Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Ход развития | Условия развития | Источник развития | Форма развития | Специфика развития | Движущие силы развития |
От социального к индивидуальному (индивидуализация). Закон развития высших психических функций и его следствия - зона ближайшего развития | Морфофизиологические особенности мозга и общение | Вне индивида (в его среде) | Присвоение общественно-исторического опыта | Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов | Обучение Деятельность |
Основные понятия:
Индивидуализация – процесс перехода от социального к индивидуальному в ходе психического развития человека
Психическое развитие – формирование внутренних умственных действий.
Умственное действие – это действие, которое выполняется во внутреннем плане без опоры на внешние раздражители и громкую речь.
Интериоризация («вращивание») – механизм перевода внешних действий на внутренний план.
Экстериоризация – механизм перевода внутренних действий во внешний план.
Актуальный уровень развития – тот уровень развития психических функций, который существует на сегодняшний день (уже сформированные функции).
Зона ближайшего развития – те функции, которые находятся на стадии формирования и могут проявляться в специально созданных условиях.
Сензитивный период – наиболее благоприятный период для формирования психических функций.
Новообразование – это психические функции, которые сформировались на данном этапе развития и которых не было на предыдущих.
Социальная ситуация развития – это система взаимодействия ребёнка и окружающей среды.
Критерий | Натуральная ПФ | Высшая ПФ |
1. Строение | Непосредственны. Протекают без вмешательства культурных средств. | Опосредствованы по своему строению (в процесс ее протекания включены культурные средства). |
2. Происхождение | Природное. Продукт естественного развития. | Социальное. Формируются при активном участии других людей, членов общества. |
3. Управление | Непроизвольное. Невозможно сознательно вмешиваться в этот процесс. | Произвольное. Можно произвольно, целенаправленно управлять процессом. |
S–R - натуральные, непосредственные ПФ.
Х
/ \
S – R - высшие, опосредованные ПФ.
ВПФ возникли при помощи знака. Знак – орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления своим поведением и поведением других. Выготский пришел к выводу, что операция употребления знаков лежит в основе развития высших психических функций, система которых образует высший психический синтез, называемый сознанием. Т.е. система знаков лежит в основе развития сознания. (Знаком можно назвать речь, жесты, рисунок).
Таким образом,
Натуральные психические функции – это непроизвольные, непосредственные, природные психические функции, служащие основой для развития высших психических функций. Пример – обычный безусловный рефлекс по Павлову, представили сочный лимон => выделилась слюна.
Высшие психические функции – это произвольные, опосредованные знаком, социальные психические функции. Например, ребёнок играет с палкой, которая выполняет функции меча.