Этносоциальные общности и соц. этническая структура российского общества

В соц. структуре общества наряду с соц. классам и соц. группами важное место занимают национально-этнические общности. Этносы - это наиболее распространенные в мире общности людей, их количество оценивается в 2-3 тысячи и более.

Этнос - это исторически сложившееся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии. Этносы становятся реальностью тогда, когда появляется ощущение внутригруппового единства в противопоставлении с другими, окружающими их общностями, т.е. формируется этническое самосознание. Внешняя форма выражения этноса - этноним, т.е. самоназвание (русские, французы, грузины).

Важной предпосылкой формирования этноса является общность территории, которая позволяет сохранять этническую идентичность. Даже общность языка не играет такой решающей роли. В конечном итоге интегративным показателем этнической общности является самосознание, т.е. чувство принадлежности именно к данному этносу.

В науке существует 2 противоположных подхода к пониманию сущности этноса:

а)естественно-биологический и

б)социокультурный.

а)У истоков первого подхода стояли представители расово-антропологической школы (Гобино, Лапуж).

В нашей стране выделяется "пассионарная теория этногенеза" Гумилева. Согласно ей природно-биологический характер этноса определяется тем, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях и адаптируется к условиям обитания.

б)Основная же часть социологов стоит на позициях социокультурного подхода (т.е. этнические общности рассматриваются как компоненты соц. структуры общества). Этническая общность выступает в соц. структуре в качестве важного источника самодвижения и саморазвития, определяя общие условия развития всей структуры:

1)этническая общность вырабатывает и передает новы м поколениям национальную культуру, ценности, нормы, образцы поведения;

2)самосознание такой общности объединяет людей вокруг идей сохранения и развития духовных, материальных ценностей;

3)интеракция людей внутри общности во имя ее процветания приводит в движение внутренние потенции человека.

В современном обществе этническая общность выступает как национальная общность.

Сорокин - концепция многофункциональной нации. Нация состоит из индивидов, которые:

1)являются гражданами одного государства;

2)имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей;

3)занимают общую территорию.

Марксистская материалистическая парадигма выделяла в нац. структуре в качестве решающей ее экономическую общественную основу.

М.Вебер (интерпретивная парадигма) считал идеальным совпадение национальной общности с государственной.

Психологическое направление в социологии (Бауер, Шпрингер) выдвигало на первое место психологические аспекты нац. общности. Близкую позицию занимал Н.Бердяев, который определял нацию как единство исторической судьбы.

Т.о., национальная общность - это вполне реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся единством и выступающая самостоятельным субъектом поведения, соц. действия.

Российское общество переживает кризис во всех сферах жизни; особенно опасный характер он приобретает в сфере межнациональных отношений. Распад СССР не решил глубокие проблемы между нациями, межэтнические противоречия лишь усилились, конфликты обострились в различных регионах (Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье).

Россия - страна, где проживают представители более 120 народов. Из 21 республики лишь в 5 титульное население превышает 50%, в целом во всех республиках оно составляет 32%, а в автономных округах - 10,5%. Русские составляют более 80% населения всей страны.

Главная особенность межэтнических конфликтов в стране - именно соотношение русских и нерусских на всей территории федерации. Но конфликт порождает не этнополитическая, а общая кризисная политическая, социально-экономическая и духовная ситуация, в которой оказалась русская нация.

Рассредоточенность русского этноса по государствам бывшего СССР и его униженное положение в некоторых регионах (Прибалтика) - также источник многих конфликтов и агрессивно-наступательных настроений. Катализаторами таких настроений становится и поток выходцев из других государств СНГ, нелегально переселяющийся в поисках заработка или местожительства. В разных регионах страны создаются свои "общины" (грузинская, узбекская, азербайджанская, армянская и т.д.). Выступая на рынке как носители торгово-посреднических отношений они олицетворяют собой все негативное. Что связано с этим видом деятельности, а основная масса таких общностей прямо или косвенно связана с "теневой" экономикой. Именно такие структуры приводят к взрывоопасным ситуациям в различных регионах России и вызывают национальную неприязнь.

Сама федеративная организация России является почвой всевозможных конфликтов (конфликт в Чечне). Но очевидно то, что все межнациональные конфликты могут быть мирно урегулированы в обоюдных интересах, если в этих конфликтах учитываются рост самосознания русского народа и психологические проявления русского нац. характера.

34. Соц. институты и организации. Их виды и роль в жизни общества

Важной формой соц. взаимодействия и одним из основных элементов соц. структуры общества выступают соц. институты и организации. Создавая их, общество тем самым утверждает и закрепляет определенные виды соц. взаимодействия в важнейших сферах и вопросах своей жизнидеятельности, делает их постоянными и обязательными для членов данного общества, соц. группы или общности как целостности.

Соц. институты – сравнительно высокоорганизованные соц. системы, отличающиеся устойчивой структурой, глубинной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а следовательно, и всей системы.

Для соц. институтов характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий, достаточно высокий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием.

Четкого определения для соц. организации нет, часто опотребляется как синоним соц. института. Смелзер определил организацию как "характерную для сложных обществ крупную вторичную группу, образуемую для достижения определенных целей". Другое определение: сложные взаимосвязанные иерархические целевые соц. системы, инструмент общества для длстижения определенных целей.

Соц. институты и организации могут быть формальными и неформальными. В первых взаимодействие субъектов происходит на основе законов и правовых актов и др.

С точки зрения содержания целей и задач, которые имеют соц. институты, охватывающие все сферы общества, они подразделяются на:

-- политические, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти (государство, политические партии);

-- экономические - с организацией и управлением хоз. деятельностью (собственность, банк, деньги);

-- институты культуры и воспитания - с созданием, укреплением, развитием и распространением духовных ценностей (семья, образование, наука).

По числу выполняемых ими функций соц. институты и организации подразделяются на:

-- монофункциональные, т.е. выполняющие одну функцию, и

-- полифункциональные, выполняющие две и более.

По структуре организации различают:

-- простые соц. институты - не имеют самостоятельной управленческой подсистемы (семья),

-- сложные соц. институты - имеют такую подсистему (государство).

Институционализация в жизни общества играет такую же роль, какую социализация в жизни личности: речь идет о путях регуляции человеческой деятельности, обеспечении организованности, упорядоченности, нормативности жизни общества и повышения ее эффективности.

35. Семья как соц. институт, ее основные функции и роль в обществе

Семья – один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Исключительная роль и значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.

Семья выполняет разнообразные важные соц. функции:

1)репродуктивная, связанная с рождением детей, биологическим воспроизводством населения;

2)сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей личности, т.е. не дай перцу засохнуть!);

3)воспитательная;

4)хозяйственно-экономическая, направленная на ведение общего хозяйства, экономическое обеспечение;

5)досугово-эмоциональная, в рамках которой удовлетворяется потребность членов семьи в родственном общении;

6)социально-контрольная, связанная с первичной моральной регламентацией поведения членов семьи, их обязанностей и ответственности;

7)социально-статусная, связанная с удовлетворением потребности в получении определенного статуса, в соц. продвижении, в воспроизводстве соц. структуры.

В социологии семья рассматривается прежде всего как соц. институт и как малая соц. группа. Социология сосредотачивает свое внимание на анализе образцов соц. поведения в семье, семейных ролей, своеобразия форм брачно-семейных отношений в различных условиях разных соц. групп и культуры. Особенно большое место занимает проблемы уровня разводов и числа неполных семей, уровня рождаемости, распределения власти и обязанностей в семье и др.

36. Право как соц. институт, его характерные черты, место и роль в жизни общества

Право – это система установленных или санкционированных государством общеобязательных соц. норм, регулирующих действия, поведение и отношение людей (их групп, гос. и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принцждением или его угрозой.

Признаки права, отличающие его от других соц. институтов:

1.Право носит нормативный характер. Его установления отличаются всеобщностью и обязательностью для всех членов общества, применяется в равных масштабах к различным соц. субъектам в одинаковых ситуациях.

2.Право – не простая и не произвольная совокупность соц. норм, а их сложная и достаточно сложная система, отличающаяся своей целостностью и конструктивностью.

3.Право - система только тех норм, которые обеспечены угрозой применения санкций со стороны государства. Этим прежде всего правовые соц. нормы отличаются от иных соц. норм – моральных, религиозных, традиционных и др.

4.Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в соц. управлении, где объектами и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и соц. институты и организации. Именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоц. поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества.

Право нельзя отождествлять с законодательством. Право – это часть объективной соц. реальности, существующей за пределами общественного сознания, хотя и отражаемая им в правосознании. При всем значении правосознания основу любой правовой системы составляют правовые нормы и производные от них правоотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: