Макроэкономическое равновесие и его основные признаки. Модель АД-AS

Совокупное предложение (AS) и его факторы. Кейнсианский, промежуточный, и классический участки кривой совокупного предложения.

Совокупный спрос (АД) и его факторы.

AD – совокупный спрос. Кривая, показывающая, на какой общий объем товаров и услуг может быть предъявлен спрос при различных уровнях цен. График:

На траекторию кривой совокупного спроса оказывают влияние следующие ценовые факторы совокупного спроса:

1. Эффект процентной ставки. Если уровень цен повышается, то повышается и процентная ставка. Это приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций, что отражается на кривой совокупного спроса.

2. Эффект богатства. Если цены возрастают, то покупательная способность, накопленных активов с фиксированной денежной стоимостью, таких как срочные счета или облигации, находящиеся у населения уменьшается и наоборот.

3. Эффект импортных закупок. Если уровень цен на отечественные товары возрастет, а на импортные упадет или не изменится, то потребители будут приобретать импортные товары. Спрос на отечественные товары упадет и точка на кривой совокупного спроса сместится вверх.

Факторы, смещающие кривую совокупного спроса вправо, если совокупный спрос увеличивается или влево, если уменьшается, называются неценовыми факторами совокупного спроса.

1. Cn. Изменение потребительских расходов.

· Благосостояние потребителя. Если оно возрастает не зависимо от уровня цен, то кривая смещается к положению AD2. Если благосостояние падает – к AD1.

· Ожидание потребителя. Если потребитель ожидает в будущем увеличения реальных доходов, то он позволит себе больше тратить в настоящий момент. И AD сместится в положение AD2. Если ожидается снижение доходов, то в AD1.

· Задолженность потребителя. Если она велика, потребитель будет в настоящее время меньше тратить и AD сместится к AD1. При низкой – к AD2.

· Налоги. Если ставка подоходного налога будет снижаться при данном уровне цен, то AD смещается к AD2. И наоборот.

2. Ig. Изменение в инвестиционных расходах.

· Процентные ставки. Их увеличение снизит инвестиционный спрос и наоборот.

· Ожидаемые прибыли от инвестиций. Если предприниматели сделают прогноз, что прибыль от инвестиций возрастет, то инвестиции увеличатся и AD сместится к AD2. И наоборот.

· Налоги с предприятий. Их рост снизит инвестиционный спрос. AD сместится влево. И наоборот.

· Технологии. Новые технологии стимулируют инвестиции и AD смещается вправо.

· Избыточные мощности. Если у фирм какая-то часть оборудования не загружена, то они не будут приобретать новое оборудование, инвестиционные расходы упадут и AD сместится влево.

3. G. Государственные расходы. Увеличение государственных расходов на покупку товаров и услуг, вызывает рост совокупного спроса и смещение кривой AD вправо. И наоборот.

4. Xn. Чистый экспорт. Если объем чистого экспорта будет расти, AD сместится вправо. И наоборот. Чистый экспорт зависит от создания конкурентоспособной продукции, которая идет на экспорт от национального дохода тех стран, куда экспортируется продукция, и от курса валют.


AS – совокупное предложение – это объем, произведенной продукции и услуг, которые предлагаются рынку при различных уровнях цен. Кривая совокупного предложения прямопропорциональна уровню цен.

Выделяют 3 участка:

1. Горизонтальный (КЕЙНСИАНСКИЙ). На этом отрезке реальный объем производства значительно ниже объема производства при полной занятости (Q2), что свидетельствует о состоянии экономического спада, недоиспользование производственных мощностей и избытка рабочей силы. Уровень цен и зарплаты неизменны.

2. Промежуточный (восходящий). Возрастает, как объем производства, так и уровень цен. Это период выхода экономики из кризиса, увеличивается занятость, возрастает спрос на рабочую силу, растет заработная плата. В этот период не все предприятия успели модернизировать свое оборудование, используется старое, менее эффективное, что ведет к росту издержек производства и цен.

3. Классический (вертикальный), рассматриваемый классиками, считавшими, что экономика всегда возвращается к уровню полной занятости и полного объема производства. Имеющиеся ресурсы уже вовлечены и дальнейшее наращивание объемов производства на кратковременном интервале не возможно. Предложение здесь совершенно не эластично. Повышение цен не приводит к увеличению объемов производства.

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

· Изменение цен на ресурсы. Оно может происходить вследствие потери плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, сокращение количества и ухудшение качества основного капитала, роста цен на импортные ресурсы, удорожание ресурсов, снижает совокупные предложения, увеличивает издержки на единицу продукции. Кривая смещается влево. И наоборот.

· Изменение производительности труда. С ростом производительности издержки на единицу продукции уменьшаются, AS смещается вправо. И наоборот.

· Изменение правовых норм. Рост ставок налогов, затрат на госрегулирование, увеличивает издержки на единицу продукции, уменьшает совокупное предложение, AS смещается влево. И наоборот.

Макроэкономическое равновесие означает, что государство должно выбрать оптимальный вариант функционирования экономики и предполагает сбалансированность использования ограниченных ресурсов. Существуют 2 понятия макроэкономического равновесия:

1. Частичная. AD-AS. Равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Модель IS – на товарном рынке сбалансированы инвестиции и сбережения. Модель LM – на денежном рынке сбалансирован спрос и предложение денег.

2. Общее макроэкономическое равновесие – сбалансирование всех рынков и товарного и денежного (ISLM). Гениальное открытие Кейнса в том, что макроэкономическое равновесие не соответствует уровню полной занятости и полного объема производства. Кейнс считал, что этот уровень – крайний вариант функционирования экономики.

Сопоставим постулаты 2х макроэкономических школ (кейнсианцов и неоклассиков):

Неоклассики Кейнсианцы
1. Экономике присуща совершенная конкуренция 1. Экономике не присуща совершенная конкуренция, несовершенство рынков вызвано самой экономической природой.
2. Цены в экономике абсолютно гибкие и оперативно реагируют на колебания экономики. 2. Цены не являются абсолютно гибкими.
3. Экономические субъекты действуют рационально 3. Субъекты руководствуются субъективными факторами.
4. Экономика делится на 2 абсолютно автономных сектора: реальный и денежный. Все рынки абсолютно равновесны. Деньги не имеют самостоятельной ценности. Деньги нейтральны. 4. Деньги – богатство. Они имеют самостоятельную ценность. Деньги не нейтральны.
5. Инвестиции = сбережениям. Инвестиции и сбережения есть функция процента. 5. Инвесторы и сберегатели – разные лица. Инвестиции!= сбережениям. Инвестиции – функция банковского процента. Сбережения – функция дохода.
6. Экономика саморегулируема – обеспечивается гибкостью цен. Вмешательство государство не является необходимым. 6. Экономика не саморегулируема. Необходимо вмешательство государства.
7. Главная роль принадлежит предложению (AS). 7. Главная роль – AD.

Рассмотрим равновесие на товарном рынке. Рынок товаров будет находится в равновесном состоянии, если при данном уровне цен, совокупное предложение будет равно совокупному спросу. И выпуск продукции будет равен совокупным расходам.

Равновесие можно рассматривать на 3х участках совокупного предложения:

1. На первом участке увеличение спроса приведет к увеличению реального объема национального производства без изменения уровня цен.

2. Увеличение совокупного спроса вызовет увеличение реального объема национального производства и уровня цен.

3. На классическом участке рост совокупного спроса приведет к росту цен при прежнем объеме выпуска продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: