Структурные компоненты

1. Организационный момент.

2. Подготовка к первичному чтению.

3. Первичное чтение

4. Физминутка

 

5. Проверка первичного чтения

6. Вторичное чтение с анализом.

7. Домашнее задание.

8. Итог урока


Структурные компоненты компоненты олшлшщпррСтруСтруктурныеСтруктурныеомпоненты Деятельность учителя Деятельность, учителя
Организационный момент 9 Приветствие.  
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!  
Ну-ка, проверь, дружок,  
Ты готов начать урок?  
Всё ль на месте, Приветствие учителя,
Всё ль в порядке? самоорганизация
Ручка, книжка и тетрадка.  
Все ли правильно сидят?  
Все ль внимательно глядят?  
Кто здесь хочет получать  
Только лишь оценку «5»?  
Пожелаю вам удачи -  
  За работу, в добрый час!  
Подготовка к первичному чтению. - Я предлагаю пофантазировать и представить, что мы отправляемся на прогулку в  
зимний лес.  
(Звучит музыка С. Рахманинова.Учитель читает текст и одновременно показывает Готовятся к первичному
картины зимней природы.) Слайды восприятию стих.
Всё кругом бело. Земля словно нарядилась в ослепительно-белое платье. Снег делает  
чудеса!  
Как красив зимний лес! Он словно нарядился в изящное белое кружево. Каждая веточка Словесное рисование темы
покрыта снегом. Деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. Снег урока.
оседает шапками на ветках. Ветки тяжелеют, поникают. И стоит дерево. Как птица с  
опущенными крыльями.  
Несмотря на студеную пору, жизнь в лесу не прекращается ни на минуту. Что это за  
стук? Да это же дятел уселся на стволе старого дерева и долбит по нему. Вот хрустнула  
ветка. Это пробежал пушистый зайчонок. Спасаясь от врагов. Скрипят клесты, звенят  
синички, смеется кукушка. Светки на ветку перелетает стайка снегирей в поисках пищи.  
Как хорошо в лесу! Старый пень выглядывает из-под снежной чалмы. Березы согнулись  
до самой земли и стали кружевными арками. Задумчиво вытянулись вверх стройные  
сосны.  
Над деревьями - синее, огромное и удивительно нежное небо! Мороз щиплет, горячит  
щеки.  
Беседа.  
  - Гуляя по лесу мы слышали музыку С. Рахманинова - Какой лес вы увидели? - А кто сделал его таким? - Как бы вы назвали зиму? - Что вы услышали в зимнем лесу? - А что вы представляете при слове «зима»? - Сегодня мы будем знакомиться со стихотворениями, посвященными удивительному времени года - зиме. - Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении: В этом имени - слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем От русских песен - Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь - рассвет. Что-то есть в нем И от весенней Грусти, юности и чистоты... - Услышали вы фамилию поэта? Вывешиваю портрет С.А.Есенина. - Что вы сказали бы об авторе этого стихотворения? - В раннем детстве полюбил Есенин родную русскую природу. Вырос он в селе Константинова Рязанской области, в центре России. Потому так особенно чисты, светлы, мелодичны его стих, о природе. А писать он начал в 9 лет. Вот как вспоминает о своем детстве: «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах». «Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой». - Так он напишет о себе позже.    
  Откройте страницу 52 - Читая название стихотворения, глядя на иллюстрацию, давайте предположим, о чем это стихотворение? - Какое стих, по характеру? Сейчас послушайте стихотворение  
Первичное чтение Послушайте аудиозапись. И попробуем ответить на вопрос: какое стихотворение по характеру? - Какими впечатлениями вам хочется поделиться после чтения стихотворения? Что вам понравилось или огорчило? - Какое настроение у вас возникло? Чтение стихотворения учащимися про себя; подготовка к чтению вслух.
     
