В работах западных психологов рассматриваются вопросы профессионального и карьерного успеха, успешности профессиональной деятельности (Д. Сьюпер и др.). Профессиональный успех определяют как совокупность позитивных результатов, накопленных в течение всей карьеры – как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных достижений, таким образом выделяя объективный и субъективный успех.
Профессия – это исторически возникшая форма трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, полученными в результате профессионального образования и подготовки
Объективный успех предполагает положительный результат в карьере, который может быть признан и оценен другими людьми. Он определяется такими характеристиками, как размер заработной платы, количество продвижений по службе, уровень занимаемой должности.
Субъективным успехом называется совокупность суждений человека о профессиональных достижениях и результатах, он определяется параметрами удовлетворенности работой и карьерой.
Понятие успешности карьеры Д. Сьюпер связывал с успешным профессиональным самоопределением, успешной профессиональной, карьерной адаптацией, что нашло отражение в его теории профессионального самоопределения. В его работе также встречается разделение успеха на объективный и субъективный. Рассматривая успешность профессиональной деятельности, автор отмечает, что она сочетает в себе субъективные и объективные критерии. К субъективным относятся удовлетворенность жизненной ситуацией, субъективная оценка своих достижений; к объективным – стабильность работы, достигнутый статус в профессиональной среде; определенное качество жизни. В этой же работе профессиональный и карьерный успех не используются как рядоположенные понятия. Профессиональный успех здесь больше связан с самооценкой достигнутого профессионального уровня, индивидуальным восприятием человеком использования своих способностей и возможностей в конкретной профессиональной деятельности. Карьерный включает вертикальную мобильность в социопрофессиональной среде, темп, скорость, время продвижения по служебной лестнице. Соотношение объективных и субъективных оценок составляет общую оценку успешности карьеры.
В последнее время исследователи все большее внимание уделяют субъективным критериям (внутренняя удовлетворенность, осознание своей успешности), придавая большое значение собственным суждениям субъекта профессиональной деятельности. Д.М. Иванцевич, А.А. Лобанов отмечают, что успех «... не означает успеха или неудачи, кроме как в собственном суждении индивида».
Важный субъективный момент - зависимость карьерного успеха от референтной группы, к которой человек себя относит. Субъективная оценка успеха в карьерном продвижении связана и с внешними характеристиками, показателями, параметрами – с тем, что является для социального окружения символами успеха, удачи, ее воплощением.
Среди наиболее значимых критериев карьерного успеха называется: уровень занимаемой должности; карьерная мобильность; увеличение стоимости труда работника; накопление достижений. С точки зрения О.В. Москаленко, удовлетворенность работой и жизнью в целом зависит от установления соответствия между личностными характеристиками, образом «Я» и организационной средой. Такое соответствие позволяет человеку быть удовлетворенным не только от достигнутого успеха как некоторого результата, но и от самого процесса достижения цели, позволяет быть увлеченным и настойчивым в своей деятельности, и в итоге приводит к успеху и в объективном, и субъективном плане.
Карьера – это успешное продвижение работника в сферах общественной, служебной, профессиональной, научной деятельности.
Д. Холл, предлагая теорию психологического успеха, отметил, что самоутверждение человека является наиболее важной переменной процесса развития карьеры. Человек обладает высоким самоутверждением, если рассматривает себя как способного эффективно и успешно действовать в профессиональной среде. Д. Холл выделяет «карьерную» подструктуру образа «Я», которая определяется как один из аспектов личностной идентичности. Человек, обладающий компетентностью и личностными характеристиками, соответствующими его карьерной роли, достигает успеха в профессиональной деятельности, и его «карьерная идентичность» возрастает.
Таким образом, проблема успешности в течение многих лет разрабатывается в зарубежной и отечественной психологии в рамках прикладных исследований адаптированности личности, коррекции личностного развития оказания психологической помощи, эффективности индивидуальной и групповой деятельности. Исследуются культурные, тендерные и возрастные различия представлений об успехе и успешности. В настоящее время актуальной является задача изучения профессиональной и карьерной успешности. Успех в целом понимается как достижение личностью высоких результатов в общем и конкретном виде деятельности и удовлетворенность самой личности этими результатами. Активное поведение личности, ориентированное на успех, проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности и, с точки зрения Н.В. Маркеловой, может быть обозначена как высокогенерализованное свойство личности.