны ответа, дополняет ответ по объёму. Требования к учителю: не перебивать, стараться исправлять ошибки с помощью учащихся, обращать внимание на неточности и ошибки с помощью вопроса, возможно использование вспомогательных (наводящих) вопросов, при оценивании ответа необходимо обоснование.

Основные приёмы учета знаний:

1. приёмы словесных методов (устный ответ на вопрос, устный ответ на тему (рассказ), коллективное заполнение таблицы на доске с комментариями, решение биологических задач);

2. приёмы наглядных методов (составление рисунка с указанием частей, надписывание частей готового схематического рисунка, сравнение объектов, рассказ по таблице или картине, узнавание препарата под микроскопом, монтировка схемы на доске из готовых рисунков, демонстрация подготовленного опыта с объяснением выводов).

3. приемы практических методов (приготовление препарата, воспроизведение практической работы, повтор опыта).

Одна из форм текущего контроля знаний – работа по дидактическим карточкам, которые составляются по теме текущего или предыдущего урока и содержат задания разно уровня сложности (дифференциация дидактических карточек обязательна!)

Как правило, первый вопрос ориентирован на определение понятия; второй – на установление логической связи, например между строением какого-либо органа и выполняемой им функцией, на определение соответствия понятий, определений и примеров, установление верной последовательности процессов и т.д.; третий – сравнительные характеристики предложенных явлений, развернутый ответ с привлечением знаний из пройденного ранее материала или знаний, находящихся в «зоне ближайшего развития» и др.

Дидактические карточки могут быть: самостоятельными и составными (карточка с вопросами + ксерокопия с иллюстрациями или текстом. по которым заданы вопросы).

Пример:

1. Назовите органы, обозначенные на карточке цифрами 1-8 (3 балла);

2. Расскажите о газообмене в альвеолах легких (1 вариант)

Расскажите о строении дыхательной системы и приспособлениях к выполняемой функции (2 вариант) (4 балла)

3. Расскажите об эволюции дыхательной системы животных (5 баллов)

Итоговый КЗ:

В последнее время проводится в форме программированного контроля с использованием контрольно-измерительных материалов (тестов).

Назначение: дифференциация выпускников средней школы по уровню биологической подготовки с целью итоговой аттестации и отбора для поступления в ВУЗы.

Содержание ИКЗ определяется на основе:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии;

2. Обязательный минимум содержания среднего общего образования по биологии;

3. Примерная программа вступительных экзаменов в ВУЗы России.

Самостоятельно: структура ЕГЭ, требования к вопросам, примеры заданий разных уровней, преимущества и недостатки ЕГЭ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: