Полевое дешифрирование и его виды

Технологическая схема процесса дешифрирования

Под технологией дешифрирования понимается совокупность средств и приемов извлечения информации со снимков. Наиболее рациональной может считаться такая технологическая схема, при которой удается извлечь со снимков максимум информации при минимальной затрате средств и труда. |Технологическая схема про­цесса дешифрирования, кроме собственно Процесса чтения сним­ков, включает ряд операций.

При любой технологической схеме процесс дешифрирования начинается с постановки общей задачи картографирования или исследования. Задача ставится с учетом реальных возможностей получения материалов съемки, наличия соответствующего обору­дования, квалификации дешифровщиков и т.д. В то же время по­ставленной задачей во многом определяется выбор средств и ме­тодик извлечения информации.

При любой технологической схеме обязателен предваритель­ный этап. Он включает несколько процессов, первый из которых — подготовка съемочных материалов. При географических исследо­ваниях чаше приходится пользоваться имеющимися материалами. В настоящее время фонд аэрокосмических материалов достаточно велик, поэтому существует возможность выбрать снимки, подхо­дящие по масштабу, разрешению, регистрируемой области спект­ра, времени съемки и т.д. Наиболее полно учесть условия постав­ленной задачи можно в случае, если есть возможность провести специальную съемку, отвечающую предварительно сформулиро­ванным требованиям. Эту часть работ завершает просмотр полу­ченных съемочных материалов, преследующий две основные цели: оценку качества снимков и общее знакомство с территорией.

Сбор дополнительных материалов является необходимым зве­ном подготовительного этапа процесса дешифрирования, в зависимости от конкретных условий меняться может лишь объем со­бранных материалов, предпочтение одному или другому виду ис­точников. Дополнительные материалы включают литературные источники, карты, ведомственные материалы.

Сбор литературных источников и знакомство с ними имеют целью получить сведения о географических особенностях террито­рии, о существе картографируемых или изучаемых объектов, спе­цифике их изображения на аэрокосмических снимках. Очень суще­ственно знание применявшейся ранее методики дешифрирования, что сэкономит время и позволит избежать ошибок. Все эти сведе­ния можно получить из научной литературы, методических посо­бий и справочников.

Полевое дешифрирование заключается в сопоставлении изоб­ражения на снимках (фотоплане, фотосхеме) с местностью, в ре­зультате чего опознаются объекты и определяются их свойства. По­левое дешифрирование может быть наземным или аэровизуальным. При наземном дешифрировании существует возможность одно­временно собирать дополнительные сведения и данные, не свя­занные непосредственно с дешифрированием, а при необходимо­сти выполнять и другие виды полевых наблюдений.

Подготовительный этап при полевом дешифрировании вклю­чает все названные в предыдущем разделе процедуры, но главной является подготовка съемочных материалов к выезду в поле. Нача­ло этого этапа — просмотр и подготовка комплекта снимков, кото­рые предстоит дешифрировать. По возможности просмотр должен быть стереоскопический и с увеличением.

Подготовка съемочных материалов включает прежде всего оп­ределение точного масштаба снимков: для аэроснимков равнин­ной территории — единого для целого снимка или даже несколь­ких, для аэроснимков горной местности — отдельно для долин, склонов и гребней хребтов. При площадной аэросъемке съемочные маршруты прокладываются по направлению восток—запад (реже север—юг) и нумеруются у северной рамки кадра, поэтому ори­ентировка снимков по странам света практически известна. В слу­чае маршрутной аэросъемки это правило не действует, следова­тельно, требуется определить для снимков каждого маршрута на­правление на север, сопоставляя с крупномасштабными картами.

Чтобы избежать пропусков или повторного дешифрирования на перекрывающихся частях снимков, на них выделяют рабочие площади. При стандартном продольном перекрытии аэроснимков (60%) можно использовать не каждый снимок, а через один, осо­бенно при дешифрировании местности, не сильно насыщенной контурами. Границы рабочих площадей проводятся посередине перекрывающихся частей снимков, причем небольшие населен­ные пункты, дороги или границы, проходящие параллельно гра­ницам рабочих площадей и т.п., стараются оставлять «неразрезан­ными» на одном из снимков. Границы могут быть прямолинейны­ми, если на снимках изображена равнинная или всхолмленная территория. В горных районах общие точки на перекрывающихся снимках выбирают по линиям перегиба склонов.

Важно перед выездом в поле тщательно разложить снимки по маршрутам, участкам, трапециям. Это сэкономит время при про­ведении работ и поможет избежать серьезных ошибок в случае перепутывания снимков.

В соответствии с поставленной задачей после просмотра и под­готовки снимков составляется предварительный вариант легенды. При топографическом дешифрировании дополнительно создаются ре­дакционные указания, из которых исполнителям должно быть ясно, какие условные знаки следует применять при изображении объек­тов данной местности.

Наземное дешифрирование

В зависимости от цели и масштаба картографирования назем­ное дешифрирование может выполняться как сплошное, или выборочное, маршрутное. При географических исследованиях, как правило, проводится маршрутное дешифрирование, включающее описания, сбор образцов, измерения, фотографирование на эта­лонных участках (станциях).

На предварительном этапе в результате знакомства с районом исследований выявляются объекты или участки, неясные для исполнителя, посещение которых обязательно, и составляется схема маршрутов. Маршруты прокладываются с учетом дорожной сети, условий проходимости местности. Считается, что в открытой мес­тности дешифровщик может наблюдать полосу шириной до 500 м. а в зелесенной, с пересеченным рельефом не более 300 м.

В процессе наземного дешифрирования исполнитель выполня­ет три операции:

· определение точки стояния;

· опознавание объектов и их обозначение на снимке;

· нанесение объектов, не изобразившихся на снимке из-за своих малых размеров или появившихся после выполнения съемки.

Исключительно важно определение начальной тонки маршрута. В некоторых случаях (в таежных, горных малообжитых районах) это не совсем простая задача, поэтому лучше начинать работу с надежной, однозначно определяемой точки. При движении по мар­шруту нужно постоянно сличать изображение на снимке с мест­ностью.

Нанесение на снимок не изобразившихся объектов или точек на­блюдений (пробных площадок, шурфов и т.п.) наиболее точно и при минимуме затрат времени выполняется с помощью новейших технологий — приемников спутниковых систем определения ко­ординат: отечественной ГЛОНАСС или СР5 (США). Существуют приемники, умещающиеся в кармане, способные обеспечить при­вязку нужных точек с вполне удовлетворительной точностью.

В случае отсутствия приемников ОР5 можно пользоваться про­стыми, но достаточно надежными способами: а) створов; б) про­меров от магистрали; в) линейной засечки. Расстояния в таких случаях измеряют рулеткой или определяют с помощью шагомера.

При выполнении полевого дешифрирования полезно исполь­зовать стереоскопическое наблюдение снимков. Простейшим при­способлением для наблюдения снимков служат стереоочки. Суще­ствуют полевые (карманные) стереоскопы, например, П-5 с диа­метром поля зрения 5 см при увеличении 2х, и даже специальные наборы приспособлений для полевого дешифрирования, напри­мер, Топопрет (фирмы Цейсе). В его состав входит стереоскоп с полем зрения диаметром 6 см при увеличении 2,8х,' параллаксометр для определения превышений близко расположенных точек и другие приспособления, делающие удобным просмотр и оформ­ление снимков в полевых условиях.

Аэровизуальное дешифрирование

В прежние годы дешифрирование с воздуха применяли лишь в военной разведке и при картографировании малообжитых райо­нов. С появлением космических снимков аэровизуальное дешиф­рирование стало все более широко внедряться в процесс картогра­фирования и географических исследований. Причина этого заклю­чается в специфике снимков из космоса: более низком разрешении по сравнению с аэроснимками и большом охвате территории. Из-за относительно низкого разрешения многие объекты, могущие служить ориентирами, не изображаются на снимках, что делает сложной, а иногда и неразрешимой задачу определения точки сто­яния на местности. С воздуха видно значительно большее число ориентиров. К тому же большой охват территории и, как правило, мелкий масштаб картографирования делают малопроизводитель­ным наземное дешифрирование космических снимков.

В процессе аэровизуального дешифрирования возможно не толь­ко опознавание объектов вдоль маршрута полета, но и посадки, во время которых выполняются наземные наблюдения: описания, сбор образцов и т.д.

Аэровизуальное дешифрирование выполняется с борта верто­лета или легкого самолета. Выбор зависит от многих факторов, в частности требуемой детальности дешифрирования, необходимо­сти и возможности совершать посадки, стоимости летного часа.

На подготовительном этапе особое внимание необходимо уде­лить разработке и согласованию маршрутов, подготовке и систе­матизации съемочных материалов. Маршрут полета и места поса­док предварительно согласовываются с экипажем, наносятся на карту или снимок, определяются также высота и скорость полета.

При высоких требованиях к детальности и насыщенной контура­ми местности скорость полета не должна превышать 100 км/час, а высота — 200—400 м. Такая высота полета обеспечивает визуальное распознавание объектов на местности, сравнительно медленное пе­ремещение местности в ближнем плане и большой радиус обзора.

Увеличение скорости полета или уменьшение высоты ведут к увеличению угловой скорости перемещения земной поверхности перед наблюдателем и невозможности разглядеть отдельные объекты. В случае больших размеров дешифрируемых выделов, обусловленных особенностями территории или низким разрешением сним­ка, высота полета может быть увеличена до 700-800 м, однако на такой высоте уже не распознаются отдельные строения, сельско­хозяйственные культуры, многие виды растительности, например кустарниковая растительность в пустынных районах и т.п. Возмо­жен вариант облета территории дважды на разных высотах.

Организация работ приобретает в условиях полета особое зна­чение: вертолет пролетает в минуту около 2 км, следовательно, даже небольшой сбой в наблюдениях приведет к пропуску объек­тов дешифрирования в ближнем плане. Поэтому подготовке на земле всех материалов должно быть уделено должное внимание. Выпол­нять дешифрирование удобнее из пилотской кабины, где имеется широкий обзор, однако, как правило, наблюдение приходится ве­сти через боковые иллюминаторы. В таком случае наблюдателей должно быть минимум двое. Нужно иметь в виду, что аэровизуаль­ное дешифрирование требует большого напряжения, исключитель­ной сконцентрированности исполнителей, поэтому утомляемость наступает уже через 1,5—2 часа.

Определение местоположения объектов, не изобразившихся на снимках, как и при наземном дешифрировании, предпочтитель­нее выполнять с помощью приемников спутникового позициони­рования. При их отсутствии можно определять местоположение объектов по времени пролета. Это аналогично способу створов с той разницей, что измеряется не расстояние от определенных на снимке точек до объекта, а время полета.

Фиксация результатов при аэровизуальном дешифрировании выполняется на снимке или прозрачном пластике с использова­нием заранее согласованных условных знаков. Возможна также ну­мерация отдешифрированных объектов с комментариями, запи­санными на диктофоне или в полевом дневнике. При необходимости выполнять оценки густоты растительного покрова пользуются эталонами проективного покрытия или эталонами цвета.

Обработка результатов дешифрирования (оформление, корректировка или расшифровка неясных мест в записях) как при на­земном, так и при аэровизуальном дешифрировании должна вы­полняться в тот же день. Несоблюдение этого правила может при­вести к потере очень важной информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: