Субстанция

Тема 2. Онтология: что есть мир?

Вопросы

1) Что такое мировоззрение?

2) Особенности обыденного мировоззрения

3) Особенности религиозно-мифологического мировоззрения.

4) Специфика философского мировоззрения.

5) Что такое философия?

6) Основные разделы философии: онтология, гносеология,

философская антропология.

Основная литература

1. Введение в философию. Авт. Колл.: Фролов И.Т. и др. М.,2002. Введение.

2. Никифоров А. Природа философии. М., 2001.

3. Философский энциклопедический словарь. Под ред. А.А.Ивина. М., 2003.

Дополнительная литература

1. Вундт В. Введение в философию. М., 1997.

2. Поупкин Р., Строл А. Философия. М.-СПб.,1997.

3. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.,1997. Разд.1.

У вас уже сложилось определенное представление о мире, о себе и выработалось некоторое отношение к миру, т.е. в результате жизненного опыта, обучения и воспитания у каждого из вас сформировалось определенное мировоззрение. И оно постоянно проявляется в вашем поведении и деятельности. Поставил, например, я на экзамене «четверку» двум студентам, Алкивиаду и Аристиду. И вот после экзамена подходит ко мне Алкивиад и заявляет: «Я же отвечал лучше Аристида, а вы поставили ему такую же оценку, как и мне. Это несправедливо!». Подошел и Аристид, и тоже недоволен: «Ну вот, я занимался как проклятый, Алкивиад же почти ничего не делал, а вы поставили ему то же, что и мне. Несправедливо!». Мои студенты руководствуются собственными представлениями о справедливости, а ведь это -–мировоззренческое, философское понятие. Вот такого рода мировоззренческие понятия мы и должны с вами прояснить в процессе занятий философией.

Один из первых и наиболее простых вопросов, встающих перед каждым человеком, таков: что собой представляет мир, в котором я живу? Для обозначения этого мира в философии используется категория «бытие», а философское учение о бытии называется «онтологией».

Бытие есть все то, что существует, т.е. я сам, другие люди, дома и деревья, леса и горы, мои мысли, произведения искусства, звезды – все это существует и охватывается одним словом «бытие».

Нам с вами уже известно, что бытие распадается, по крайней мере, на три разные сферы: чувственно воспринимаемый, или физический, мир; мир, созданный людьми, - мир культуры, искусственная среда жизни человека; наконец, мир сознания, духа, мышления.

Мы знаем, что физический мир – это Земля с ее лесами, горами, водами; что Земля – одна из планет солнечной системы, а Солнце входит в громадное скопление звезд – Галактику. Вот наш мир, который мы воспринимаем нашими органами чувств, в котором мы действуем, который изучает наука. Философия мало что может добавить к описанию этого мира наукой, поэтому философская онтология за последние столетия в значительной мере утратила интерес. Однако мифы, религиозные учения, разговоры о переселении душ, о жизни после смерти и т.п. заставляют философа задуматься: а нет ли чего-то еще, что лежит за пределами этого физического мира, что недоступно чувственному восприятию и научному познанию, но тем не менее существует и открывается теософам, мистикам, йогам? Ведь вот мое собственное сознание, мои мысли и чувства -–их нельзя увидеть, потрогать, измерить, но они же, несомненно, существуют! Нет ли какого-то другого, столь же бестелесного, но реального мира – какого-то мирового сознания, духа, Бога, наконец? Вот так встает вопрос о единстве мира: является ли мир единым и единственным или же он расщепляется на несколько разных миров?

Отвечая на этот вопрос, философская онтология вводит понятие «субстанции».

Субстанция – единая первооснова всех вещей, это то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают, во что превращаются после своего разрушения и гибели. Нас окружает огромное разнообразие предметов и явлений – животные и растения, моря и горы, звезды и планеты. Субстанция – это то, что все их объединяет, что лежит в основе всего существующего.

Наука говорит нам, что все вещи нашего мира состоят из элементарных частиц и электромагнитных полей – и звезды, и планеты, и камни, и живые организмы. Значит, элементарные частицы и поля – вот субстанция нашего мира. Эту субстанцию называют также веществом или материей. Вопрос, который мы поставили выше, теперь можно сформулировать более точно: лежит ли в основе бытия одна субстанция и, следовательно, мир един или субстанций несколько и бытие расщеплено на несколько принципиально разных миров?

В философии имеется несколько разных ответов на этот вопрос и, соответственно, философы разделяются на разные группы (течения, направления) в зависимости от того, какой из них принимают.

Те философы, которые утверждают, что существует лишь одна субстанция, называются монистами (от греч. monos – один, единственный), а их позиция называется монизмом. Как вам известно из курса по истории философии, первые античные философы считали, что этой единой субстанцией является одно из известных им веществ - вода, земля, огонь или воздух. Древнегреческий философ Демокрит (У в. до н.э.) пришел к мысли о том, что в основе бытия лежат атомы и пустота. Впоследствии под такой субстанцией стали понимать материю – нечто объективное, не зависящее от человека, его деятельности и сознания. Соответственно, философов, полагающих материю в качестве единственной субстанции, называют материалистами, а их позицию – материализмом. К числу материалистов относятся французские философы Д.Дидро (1713 – 1784), П.Гольбах (1723 – 1789), немецкие философы Л.Фейербах (1804 – 1872), К.Маркс (1818 – 1883) и Ф.Энгельс (1820 – 1895). Материалистами были и советские философы-марксисты. Таким образом, если вы принимаете материалистический монизм, то для вас существует только один материальный мир, а все разговоры о переселении душ, о жизни после смерти, о божественном и т.п. должны казаться вам пустой болтовней.

По-видимому, наиболее трудной для материализма оказывается проблема сознания, духа: что это такое? Откуда и как появилось? Как сознание связано с материей? В настоящее время в мировой философской литературе эти вопросы обсуждаются в виде так называемой «mind-body problem», но общепризнанных ответов на эти вопросы до сих пор нет.

К числу монистов относятся и те философы, которые считают, что единственной субстанцией является не материя, а сознание, дух, мысль. Прежде чем сделать стул или стол, построить дом или корабль, нужно иметь в сознании образ, идею стула или корабля. Таким образом, мысль предшествует всем этим вещам, сначала мысль – потом вещь. Так вполне может быть, что и всем предметам окружающего нас мира – деревьям и ручьям, горам и облакам – предшествуют их идеи, понятия, образы. Дух, мысль, идея – вот субстанция мира. Философы, склоняющиеся к этой точке зрения, называются идеалистами, а их позиция – идеализмом. Крупнейшими идеалистами были древнегреческий философ Платон (1У в. до н.э.), английский философ Дж. Беркли (1685 – 1753), немецкий философ Г.В.Ф.Гегель (1770 – 1831). Вполне естественно, что идеалистами будут все религиозные философы.

Идеализм близок мифологии, населяющей мир духами и демонами, и религии, утверждающей, что мир создан Богом и управляется им. Если материализм вполне совместим с наукой и может опираться на ее результаты при обсуждении своих проблем, то идеализм, по-видимому, вынужден вступать в противоречие и с наукой, которая до сих пор не обнаруживает ни малейших следов духовной субстанции (правда, она и не может их обнаружить своими методами), и со здравым смыслом, прекрасно осознающим, что часто не столько сознание руководит нашим телом, сколько телесные заботы и немощи воздействуют на сознание. Перед идеализмом также встает неразрешенная до сих пор проблема: как дух порождает материальный мир?

Стараясь избежать проблем, возникающих при допущении лишь одной субстанции, некоторые философы признают наличие двух субстанций – материальной и духовной. Таких философов называют дуалистами (от лат. dualis – двойственный), а их позицию – дуализмом. Наиболее видным представителем дуализма считается французский философ Р.Декарт (1596 – 1650). Кажется, что это наиболее разумная позиция, преодолевающая трудности как материализма, так и идеализма: теперь уже не нужно решать сложного вопроса о том, как материя порождает дух или как идея порождает материю. Однако дуализм сталкивается со своей, не менее трудной проблемой: как объяснить связь между материей и духом, между физиологическими и психическими процессами? Если мысль и материя – две самостоятельные субстанции, то почему и как моя мысль заставляет мою руку совершать физическое движение? Дуализм, кажется, так и не смог вразумительно ответить на этот вопрос.

Теперь вы имеете возможность сознательно выбрать одну из этих трех позиций. Если вам близка наука, то вы можете склониться к материализму, но тогда будете испытывать трудности при понимании и объяснении духовных явлений. Если ваши склонности носят религиозный оттенок, если вас увлекают рассказы о полтергейстах и экстрасенсах, примите идеализм. Однако вам будет трудно понять существование и изменение физического мира. В конце концов, вы можете предпочесть дуалистическую позицию – она фактически принимается нами на уровне обыденного мировоззрения при решении многих научных и житейских проблем, но тогда вам придется как-то объяснять связь духовного и физического миров и событий. Для философа главное – задуматься над вопросом о природе мира и сознательно выбрать определенную позицию при ответе на этот вопрос. Правда, можно оставить этот вопрос нерешенным, но тогда ваше философское мировоззрение не будет цельным и последовательным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: