Совокупное предложение (AS) и его факторы. Кейнсианский, промежуточный, и классический участки кривой совокупного предложения.
Совокупный спрос (АД) и его факторы.
AD – совокупный спрос. Кривая, показывающая, на какой общий объем товаров и услуг может быть предъявлен спрос при различных уровнях цен. График:
На траекторию кривой совокупного спроса оказывают влияние следующие ценовые факторы совокупного спроса:
1. Эффект процентной ставки. Если уровень цен повышается, то повышается и процентная ставка. Это приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций, что отражается на кривой совокупного спроса.
2. Эффект богатства. Если цены возрастают, то покупательная способность, накопленных активов с фиксированной денежной стоимостью, таких как срочные счета или облигации, находящиеся у населения уменьшается и наоборот.
3. Эффект импортных закупок. Если уровень цен на отечественные товары возрастет, а на импортные упадет или не изменится, то потребители будут приобретать импортные товары. Спрос на отечественные товары упадет и точка на кривой совокупного спроса сместится вверх.
|
|
Факторы, смещающие кривую совокупного спроса вправо, если совокупный спрос увеличивается или влево, если уменьшается, называются неценовыми факторами совокупного спроса.
1. Cn. Изменение потребительских расходов.
· Благосостояние потребителя. Если оно возрастает не зависимо от уровня цен, то кривая смещается к положению AD2. Если благосостояние падает – к AD1.
· Ожидание потребителя. Если потребитель ожидает в будущем увеличения реальных доходов, то он позволит себе больше тратить в настоящий момент. И AD сместится в положение AD2. Если ожидается снижение доходов, то в AD1.
· Задолженность потребителя. Если она велика, потребитель будет в настоящее время меньше тратить и AD сместится к AD1. При низкой – к AD2.
· Налоги. Если ставка подоходного налога будет снижаться при данном уровне цен, то AD смещается к AD2. И наоборот.
2. Ig. Изменение в инвестиционных расходах.
· Процентные ставки. Их увеличение снизит инвестиционный спрос и наоборот.
· Ожидаемые прибыли от инвестиций. Если предприниматели сделают прогноз, что прибыль от инвестиций возрастет, то инвестиции увеличатся и AD сместится к AD2. И наоборот.
· Налоги с предприятий. Их рост снизит инвестиционный спрос. AD сместится влево. И наоборот.
· Технологии. Новые технологии стимулируют инвестиции и AD смещается вправо.
· Избыточные мощности. Если у фирм какая-то часть оборудования не загружена, то они не будут приобретать новое оборудование, инвестиционные расходы упадут и AD сместится влево.
|
|
3. G. Государственные расходы. Увеличение государственных расходов на покупку товаров и услуг, вызывает рост совокупного спроса и смещение кривой AD вправо. И наоборот.
4. Xn. Чистый экспорт. Если объем чистого экспорта будет расти, AD сместится вправо. И наоборот. Чистый экспорт зависит от создания конкурентоспособной продукции, которая идет на экспорт от национального дохода тех стран, куда экспортируется продукция, и от курса валют.
AS – совокупное предложение – это объем, произведенной продукции и услуг, которые предлагаются рынку при различных уровнях цен. Кривая совокупного предложения прямопропорциональна уровню цен.
Выделяют 3 участка:
1. Горизонтальный (КЕЙНСИАНСКИЙ). На этом отрезке реальный объем производства значительно ниже объема производства при полной занятости (Q2), что свидетельствует о состоянии экономического спада, недоиспользование производственных мощностей и избытка рабочей силы. Уровень цен и зарплаты неизменны.
2. Промежуточный (восходящий). Возрастает, как объем производства, так и уровень цен. Это период выхода экономики из кризиса, увеличивается занятость, возрастает спрос на рабочую силу, растет заработная плата. В этот период не все предприятия успели модернизировать свое оборудование, используется старое, менее эффективное, что ведет к росту издержек производства и цен.
3. Классический (вертикальный), рассматриваемый классиками, считавшими, что экономика всегда возвращается к уровню полной занятости и полного объема производства. Имеющиеся ресурсы уже вовлечены и дальнейшее наращивание объемов производства на кратковременном интервале не возможно. Предложение здесь совершенно не эластично. Повышение цен не приводит к увеличению объемов производства.
К неценовым факторам совокупного предложения относятся:
· Изменение цен на ресурсы. Оно может происходить вследствие потери плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, сокращение количества и ухудшение качества основного капитала, роста цен на импортные ресурсы, удорожание ресурсов, снижает совокупные предложения, увеличивает издержки на единицу продукции. Кривая смещается влево. И наоборот.
· Изменение производительности труда. С ростом производительности издержки на единицу продукции уменьшаются, AS смещается вправо. И наоборот.
· Изменение правовых норм. Рост ставок налогов, затрат на госрегулирование, увеличивает издержки на единицу продукции, уменьшает совокупное предложение, AS смещается влево. И наоборот.
Макроэкономическое равновесие означает, что государство должно выбрать оптимальный вариант функционирования экономики и предполагает сбалансированность использования ограниченных ресурсов. Существуют 2 понятия макроэкономического равновесия:
1. Частичная. AD-AS. Равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Модель IS – на товарном рынке сбалансированы инвестиции и сбережения. Модель LM – на денежном рынке сбалансирован спрос и предложение денег.
2. Общее макроэкономическое равновесие – сбалансирование всех рынков и товарного и денежного (ISLM). Гениальное открытие Кейнса в том, что макроэкономическое равновесие не соответствует уровню полной занятости и полного объема производства. Кейнс считал, что этот уровень – крайний вариант функционирования экономики.
Сопоставим постулаты 2х макроэкономических школ (кейнсианцов и неоклассиков):
Неоклассики | Кейнсианцы |
1. Экономике присуща совершенная конкуренция | 1. Экономике не присуща совершенная конкуренция, несовершенство рынков вызвано самой экономической природой. |
2. Цены в экономике абсолютно гибкие и оперативно реагируют на колебания экономики. | 2. Цены не являются абсолютно гибкими. |
3. Экономические субъекты действуют рационально | 3. Субъекты руководствуются субъективными факторами. |
4. Экономика делится на 2 абсолютно автономных сектора: реальный и денежный. Все рынки абсолютно равновесны. Деньги не имеют самостоятельной ценности. Деньги нейтральны. | 4. Деньги – богатство. Они имеют самостоятельную ценность. Деньги не нейтральны. |
5. Инвестиции = сбережениям. Инвестиции и сбережения есть функция процента. | 5. Инвесторы и сберегатели – разные лица. Инвестиции!= сбережениям. Инвестиции – функция банковского процента. Сбережения – функция дохода. |
6. Экономика саморегулируема – обеспечивается гибкостью цен. Вмешательство государство не является необходимым. | 6. Экономика не саморегулируема. Необходимо вмешательство государства. |
7. Главная роль принадлежит предложению (AS). | 7. Главная роль – AD. |
Рассмотрим равновесие на товарном рынке. Рынок товаров будет находится в равновесном состоянии, если при данном уровне цен, совокупное предложение будет равно совокупному спросу. И выпуск продукции будет равен совокупным расходам.
|
|
Равновесие можно рассматривать на 3х участках совокупного предложения:
1. На первом участке увеличение спроса приведет к увеличению реального объема национального производства без изменения уровня цен.
2. Увеличение совокупного спроса вызовет увеличение реального объема национального производства и уровня цен.
3. На классическом участке рост совокупного спроса приведет к росту цен при прежнем объеме выпуска продукции.