СОДЕРЖАНИЕ
Санкт-Петербург
Ф.Ф. Павлов
ВЫСОКОУРОВНЕВЫЕ МЕТОДЫ
ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Конспект лекций
Специальность 080801 Прикладная информатика в экономике
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методического издания
Составитель
канд. техн. наук, профессор Ф.Ф. Павлов
Рецензент
канд. техн. наук, доцент К.П. Голоскоков
Подготовлено на кафедре
вычислительных систем и программирования
Одобрено научно-методическим советом специальности
080801 – Прикладная информатика в экономике
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителем
© СПбГИЭУ, 2009
Введение……………...……………………………………….…....6
Раздел I Новейшие направления в области создания
технологий программирования…………………………………..7
Тема 1. Программирование в средах современных
информационных систем……………………………….………..7
1.1. Законы эволюции программного обеспечения……..…….7
1.2. Процедурное и модульное программирование…………..8
|
|
1.3. Объектно-ориентированное программирование…..……..9
1.4. Компонентные технологии………………………….…....11
Контрольные вопросы…………………………………………12
Тема 2. Базовый язык С++...........................................................12
2.1. Структура программы.........................................................13
2.2. Структура функции.............................................................15
Определение, прототип и вызов функции………………..15
Операторы…………………………………………………..16
2.3. Типы данных........................................................................17
Базовые типы данных………………………………………17
Преобразование и переименование типов………………..18
Операции……………………………………………………19
Массивы…………………………………………………….21
Указатели……………………………………………………22
Ссылки....................................................................................24
Типы данных, определяемые пользователем:
структуры, объединения, перечисления.............................26
2.4. Средства управления экраном и клавиатурой.................28
2.5. Средства управления файлами..........................................32
Операции и средства обработки файлов............................32
Контроль операций обработки файлов..............................35
Контрольные вопросы..................................................................37
Тема 3. Объектно-ориентированный подход
к проектированию и разработке программ………………..…37
3.1. Сущность объектно-ориентированного подхода……...37
3.2. Инкапсуляция……………………………………………38
Классы и объекты…………………………………………38
Конструкторы и деструкторы……………………………41
Друзья класса…………………………………………..…42
3.3. Наследование …….………………….………………….43
|
|
Производный класс………………………………………43
Простое и множественное наследование………………44
Виртуальные базовые классы…………………………...48
3.4. Полиморфизм…..……………………………………....48
Перегрузка операций…………..………………………..48
Преобразования типов, определяемые классом……....49
Перегрузка функций………………………………….…51
Виртуальные элементы-функции………………………52
Абстрактные классы………………………………….…54
Параметрический полиморфизм…………………….…55
Контрольные вопросы……………………………………..56
Тема 4 Объектно-ориентированное проектирование
программ………..…………………………………………….57
4.1. Постановка задачи и определение спецификаций…..57
4.2. Проектирование структуры программы……………....60
Составление начальной иерархии и структуры классов.60
Реорганизация иерархии и структуры классов…………62
4.3. Проектирование файлов интерфейсов классов….........63
Файл интерфейса базового класса……………………….64
Файлы интерфейсов производных классов……………...65
4.4. Проектирование файлов реализации классов………….66
Контрольные вопросы……………………………………….67
Раздел II. Особенности программирования в Windows……...67
Тема 5. Среда разработки Visual C++……..…………………67
5.1. Основные стандартные модули, обеспечивающие
работу в Windows……………………………………………..67
5.2. Система окон разработки и система меню………..……69
5.3. Библиотека классов MFC………………………………...71
5.4. Сообщения – реакция на события…………………….…73
5.5. Основы визуального программирования………………..75
Контрольные вопросы………………………………………...76
Тема 6. Создание Windows-приложений……………………..77
6.1. Консольные приложения……………………….………..77
6.2. SDI-приложения………………………………………….78
6.3. MDI-приложения……………………………………........78
6.4. Диалоговые приложения…………………………………79
Контрольные вопросы………………………………………...80
Тема 7. Ввод-вывод информации……………………….……..80
7.1. Управление клавиатурой………………………………….80
7.2. Управление курсором………………………………..........81
7.3. Управление мышью………………………………….........81
Контрольные вопросы…………………………………….......82
Тема 8. Программирование интерфейса приложений...……...82
8.1. Система меню……..….…………………………………...82
8.2. Система диалоговых окон и элементов управления……83
Контрольные вопросы………………………………………...84
Тема 9. Программирование файловой обработки…..………..84
9.1. Файловая обработка объектов классов MFC..………….84
9.2. Файловая обработка объектов классов пользователя….86
9.3. Файловая обработка с классом CFile..…………………..88
Контрольные вопросы………………………………………...89
Тема 10. Технология программирования в Windows…………89
10.1. Проектирование структуры программы,
создание проекта и меню……………………………………...89
10.2. Создание классов предметной области………………....91
10.3.Создание диалоговых окон базы оперативных данных..102
10.4.Создание диалоговых окон базы справочных данных…122
10.5. Создание ведомости результатов………………………..122
Контрольные вопросы………………………………………....129
Раздел III. Прогрессивные технологий программирования…....129
Тема 11. Технология ActiveX…………………………………...130
11.1. Концепция технологии ActiveX…..……………………..130
11.2. Создание приложения-контейнера……………………...132
11.3. Создание приложения-сервера..………………………...132
Контрольные вопросы…………………………………………133
Тема 12 Поддержка баз данных..………………………………133
12.1. Технологии доступа к данным.…………………………133
12.2. Создание приложения с базой данных.………………...134
Контрольные вопросы………………………………………...135
Тема 13 Программирование для Internet….…………………..135
13.1. Технологии для работы в Internet.……………………..135
13.2. Приложение в стиле браузера………………………….138
13.3. Приложение с протоколом HTTP в WinInet.………….139
|
|
13.4. Приложение с протоколом FTP в WinInet…………….140
Контрольные вопросы………………………………………..141
Тестовые задания……………………..…………………………141
Заключение………………………………………………………158
Список литературы…..………………………………………….159
Терминологический словарь……………………………………160
Приложение 1 Выписка из программы дисциплины………..164
Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области высокоуровневых методов информатики и программирования.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
-ЗНАТЬ: основные направления в области создания технологий программирования; методы программирования в средах современных информационных систем; объектно- ориентированный подход к проектированию и разработке программ; методы инкапсуляции, наследования, полиморфизма.
-УМЕТЬ: разрабатывать программы задач методом объектно-ориентированного программирования на Visual C++.
- ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: о перспективных направлениях в области создания технологий программирования: создание составных документов; поддержка баз данных; Internet.
В ходе изучения материала используется материал дисциплин “Информатика”, “Архитектура ЭВМ и сетей.
Дисциплина относится к циклу ОПД.Ф.04.
Конспект лекций состоит из трех разделов.
Раздел I «Новейщие направления в области создания технологий программирования» имеет 4 темы: программирование в средах современных информационных систем, базовый язык С++, объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ (понятия инкапсуляции, наследования, полиморфизма), основные этапы технологии объектно- ориентированного программирования.
Раздел II «Особенности программирования в Windows» содержит 6 тем: среда разработки Visual C++, создание Windows- приложений, ввод-вывод информации, программирование интерфейса приложений, программирование файловой обработки, технология программирования в Windows.
Раздел III «Перспективные направления в области создания технологий программирования» содержит 3 темы: технология ActiveX, технологии доступа к базам данных, технологии для работы в Internet.
|
|
Приведенные примеры реализованы средой программирования Microsoft Visual C++ 2005. В примерах добавляемые программистом строки программы в программный код помечены жирным шрифтом.