1. Организационный момент.
2. Подготовка к первичному чтению.
3. Первичное чтение
4. Физминутка
5. Проверка первичного чтения
6. Вторичное чтение с анализом.
7. Домашнее задание.
8. Итог урока
Структурные компоненты компоненты олшлшщпррСтруСтруктурныеСтруктурныеомпоненты | Деятельность учителя | Деятельность, учителя |
Организационный момент 9 | Приветствие. | |
Долгожданный дан звонок | ■ | |
Начинается урок! | ||
Ну-ка, проверь, дружок, | ||
Ты готов начать урок? | ||
Всё ль на месте, | Приветствие учителя, | |
Всё ль в порядке? | самоорганизация | |
Ручка, книжка и тетрадка. | ||
Все ли правильно сидят? | ||
Все ль внимательно глядят? | ||
Кто здесь хочет получать | ||
Только лишь оценку «5»? | ||
Пожелаю вам удачи - | ||
За работу, в добрый час! | ||
Подготовка к первичному чтению. | - Я предлагаю пофантазировать и представить, что мы отправляемся на прогулку в | |
зимний лес. | ||
(Звучит музыка С. Рахманинова.Учитель читает текст и одновременно показывает | Готовятся к первичному | |
картины зимней природы.) Слайды | восприятию стих. | |
Всё кругом бело. Земля словно нарядилась в ослепительно-белое платье. Снег делает | ||
чудеса! | ||
Как красив зимний лес! Он словно нарядился в изящное белое кружево. Каждая веточка | Словесное рисование темы | |
покрыта снегом. Деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. Снег | урока. | |
оседает шапками на ветках. Ветки тяжелеют, поникают. И стоит дерево. Как птица с | ||
опущенными крыльями. | ||
Несмотря на студеную пору, жизнь в лесу не прекращается ни на минуту. Что это за | ||
стук? Да это же дятел уселся на стволе старого дерева и долбит по нему. Вот хрустнула | ||
ветка. Это пробежал пушистый зайчонок. Спасаясь от врагов. Скрипят клесты, звенят | ||
синички, смеется кукушка. Светки на ветку перелетает стайка снегирей в поисках пищи. | ||
Как хорошо в лесу! Старый пень выглядывает из-под снежной чалмы. Березы согнулись | ||
до самой земли и стали кружевными арками. Задумчиво вытянулись вверх стройные | ||
сосны. | ||
Над деревьями - синее, огромное и удивительно нежное небо! Мороз щиплет, горячит | ||
щеки. | ||
Беседа. |
- Гуляя по лесу мы слышали музыку С. Рахманинова - Какой лес вы увидели? - А кто сделал его таким? - Как бы вы назвали зиму? - Что вы услышали в зимнем лесу? - А что вы представляете при слове «зима»? - Сегодня мы будем знакомиться со стихотворениями, посвященными удивительному времени года - зиме. - Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении: В этом имени - слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем От русских песен - Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь - рассвет. Что-то есть в нем И от весенней Грусти, юности и чистоты... - Услышали вы фамилию поэта? Вывешиваю портрет С.А.Есенина. - Что вы сказали бы об авторе этого стихотворения? - В раннем детстве полюбил Есенин родную русскую природу. Вырос он в селе Константинова Рязанской области, в центре России. Потому так особенно чисты, светлы, мелодичны его стих, о природе. А писать он начал в 9 лет. Вот как вспоминает о своем детстве: «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, и ходил всегда в царапинах». «Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой». - Так он напишет о себе позже. |
Откройте страницу 52 - Читая название стихотворения, глядя на иллюстрацию, давайте предположим, о чем это стихотворение? - Какое стих, по характеру? Сейчас послушайте стихотворение | ||
Первичное чтение | Послушайте аудиозапись. И попробуем ответить на вопрос: какое стихотворение по характеру? - Какими впечатлениями вам хочется поделиться после чтения стихотворения? Что вам понравилось или огорчило? - Какое настроение у вас возникло? | Чтение стихотворения учащимися про себя; подготовка к чтению вслух. |
Проверка Первичного чтения | - О чем это стихотворение? (зиме) - Какое стих, по характеру? (грустное) | Словесное рисование картин |
Вторичное чтение с анализом | Цель:Проанализировать части стихотворения, подготовиться к выразительному чтению. Разбор непонятных слов. Стозвоном сосняка - шумом сосен - А теперь понаблюдаем, как Есенин рисует словами картины зимней природы. Здесь вам понадобиться фантазия и воображение. Чтение 1 строфы. Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. - Как зима поет песни? - Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили? - Здесь мы встретили слово стозвоном. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Теперь вы сможете объяснить выражение стозвон сосняка? | Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Фронтальный опрос по тексту. Отвечают поднимая руку. Словесное рисование картин. |
- Обратите внимание на выражение с тоской глубокую. Почему облака тоскуют? Как названы облака? - Чтобы выразительно прочитать эту строфу, надо обратить внимание на глаголы. Назовите их. (поет, аукает, баюкает, плывут) - Как мы будем читать эти строки? (плавно, негромко, немного грустно) Чтение 2 строфы. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. - Обратите внимание на ударения. - Опишите словами, какую картину представили. - Почему автор сравнивает метелицу с ковром шелковым? - Красивую картину мы увидели, но автор добавляет «но больно холодна». Почему? - Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление. - Первое название этого стих, было «Воробышки». Прочитайте про них. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. - С кем сравнивает воробьев? Почему? - Этот прием называется...сравнение. - С каким чувством прочитаем эти строки? Выразительное чтение 2 строфы. Физминутка. | Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Выяснение лексического значения непонятных слов. Работа с учебником. Чтение стихотворения. |
- Обратите внимание на выражение с тоской глубокую. Почему облака тоскуют? Как названы облака? - Чтобы выразительно прочитать эту строфу, надо обратить внимание на глаголы. Назовите их. (поет, аукает, баюкает, плывут) - Как мы будем читать эти строки? (плавно, негромко, немного грустно) Чтение 2 строфы. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. - Обратите внимание на ударения. - Опишите словами, какую картину представили. - Почему автор сравнивает метелицу с ковром шелковым? - Красивую картину мы увидели, но автор добавляет «но больно холодна». Почему? - Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление. - Первое название этого стих, было «Воробышки». Прочитайте про них. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. - С кем сравнивает воробьев? Почему? - Этот прием называется...сравнение. - С каким чувством прочитаем эти строки? Выразительное чтение 2 строфы. Физминутка. В небе плавает луна. (покачивания влево и вправо) В облака зашла она. 1,2,3,4,5 (хлопки в ладоши) Можем мы луну достать. (руки вверх) 6,7,8,9,10- (хлопки над головой) И пониже перевесить. (руки вниз) 10,9,8,7- (ходьба на месте) Чтоб луна светила всем. (дети тихо садятся) Чтение 3 строфы. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. - Что вы представили? - Как надо читать строки о пташках? - Все слова, которые употреблены для большей выразительности со словом пташка, называются... эпитеты. - Что такое ставни? - Бешеный рев вьюги - это какой рев? - Какой интонацией передадим эту картину? Чтение 4 строфы. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. | Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Выяснение лексического значения непонятных слов. Работа с учебником. Чтение стихотворения. по четверостишиям, разбор их. |
И снится им прекрасная В улыбках солнца ясная Красавица весна. - Все ли так грустно и страшно в стихотворении? - Что хорошего? - Как прочитаем слова о весне? - Зачем автор упоминает о весне? - Вернемся к началу стих. Прочитайте, что делает зима? - Это живой предмет? - А что с ним делает Есенин? - Этот прием называется... олицетворение. Работа над выразительным чтением стихотворения. - Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства. - Удалось ли передать чувства поэта? - Получилось ли передать различные зимние звуки? Выразительное чтение стих, учеником. Читают самостоятельно 2-3 раза. Работа в парах. | Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. | |
Первичное чтение | Сейчас мы с вами прочитаем еще одно стихотворение С. Есенина «Пороша» Послушайте аудиозапись. И попробуем ответить на вопрос: какое стихотворение по характеру? - Почему оно так называется? | Чтение стихотворения учащимися про себя; подготовка к чтению вслух. |
Проверка первичного чтения | - Какое стихотворение по характеру? - Почему оно так называется? | |
Вторичное чтение с анализом | Разбор непонятного слова. Пороша - свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега, (словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова) ПОРОША Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. | Чтение стихотворения |
К 1-му четверостишию: - Что нарушало тишину зимнего леса? - Когда скачет лошадь, обычно говорят, что слышен стук копыт. - Почему поэт написал «слышны звоны под копытом»? | по четверостишиям, разбор их. | |
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна. | ||
Ко 2-му четверостишию: - О каком невидимке идет речь в стихотворении? - Почему поэт говорит, что лес «дремлет», а не «спит»? -Что это за белая косынка, которой «подвязалася сосна»? | ||
Понагнуласъ, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. | ||
К 3-му четверостишию: - Прочитайте строки, в которых говорится о том, что жизнь в зимнем лесу продолжается. | ||
Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль К 4-му четверостишию:- Объясните смысл слов «валит снег и стелет шаль». - Почему поэт сравнивает дорогу с лентой? - Кто попробует прочитать 1-но из стихотворений полностью выразительно? | ||
Домашнее задание. | Выучить наизусть одно из стихотворений. | Записывают в дневник |
Итог | Рефлексия. - Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стих, о природе? - Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление? | Фронтальный опрос Отвечают поднимая руку. |
- Что вы не знали, а сейчас знаете? 1. Понаблюдайте, как Сергей Есенин рисует словами картину зимней природы. Почему у него лес в обоих стихотворениях «дремлет»? С чем сравнивает поэт метелицу, сосну? 2. Вы обратили внимание» что в стихах Есенина о зиме почти нет зимних красок, но зато много звуков? Найдите в тексте, из каких звуков складывается зимняя картина. |
Учитель Данилова Е.А. _____________