Тема 1. ВСТУП ДО КУРСУ

Классификация организаций социально-культурной сферы.

Наличие многообразия культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов определяет появление достаточно разнообразных видов организаций СКСиТ, способных эти потребности удовлетворять.

1. По классификации Е. Дискина существует 18 видов учреждений, осуществляющих производство и реализацию продуктов, а также три вида предприятий, участвующих в создании материально-технической базы культуры: • культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, зоопарки, досуговые центры); • выставочные залы; • театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки); • учебные заведения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические школы); • высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории, институты культуры, кинематографии, хореографические училища); • киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки); • базы и конторы проката; • киностудии; • издательства; • редакции газет и журналов; • предприятия полиграфической промышленности; • учреждения книжной торговли; • телеграфные и информационные агентства; • редакции радио и телевидения; • радиодома; • телестудии и телевизионные технические центры; • студии звукозаписи; • предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков.

Кроме того к сфере культуры и искусства были отнесены: • специализированные реставрационные предприятия и мастерские; • предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений культуры, досуга, средств массовой информации; • предприятия народных художественных промыслов.В связи с новыми явлениями в сфере культуры и досуга данный перечень можно дополнить, включив в него: • организации туризма и экскурсионного обслуживания; • новые организации шоу-бизнеса; • организации игрового и игорного бизнеса; • модельные агентства; • рекламные мастерские и агентства. 2. Классификация по формам собственности.В настоящее время, классифицируя организации СКСиТ по форме собственности, принято выделять организации, являющиеся:А) государственной собственностью:• федеральной собственностью;• собственностью субъектов Российской Федерации;• муниципальной собственностью.Б) частной собственностью:• юридических лиц;• физических лиц. 3. Классификация по виду продукта (результату деятельности).Данный признак обусловлен разнообразием продуктов, создаваемых и реализуемых организациями социально-культурной сферы (см. последующие разделы работы). Используя его, можно выделить организации: а) производящие материальные продукты. К группе следует отнести фирмы по производству компакт-дисков и компакт-кассет; художественные студии и мастерские; фабрики народных промыслов и сувениров; типографии; киностудии, а также мастерские по производству театрального реквизита и декораций, кино- и видеоаппаратуры, музыкальных инструментов, игровых автоматов и т.п.б) оказывающие материальные услуги. К группе можно отнести специализированные реставрационные предприятия и мастерские; студии аудио- и видеозаписи, фотостудии.в) предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный (в том числе финансовый) результат. Группа включает в себя все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов и компьютерных игр.г) предоставляющие преимущественно нематериальные услуги. Группа достаточно многообразна. В ней можно выделить три подгруппы в зависимости от следующих видов нематериальных услуг: культурных, образовательных и информационных. К первой подгруппе относятся: театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досуга. Ко второй — внешкольные учебные заведения эстетического образования, средние специальные и высшие учебные заведения. К третьей — библиотеки, архивы, рекламные и информационные агентства.д) осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры. В группу следует включить художественные салоны и магазины, антикварные магазины и лавки; магазины по продаже музыкальной техники, дисков и кассет; книжной торговли и т.п. 4. Классификация по целевым направлениям деятельности (по функциональному признаку).Направления социально-культурной деятельности можно разделить на две группы:А) культурное просветительство и художественное творчество:Под культурным просветительством подразумевается деятельность архивов, библиотек, лекториев, образовательная деятельность различных специальных учебных заведений, соответствующая клубная работа, некоторые виды познавательного туризма. Под художественным творчеством – деятельность учреждений искусств (театров, концертных организаций, филармоний, цирков), творческую деятельность профессиональных художников, скульпторов, мастеров художественных народных промыслов, любительское творчество (детей, подростков, взрослых) и пр. Б) отдых и развлечения.Отдыхом и развлечениями населения занимаются организации шоу-бизнеса, игорного и игрового бизнеса и другие досуговые учреждения. 5. Классификация по способу хозяйственной деятельности.Различают:А) коммерческий тип хозяйствования.Коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики; главная цель при этом — извлечение прибыли из производства и реализации конкретного продукта. Достижение значимого экономического эффекта является определяющим при формировании основных направлений деятельности, ценовой политики, финансового планирования и прогнозирования. Содержательная же сторона, т. е. социально-культурная значимость неизбежно уходит на второй план, и, в конечном счете, определяется потребительским спросом на конкретный продукт (товар или услугу). Б) некоммерческий тип хозяйствования.Некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации, государства, города; эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как «самоценных областей общественной жизни». Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, так как предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Следствие этому — убыточность, то есть неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Учреждения культуры и искусства, относящиеся к данному типу хозяйствования, являются либо бюджетными и часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней, либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций и фондов, частных пожертвований и прочих источников. В) смешанный тип хозяйствования.Смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. То есть, по сути, не получают прибыль, а перераспределяют дополнительные средства внутри предприятия. Практика показывает, что в условиях недостаточного финансирования некоммерческие организации дня получения средств на свое развитие вынуждены заниматься коммерческой, предпринимательской деятельностью, использовать смешанный тип хозяйствования. Такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с чисто некоммерческими организациями.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: