ТЕСТЫ
Проверка домашнего задания (10 мин.)
Организационный момент (2 мин.)
ХОД УРОКА.
КЛАСС
АГРОЦЕНОЗЫ
Выполнила
студентка 4 курса 4 группы
Ракуть А.И.
Минск, 2013
Тема урока: Агроценозы
Цель урока: Сформировать знания об особенностях агроценоза как искусственной экосистемы, дать его характеристику в сравнении с биогеоценозом.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать понятие об агроценозе;
- познакомить учащихся с его структурой и организацией, с методами поддержания его устойчивости;
- дать сравнительную характеристику биогеоценоза и агроценоза.
Развивающие:
- развить формирование навыков самостоятельной работы с текстом;
- развивать умение анализировать и сравнивать объекты;
- развивать речь учащихся.
Воспитательные:
Продолжить формирование навыков коллективной работы, работы в группах.
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснение, беседа, самостоятельная работа с материалом.
|
|
Оборудование: учебник по биологии, тетради, карточки с тестами.
Два человека отвечают устно по вопросам параграфа. Пять человек выполняют задание на карточках.
1. Наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания называется
а) созология;
б) экология;
в) оргнитология.
2. Влажность, температура, освещенность, рельеф, химический состав воды и почвы и т. п. относятся к
а) абиотическим факторам;
б) биотическим факторам;
в) антропогенным факторам.
3. Форма существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называется
а) паразитизм;
б) хищничество;
в) симбиоз.
4. Группа популяций разных видов, населяющая определенную территорию, образует
а) экосистему;
б) биогеоценоз;
в) сообщество.
5. Основным источником энергии в экосистеме является
а) солнечная энергия;
б) геотермальная энергия;
в) естественная радиация.
1. – Как вы думаете, могут ли естественные экосистемы удовлетворить потребности современного человечества в продуктах питания и сырье для промышленности? (Нет, т.к. эти потребности огромны)
Рост потребностей человека привел к созданию искусственных биоценозов – агроценозов. Первые растительные сообщества, созданные человеком, появились примерно 10-15 тыс. лет назад. Это были посевы хлебных злаков. Так возникли искусственные, создаваемые и регулируемые человеком агроценозы.
Современные агроценозы – это поля, искусственные пастбища, сенокосы, лесные посадки, парки и сады. Высокая их продуктивность обеспечивается интенсивной технологией, подбором высокоурожайных растений, внесением удобрений, мелиорацией, осушением или орошением, правильной агротехникой.
|
|
- Что на ваш взгляд является основным источником энергии в агроценозе? (Солнце). Дополнительная (антропогенная) энергия, которую использует человек при обработке почвы и которая затрачена на производство тракторов, удобрений, пестицидов не превышает 1% от солнечной энергии, усваиваемой агроценозом.
Как и естественная экосистема, агроценоз состоит из организмов трех основных трофических групп: продуцентов, консументов и редуцентов.
Продуценты в агроценозе – это культурные растения, травы сенокосов и пастбищ, деревья садов, парков, лесопосадок. Продуцентами являются и спутники культурных растений – сорняки.
Консументы в агроэкосистеме – человек и сельскохозяйственные животные. К консументам относятся также вредители полевых культур (от насекомых до сусликов и хомяков), паразиты (часто опасные для с/х животных), полезные насекомые (хищные и опылители, птицы, организмы-симбионты – микоризные грибы и бактерии-азотфиксаторы).
Животные-детритофаги размельчают растительные остатки и облегчают деятельность бактерий. Особенно важна роль дождевых червей. (Вопрос классу: Какова она?) Прошедшая через пищеварительную систему дождевого червя почва с растительными остатками склеивается в плотные комочки, что улучшает её структуру. Эти комочки обогащаются калием, фосфором и азотом в форме соединений, доступных растениям. Кроме того, черви своими ходами разрыхляют почву и облегчают проникновение в неё корней. В хорошо унавоженной почве биомасса червей может составлять до 10-20 т. на 1 га. Существуют специальные фермы, где разводят дождевых червей, которых вносят на поля для повышения урожая.
Редуценты в агроценозе – в основном бактерии. Они поддерживают плодородие почв, превращая пожнивные остатки в гумус, а гумус и вносимый на поля навоз – в более простые органические и минеральные вещества, доступные растениям. Однако, среди редуцентов есть не только восстановители плодородия почв, но и его разрушители. Бактерии-нитрификаторы и денитрификаторы превращают аммонийные соли азота в нитраты, которые легко вымываются из почвы, и газообразный азот, улетучивающийся в атмосферу.
Энергия и питательные вещества, аккумулированные растениями, проходят по всей пищевой цепи агроценоза. Часть энергии растрачивается в процессе дыхания организмов, часть её выносится вместе с урожаем, часть закрепляется в органическом веществе почвы. Питательные вещества частично выносятся с урожаем, частично возвращаются в почву.
Человек контролирует не все живое население агроэкосистемы, часть видов проникает в неё и живет помимо (или даже вопреки) его воле. Такие живущие сами по себе виды называются спонтанными. Среди них – и вредители, и растения-сорняки, и полезные животные: птицы, насекомые-хищники и др.
Сам человек в агроценозе – консумент-фитофаг (т.е. питается растениями) и зоофаг (ест мясо и пьет молоко). Однако роль его в агроэкосистеме еще больше, т.к., исходя из своих интересов, он формирует структуру и состав агроэкосистемы и влияет на её трофические элементы с целью получить наибольшую первичную и вторичную продукцию.
Все компоненты агроценоза тесно связаны, хотя в нем не возникает полного экологического равновесия, как в естественных биоценозах. Поддерживать равновесие в агроценозе должен сам человек. Если этого не делать, происходит разрушение его ресурсов. Например, на естественных лугах численность свекловичного долгоносика невелика, т.к. он использует в пищу растения немногих видов. Это безобидное насекомое превратилось в массового вредителя, приносящего огромные убытки, когда место многовидовых лугов заняли одновидовые агроценозы – свекловичные поля.
|
|
Как видно, структура и функции сообщества в агроценозе и естественном биогеоценозе похожи. Агроценоз является такой же сложной экосистемой, как лес или луг.
РАБОТА В ГРУППАХ (10 мин)
Первая группа получает задание:
ПЕРВАЯ ГРУППА.
-С помощью текста учебника дать характеристику агроценоза на примере пшеничного поля. По результатам работы заполнить табличку: