double arrow

Золотой век» русской культуры. Славянофилы и западники. Русская идея


Принято считать, что с творчества Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837) начинается «золотой век» отечественной художественной культуры. Он охватил начало и середину XIX века. А.С. Пушкин внес выдающийся вклад в художественную культуру не только своими произведениями, поэтическим мастерством и разнообразием стилей, но и созданием современного литературного языка.

Традиции А.С. Пушкина продолжили Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.И. Герцени многие другие. Основателем национальной музыки как самостоятельного профессионального направления художественного творчества стал М.И. Глинка. Его слова: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» (то есть видоизменяем, перекладываем, упорядочиваем) стали лейтмотивом опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), «Руслан и Людмила», многих симфонических произведений, романсов. Национально-музыкальную традицию отечественной классики упрочили А.С. Даргомыжский, композиторы «Могучей кучки» (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин и др.). Днем творения русского национального гимна можно считать 23 ноября 1833 г., когда прозвучала мелодия А.Ф. Львова «Молитва русского народа» на слова В.А. Жуковского. Всемирную известность приобрели оперы, балеты, симфонии, романсы П.И. Чайковского – гордость русской музыкальной культуры.




В русском изобразительном искусстве «золотого века» великолепные произведения портретной реалистически-романтической живописи создали О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, А.А. Иванов; пейзажной и жанровой живописи – П.А. Федотов, А.Г. Венецианов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан и др. Развивалось упрощенно-примитивное направление отображения сюжетов бытовой жизни, лубковое искусство. В 1869 г. было создано «Товарищество передвижных художественных выставок» («Передвижники»), творчество которых определило стиль и содержание реалистической живописи последующего «серебряного века» отечественной художественной культуры. Существенно расширяется меценатство.

Архитектура развивается преимущественно в классическом стиле: строгой по формам и исполнению, единой по стилю, торжественной по восприятию. Ампир как поздний классицизм характеризовался созданием городских ансамблей и гражданских построек, арок и соборов, в которых были запечатлены героико-триумфальные сюжеты и события отечественной истории. Широкую известность и признание получили творения А.Н. Воронихина (Казанский собор в Санкт-Петербурге и др.), А.Д. Захарова (реконструкция Адмиралтейства и др.), а также приглашенных из Европы архитекторов К.И. Росси, О.И. Бове, Д.И. Жилярди и др. Шедеврами скульптурного творчества стали памятники А.В. Суворову (М.И. Козловский), К Минину и Д. Пожарскому (И.П. Мартос), конные скульптуры П.К. Клодтаи др. Архитектура и скульптура XIX в., как и другие виды искусства, демонстрировали высокий уровень развития отечественной духовной культуры.



Начало и середина XIX в. характеризовались созданием первых философских и культурологических концепций.

В мировоззренческих исканиях XIX в. поднимается вопрос о месте России в общем ходе всемирной истории. Историософия русской судьбы становится темой русской философской мысли. Общество раскалывается на «западников» и «славянофилов». Суть западничества (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.) в трактовке культуры как сознательного творчества человечества. Славянофилы (А.С Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, и др.) под культурой понимали главным образом народную «бессознательную культуру». Из того кризиса в который вся Европа была вовлечена своей историей, выход представлялся через восстановление цельности жизни, и хотя славянофильство мыслило себя как философия истории, пафос славянофильства заключался именно в том, чтобы выйти из истории найти новый вариант «замкнутого» идеального общества, противопоставить общество и государство на основе «взаимного невмешательства».



В идейном противостоянии славянофилов и западников получила оформление «русская идея».

В систематической форме русскую идею как своеобразную культурологическую концепцию изложил В.С. Соловьев (1853-1900) в докладе, прочитанном в 1888 г. в Париже. Русская идея, народно-религиозная по своей сути, должна, по Соловьеву, быть подчинена исходному принципу: «не бегать от мира, а идти в мир, чтобы преобразовать его». Соловьев предложил объединить три разновидности христианства – католичество, православие и протестантизм, исходя из того, что все человечество представляет собой единый социальный организм. Следовательно, «органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенной жизни, - вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога».

Чтобы познать «истинную русскую идею», надо уяснить, полагал Соловьев, что должна сделать Россия во имя христианского начала и во благо христианского мира. Соловьев прославляет князя Владимира Святославовича, осуществившего христианизацию Руси, и Петра I, который внес, хотя и насильственно, в Россию «ту цивилизацию, которую она презирала, но которая ей необходима… постоянно занимая при этом своеобразное место между Востоком и Западом».

«Русская идея» Соловьева получила развитие в трудах целой плеяды представителей «серебряного века»: В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, Л.П. Карсавина и др.

Таким образом, XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура – это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада.







Сейчас читают про: