План
Конспект 5. Основы теории потребления
- Общая и предельная полезность экономического блага. Потребительские предпочтения.
- Структура спроса. Функциональный и нефункциональный спрос.
Полезность блага – способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Предельная полезность – полезность каждой дополнительно потребляемой единицы блага.
Закон убывающей предельной полезности – потребляемые последовательно части и единицы блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность – каждой дополнительной единицы блага – неуклонно уменьшается (см. рис. 5).
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода).
Кривая безразличия – показываетальтернативные варианты потребления набора двух благ, обладающие одинаковой полезностью для потребителя (см. рис. 6).
|
|
Бюджетное ограничение – прямая, ограничивающая предпочтения потребителя, показывающая доступные наборы благ при данном уровне бюджета (см. рис. 6).
Предельная норма замещения – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.
Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор, без учета эффекта дохода.
Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага, без учета эффекта замещения. В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.
Товар Гиффена – это низкокачественный товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.
Функциональный спрос – часть спроса, обусловленная потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу.
Нефункциональный спрос – часть спроса, обусловленная факторами, непосредственно не связанными с потребительскими качествами экономического блага.
Социальные эффекты спроса – связаны с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп.
|
|
Эффект присоединения к большинству – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.
Эффект сноба – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает.
Эффект Веблена – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую цену (престижное потребление).
Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
Нерациональный спрос – незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза; спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.
Индивидуальный спрос – спрос одного лица, субъекта рынка.
Рыночный спрос – совокупный спрос на конкретном рынке.
Кривые Энгеля – показывают объемы потребления товаров различных групп, при разных уровнях доходов потребителя (см. рис. 7).