Проверка Первичного чтения - О чем это стихотворение? (зиме) - Какое стих, по характеру? (грустное) Словесное рисование картин
Вторичное чтение с анализом Цель:Проанализировать части стихотворения, подготовиться к выразительному чтению. Разбор непонятных слов. Стозвоном сосняка - шумом сосен - А теперь понаблюдаем, как Есенин рисует словами картины зимней природы. Здесь вам понадобиться фантазия и воображение. Чтение 1 строфы. Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. - Как зима поет песни? - Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили? - Здесь мы встретили слово стозвоном. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Теперь вы сможете объяснить выражение стозвон сосняка? Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Фронтальный опрос по тексту. Отвечают поднимая руку. Словесное рисование картин.
  - Обратите внимание на выражение с тоской глубокую. Почему облака тоскуют? Как названы облака? - Чтобы выразительно прочитать эту строфу, надо обратить внимание на глаголы. Назовите их. (поет, аукает, баюкает, плывут) - Как мы будем читать эти строки? (плавно, негромко, немного грустно) Чтение 2 строфы. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. - Обратите внимание на ударения. - Опишите словами, какую картину представили. - Почему автор сравнивает метелицу с ковром шелковым? - Красивую картину мы увидели, но автор добавляет «но больно холодна». Почему? - Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление. - Первое название этого стих, было «Воробышки». Прочитайте про них. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. - С кем сравнивает воробьев? Почему? - Этот прием называется...сравнение. - С каким чувством прочитаем эти строки? Выразительное чтение 2 строфы. Физминутка. Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Выяснение лексического значения непонятных слов. Работа с учебником. Чтение стихотворения.
  - Обратите внимание на выражение с тоской глубокую. Почему облака тоскуют? Как названы облака? - Чтобы выразительно прочитать эту строфу, надо обратить внимание на глаголы. Назовите их. (поет, аукает, баюкает, плывут) - Как мы будем читать эти строки? (плавно, негромко, немного грустно) Чтение 2 строфы. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. - Обратите внимание на ударения. - Опишите словами, какую картину представили. - Почему автор сравнивает метелицу с ковром шелковым? - Красивую картину мы увидели, но автор добавляет «но больно холодна». Почему? - Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление. - Первое название этого стих, было «Воробышки». Прочитайте про них. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. - С кем сравнивает воробьев? Почему? - Этот прием называется...сравнение. - С каким чувством прочитаем эти строки? Выразительное чтение 2 строфы. Физминутка. В небе плавает луна. (покачивания влево и вправо) В облака зашла она. 1,2,3,4,5 (хлопки в ладоши) Можем мы луну достать. (руки вверх) 6,7,8,9,10- (хлопки над головой) И пониже перевесить. (руки вниз) 10,9,8,7- (ходьба на месте) Чтоб луна светила всем. (дети тихо садятся) Чтение 3 строфы. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. - Что вы представили? - Как надо читать строки о пташках? - Все слова, которые употреблены для большей выразительности со словом пташка, называются... эпитеты. - Что такое ставни? - Бешеный рев вьюги - это какой рев? - Какой интонацией передадим эту картину? Чтение 4 строфы. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Выяснение лексического значения непонятных слов. Работа с учебником. Чтение стихотворения. по четверостишиям, разбор их.
  И снится им прекрасная В улыбках солнца ясная Красавица весна. - Все ли так грустно и страшно в стихотворении? - Что хорошего? - Как прочитаем слова о весне? - Зачем автор упоминает о весне? - Вернемся к началу стих. Прочитайте, что делает зима? - Это живой предмет? - А что с ним делает Есенин? - Этот прием называется... олицетворение. Работа над выразительным чтением стихотворения. - Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства. - Удалось ли передать чувства поэта? - Получилось ли передать различные зимние звуки? Выразительное чтение стих, учеником. Читают самостоятельно 2-3 раза. Работа в парах. Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их.
Первичное чтение Сейчас мы с вами прочитаем еще одно стихотворение С. Есенина «Пороша» Послушайте аудиозапись. И попробуем ответить на вопрос: какое стихотворение по характеру? - Почему оно так называется? Чтение стихотворения учащимися про себя; подготовка к чтению вслух.
Проверка первичного чтения - Какое стихотворение по характеру? - Почему оно так называется?  
Вторичное чтение с анализом Разбор непонятного слова. Пороша - свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега, (словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова) ПОРОША Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу.   Чтение стихотворения
  К 1-му четверостишию: - Что нарушало тишину зимнего леса? - Когда скачет лошадь, обычно говорят, что слышен стук копыт. - Почему поэт написал «слышны звоны под копытом»? по четверостишиям, разбор их.
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна.  
Ко 2-му четверостишию: - О каком невидимке идет речь в стихотворении? - Почему поэт говорит, что лес «дремлет», а не «спит»? -Что это за белая косынка, которой «подвязалася сосна»?  
Понагнуласъ, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку.  
К 3-му четверостишию: - Прочитайте строки, в которых говорится о том, что жизнь в зимнем лесу продолжается.  
Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль К 4-му четверостишию:- Объясните смысл слов «валит снег и стелет шаль». - Почему поэт сравнивает дорогу с лентой? - Кто попробует прочитать 1-но из стихотворений полностью выразительно?  
Домашнее задание. Выучить наизусть одно из стихотворений. Записывают в дневник
Итог Рефлексия. - Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стих, о природе? - Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление? Фронтальный опрос Отвечают поднимая руку.
  - Что вы не знали, а сейчас знаете? 1. Понаблюдайте, как Сергей Есенин рисует сло­вами картину зимней природы. Почему у него лес в обоих стихотворениях «дремлет»? С чем сравнивает поэт метелицу, сосну? 2. Вы обратили внимание» что в стихах Есенина о зиме почти нет зимних красок, но зато много звуков? Найдите в тексте, из каких звуков складывается зимняя картина.  

Учитель Данилова Е.А. _____________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: