Структура мудрости как формы интеллекта по П.Бальтесу

МУДРОСТЬ
Фактуальные знания о практической стороне жизни Процедурные знания практической стороны жизни Знания, учитывающие относительность ценностей жизни Знания, учитывающие неопределенность жизни Знание контекста жизни и общественных перемен

Коэффициент интеллекта (IQ)

Развитие стандартизированных тестов интеллекта началось с работы

Альфреда Бине в начале ХХ века во Франции. Бине не пытался создать тест для

исследования IQ, он попытался выявить детей, у которых могли бы возникнуть

трудности в школе. Он анализировал способности, которые казались ему

важными для успеха в школе, а затем работал над созданием тестов, чтобы

измерять эти способности. Он искал тесты, которые бы адекватно выявляли

различия учащихся одного класса. Слишком легкие и слишком трудные тесты не

оказались достаточно полезными, потому что все испытуемые либо не

справлялись, либо справлялись с ними, поэтому возникла потребность в

создании разных тестов для каждого класса. Кроме способности различать,

основным критерием Бине, благодаря которому тот или иной тест входил в

сборник тестов Бине, была способность этого теста прогнозировать дальнейшую

успеваемость ученика в школе. Обратите внимание, что это не тот уровень

исследования, который мы теперь называем «измерением интеллекта».

Тесты Бине оказались очень успешными и были очень быстро взяты на

вооружение Английскими и Американскими психологами. Результаты тестов были

закреплены в одном понятии, т. н. «коэффициент интеллекта» или IQ.

Исторически IQ был обозначен как пропорция умственного развития и

хронологического возраста умноженная на 100. В наше время IQ измеряется

иными способами, но все еще по шкале в 100 единиц со стандартным

отклонением 16.

Обращаясь к тестам Бине, дающим представление об IQ, психологи не

просто перевели их на английский язык и применили для изучения детей, но

пошли дальше. Они отказались от детализированных данных Бине об

использовании различных способов измерения, и выработали идею о

тестировании интеллекта и концепцию IQ со следующими представлениями о

тестах IQ и о том, что они измеряют:

1. Тесты это гораздо большее, чем простые показатели успеваемости в

школе; они измеряют фундаментальные интеллектуальные способности.

2. В основе этих способностей лежит обобщенный фактор (обычно

называемый «g»). Этот фактор – общее развитие интеллекта.

3. Общее развитие интеллекта передается генетически, что и отмечено в

концепции. Повторные измерения могут давать различные результаты из-

за ситуативных факторов или ошибок во время вычислений, но

теоретически, абсолютно правильные вычисления всегда давали бы один

и тот же результат во время изучения одного и того же индивида.

4. И индивидуальные и групповые различия всегда четки и неизменны.

Различия в учебном опыте или возможностях могут повлиять на

показатель исчисляемого интеллекта, но не на сам интеллект.

5. Интеллект – это не просто статистический показатель академических

достижений. Это их источник, обычно самый важный источник. Поэтому

факт, что студенты не достигают тех результатов, спрогнозированных с

помощью тестов IQ, может привести нас к выводу, что неуспевающие

просто не работают в полную силу.

Эти положения прекрасно совместимы для создания содержательной

теории. Однако ни один из них не является правильным, по меньшей мере,

будучи выраженным в такой непримиримой форме. Люди обладают многими иными

интеллектуальными способностями, многие из которых прекрасно коррелируют

друг с другом (Horn, 1986). Хоть IQ тесты и могут давать один результат,

они измеряют не одну отдельную способность. Нет никакого соответствия между

результатами IQ тестов и масштабами эффективно функционирующего мозга или

его отдельной частью, и нет отдельного качества, называемого «интеллект»

(Lohman, 1993, Sternberg, 1986).

Исследователи широко расходятся в дефиниции интеллекта, и еще нет ни

одного стандартного определения, с которым бы все согласились. Например,

одни исследователи акцентируют внимание на том, что интеллект это

способность к приобретению новых умений (см., например, Glaser, 1986),

другие же изучают социальные аспекты интеллекта (Goodnow, 1986). Многие

психологи отмечают, что интеллект имеет многостороннюю структуру. Например,

Сноу (1986) предлагает шесть аспектов интеллекта: (1) мышление, основанное

на знании (использование организованного знания в целенаправленном

мышлении); (2) понимание предполагает, что индивиды не только чувствуют и

знают, они также знают, что они имеют вышеуказанный опыт (e.g. способность

размышлять над пережитым опытом); (3) приспособительная целенаправленная

борьба (индивид может, приспосабливаясь, менять стратегии для использования

силы и т.д.); (4) плавное аналитическое рассуждение (напр. узнавание

различных сторон проблемы и интеграция информации); (5) мозговая игривость

(не все проблемы даны, но индивиды могут создавать интересные цели, чтобы

впоследствии их достигать; (6) идиосинкразическое обучение (люди отличаются

не только от других и не только в том, как они решают проблемы, даже их

подходы к проблемам могут варьироваться во времени). Очевидно, что

концепция интеллекта заключает в себе много уровней и дефиниций интеллекта.

Разнообразные концепции интеллектуальных способностей

Как отмечает Грегори (1987), в том, как мы думаем об интеллекте, есть

примечательный парадокс. Некто, использующий специальное знание (напр.

инженер, строящий мост), часто воспринимается как интеллектуал. Однако,

люди, которые преуспевают без специального знания, тоже считаются умными.

Грегори пишет: «таким образом, мы приписываем наличие высокого уровня

интеллекта и когда знание есть, и когда его нет». С этого угла зрения видно

два значения интеллекта: (1) данное знание или информация; (2) способность

находить или создавать знание.

На данный момент тесты Стэнфорда-Бине и Уэшслера являются наиболее

надежными и чаще используемыми во всем мире. Эти тесты подразделены на

части: вербальные задания (общая информация, словарный запас, серии цифр

для запоминания, арифметические задания, задания на нахождение различий и

т.д.) и активные задания (нахождение частей рисунка, расположение картонных

фигурок в правильном порядке, решение головоломок и т.д.).

Изменения в IQ

IQ не является неизменной величиной. Хонзик, Макфарлейн и Аллен

(1948) обнаружили в ходе лонгитюдных наблюдений, что этот коэффициент

скорее склонен меняться, чем оставаться на одном уровне в течение всей

жизни человека.

Большинство исследуемых повысили свой коэффициент интеллекта, по

меньшей мере, на 15 пунктов, треть из них – на 20 и более.

Стоит отметить, что изменения не были случайностью. Дети с высоким

социально-экономическим статусом (СЭС) имели склонность к удержанию IQ на

прежнем уровне или к его повышению. У детей с низким социальным статусом –

наоборот.

Первые проявляли себя как независимые, конкурентоспособные в учебе,

целеустремленные и удачливые в решении проблем.

Связь интеллекта с другими индивидуальными пара­метрами всегда в центре острых дискуссий. Здесь выделя­ется две проблемы, последовательно сменяющие друг друга в ходе научного обсуждения. Первую часть дискуссии, по­священную взаимовлиянию интеллекта и личности, нача­ли еще ЛТернстоун и Р.ГСэттел, обнаружившие тесное переплетение некоторых личностных свойств с интеллек­туальными особенностями. Вторая проблема носит, скорее, идеографический характер и связана с изучением интраиндивидуальных условий развития интеллекта.

Сегодня среди когнитивных психологов существует до­вольно четкая общая позиция в определении того, какая психологическая реальность скрывается за конструктом "интеллект". Опрос шестисот экспертов) показал, что 99,3% из них согласны «том, что интеллект связан с абстрактным мышлением или ло­гикой, 97.7% считают очевидной связь интеллекта с ре­шением проблем, 96.0% полагают, что интеллект связан со способностью приобретения знаний. Однако менее оче­видной и требующей тщательной проверки является связь интеллекта с другими, не-когнитивными, характеристи­ками индивидуальности.

Тревожность (нейротицизм) и интеллект. Эти два показателя отражают соответственно энергетический и ин­формационный аспекты активности субъекта. В тревожно­сти, как одном из проявлений важнейшей черты темпера­мента — эмоциональной нестабильности — отображается также интенсивность эмоционально-волевых процессов. Представляет интерес сопоставление показателей тревож­ности с показателями умственной продуктивности (опре­деляющейся в рассматриваемом исследовании по тесту Р.Кэттелла). Результаты факторного анализа обнаруживают интересную коллизию — в одних случаях соотношение по­казателей интеллекта и тревожности тяготеет к реципрокности (т.е. проявлению разнонаправленных тенденций — "чем больше одного, тем меньше другого"), а в других — к синергичности (однонаправленные изменения, отража­ющиеся в положительном знаке коэффициента корреля­ции).

Темперамент и интеллект. Развиваемая в рамках фор­мального подхода к изучению индивидуальности гипотеза о существовании единого базового механизма формирова­ния темперамента и общих способностей проверялась в сравнительном исследовании взаимосвязей темпераментальных и интеллектуальных показателей у детей и взрос­лых. В основу проверяемой гипотезы было положено представление о существовании первич­ных задатков — генетически фиксированного сочетания всех природных свойств человека, изначально формирую­щих свойства темперамента, выступающие, в свою оче­редь, в качестве задатков второго уровня, детерминирую­щих развитие общих способностей. Различие в механизмах формирования темперамента и свойств общих способностей заключается в более содержательном характере последних, что связано с динамическими возможностями когнитив­ной сферы, обусловленными объемом усвоенных знаний, умственными навыками и операциями. Полученные дан­ные свидетельствуют о взаимодействии темперамента и способностей прежде всего через характеристики актив­ности — эргичность, пластичность и темп. В то же время плотность связей между двумя изучаемыми подструктура­ми индивидуальности оказалась в зависимости от двух па­раметров — возраста (у подростков связь темпераментальных и интеллектуальных показателей оказалась более значимой) и уровня умственного развития (чем выше ин­теллект, тем слабее связи между изучаемыми признаками индивидуальности).

Личность и интеллект. В последние два десятилетия об­наруживается тенденция ко все более расширенному тол­кованию концепта "интеллект", содержание которого на­чинает выходить за границы только когнитивной сферы.

Говард Гарднер определяет интеллект в терминах многочисленных способностей, каждая из которых является важ­ной для достижения адекватности и успешности в опреде­ленной сфере жизнедеятельности. Ценность каждого ком­понента интеллекта определяется конкретными обществен­ными нормативами, которые поощряют или не поощряют развитие следующих интеллектуальных способностей {Gardner, I983):

* лингвистических

* логико-математических

* пространственных (ориентация в пространстве на ос­нове психических образов)

* музыкальных

* телесно-кинестетических

* интер(или меж-) личностных (понимание других)

* интраличностных (понимание себя).

Эти семь интеллектуальных компонентов отражают все аспекты человеческого потенциала, обеспечивая адапта­цию и развитие. Помещенные в культурный контекст, они выявляют имплицитные общественные установки. ГТарднер полагает, что развитие первых двух способностей из списка характеризует западное общество в целом, а для изолированных небольших социумов (например, жителей маленьких островов) специфична ориентация на разви­тие межличностной компетентности.

В другой интерпретации интеллекта указывается, что его традиционные определения слишком узки и не вме­щают таких аспектов как счастье, личностный успех или гармония с обществом. Эти компоненты были учтены в базовой модели эмоционального интеллекта, которая акцентировала внимание на пяти типах способностей — знание об эмоциях, управление эмоциями, распознавание эмоций у других, умение моти­вировать себя, сонладание с социальными отношениями. Более полная концепция, формулируется в терминах эмоционального интел­лекта, который включает набор не связанных с 1Q (intelligence quotient) признаков, существенных, однако, для успешности в профессиональных, межличностных и близких отношениях. Согласно этой концепции, EQ (emotion quotient) вычисляется как сумма показателей семи способностей: самоосознанности, самомотивированности, устойчивости к фрустрации, контролем за импульсами, регуляцией настроения, эмпатией, оптимизмом. Также как IQ является предиктором академической успеваемости, уровень EQ позволяет говорить о вероятности жизненного успеха.

58 Феномен креативности

Возможность достигнуть выдающихся результатов обусловлена не только уровнем развития общих и спе­циальных способностей, но, прежде всего, их соотно­шением с другими индивидуальными свойствами (в пер­вую очередь мотивационными факторами) и предостав­ляемыми средой возможностями. В многомерных моделях таланта подчеркивается интерак­тивный характер взаимодействия между личностными предпосылками, когнитивными и экопсихологическими переменными.

Все более очевидной становится связь таланта с осо­бенностями личности. Концентрированное выражение эта точка зрения получает, например, в концепции креа­тивной активности личности (Богоявленская, 1983), со­гласно которой можно говорить о существовании особо­го симптомокомплекса (типа) свойств, благоприятству­ющих развитию таланта. Таковы, например, стремление выйти за пределы нормативной активности, что соот­ветствует конструкту "поисковой активности" и "поиску ощущений". Данные многих других исследований также позволяют рассматривать талантливость как переменную, связанную с личност­ным уровнем в структуре индивидуальных свойств.

На современном этапе изу­чения феномена креативности продуктивнее, наверное, говорить о том, какими факторами НЕ обусловлена эта особенность человеческой психики, чем о том, какие за­кономерности лежат в ее основе.

Скорость и вариативность vs метафоричность

Ученые, работающие над созданием искусственного интеллекта, предположили, что вариативность и скорость вычислений позволит создать компьютерную программу, близкую к понятию "креативность", В 1996 году чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров оказался "лицом к лицу" с наиболее мощной на сегодняшний день программой ис­кусственного интеллекта Deep Blue (что с иронией мож­но было бы перевести как "Сильно Задумчивый") — и потерпел поражение в первом раунде. Искусственная шах­матная программа была способна проанализировать сто миллионов возможных игровых комбинаций в секунду. Однако в ходе игры Каспаров, проанализировав сами иг­ровые стратегии, обнаружил, что компьютер лучше игра­ет, когда его человеческий партнер использует типичную атакующую, агрессивную тактику, но оказывается менее эффективным, если человек выбирает более консерватив­ный подход. Скорость и вариативность ока­зались менее связанными с общей продуктивностью, чем способность к метаанализу и построенная на метафоре оценка действительной ситуации.

Интеллектуальность vs оригинальность

Для измерения креативности, как правило, применяются тесты, выявляющие необычность, оригинальность восприятия и мышления у креативов по сравне­нию со стандартностью и распространенностью данных ответов у считающихся не-креативами субъектов. Наиболее интересным представляется сопоставление уровня необычных и неожиданных, отве­тов, относящихся к явным признакам креативности, с показателями IQ. С этой целью было проведено обследо­вание студентов, по результа­там которого выявились две непересекающиеся группы: не-креативы с очень высоким уровнем IQ (свыше 150) и креативы с гораздо меньшим (хотя и выше среднего) уровнем IQ (около 127 баллов). Был также проведен тест измерения достижений в обучении, включающий важ­ные для академической успеваемости задания (анализ прочитанного, лингвистические навыки, грамотность и пр.). Ожидалось обнаружить разницу в тесте достижений между двумя группами, обусловленную весьма суще­ственной разницей (в 23 балла!) в уровне тестируемого интеллекта. Однако никакой разницы в успешности не было выявлено. Креативность оказалась фактором, ко­торый не фиксировался с помощью стандартных тестов интеллекта.

Другими словами, если при организации приема в университеты ориентироваться на группу студентов, за­нимающих верхние 20% на шкале интеллекта, можно по­терять 70% креативов.

Креативность vs регламентированность

Выявленная реципрокная зависимость между креатив­ностью и регламентированностью поведения характер­на не только для тестовых, но и для широкого круга жизненных ситуаций. При этом одно важное обстоятель­ство играет решающую роль — "свободные условия толь­ко создают возможности для проявления креативности, проявляется же креативность, с нашей точки зрения, лишь в результате осознанной потребности в творчестве.

59 Классификация как научный метод

Составление типологий и классификаций ‑ один из наиболее древних общенаучных методов познания мира. В рамках нашей науки психологический смысл выделяемого типа (класса) состоит в том, что, если в некоторой группе людей устойчиво наблюдается сочетание каких-либо признаков, это сочетание рассматривают как «типичное» для группы, как симптомокомплекс, и каждого человека, у которого он отмечается, начинают относить к этой группе. В качестве характеристики человека при этом выступает название соответствующего типа (например, «истероид»), а содержание раскрывается описанием типичного, усредненного представителя.

Типологический подход предполагает понимание личности как целостного образования, не сводимого к комбинации отдельных черт. То есть обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых. Наиболее известными являются типологические описания личности, предложенные К.-Г.Юнгом, К.Леонгардом и другими психологами, в основном ориентированными на практику.

Типологии ‑ это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако слабым местом типологии является пренебрежение к особенному, индивидуальному в каждом человеке: ведь все то, что не относится к симптомокомплексу, остается за рамками рассмотрения. Поэтому в человеке отмечается наиболее типичное, но, вполне возможно, не самое существенное.

Типологии могут быть эмпирическими и теоретическими. Эмпирические основывались на наблюдениях исследователей, обладающих тонкой практической интуицией, в силу чего они и выделяли сцепленные признаки, лежащие в основе каждого типа. Это могут быть как однородные, так и разнородные признаки ‑ например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистической проверке, как правило, эмпирические типологии не подвергались.

Научные классификации должны удовлетворять нескольким требованиям.

Во-первых, ее классы должны исчерпывать все множество классифицируемых объектов. То есть, например, для классификации характеров человека признака «нервность» недостаточно: люди спокойные выпадут из рассмотрения, окажутся не принадлежащими ни к одному классу, поскольку понятие «нервность» может быть применено только к неспокойным, неуравновешенным людям.

Во-вторых, каждый объект должен попасть в один и только в один класс, иначе начнется путаница. Например, если мы хотим разделить всех людей на психически больных и здоровых, надо заранее договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса.

В-третьих, каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака. Например, если в геологии классифицируют камни, то их сначала следует разделить по цвету и только потом ‑ по твердости (или наоборот), но не по обоим этим признакам сразу. Это требование ‑ не такое важное, как два первых, но его невыполнение тоже обычно приводит к путанице.

Для обобщения по группе испытуемых чаще всего используют математический метод автоматической классификации. Однако даже вполне научная классификация может оказаться неинтересной и бесполезной.

60 Психологические типы по К.-Г.Юнгу

Тип Основные особенности
Экстравертные рациональные типы. То, что делают, ‑ разумно; то, что происходит, ‑ иррационально Экстравертный рациональный (мыслительный) тип Ориентирован на объективную действительность, представленную в ее интеллектуальной форме. Подавляются все зависящие от эмоций проявления. Чувства чрезмерно эстетизированы
Экстравертный эмоциональный (чувствующий) тип Ценят и любят все, что соответствует объективно хорошей оценке («разумные» браки). Подавляются логические доводы. Чаще всего отмечается среди женщин
Экстравертные иррациональные типы. Объективно происходящее переживается как закономерное; присутствует чувство существующего согласия, даже если оно и противоречит разуму Экстравертный сензитивный (ощущающий) тип Руководствуется реалистическим чувством факта. Связанность с объектом может быть беспредельной, приводя к компульсиям и высвобождая навязчивые предчувствия (в результате подавления интуиции)
Экстравертный интуитивный тип Психическое приспособление происходит естественно и почти бессознательно; мышление, восприятие и чувства подавляются. Ощущения ‑ лишь опора для созерцания. Интуиция стремится к наиболее полному открытию возможностей, поэтому перенос с одной ситуации на другие затруднен, а факты уходят от субъекта
Интровертные рациональные типы. Разумное суждение основывается не на объективном, а на субъективном факторе, что нередко производит впечатление эгоизма Интровертный рациональный (мыслительный) тип Находится под влиянием идей субъективного происхождения. Холодное отношение к объектам (И.Кант). Переоценка себя как субъекта мышления сопровождается страхом перед другими людьми (особенно противоположного пола)
Интровертный эмоциональный (чувствующий) тип «Гармонически стушеванные», находятся во власти непонятных другим чувств. Чаще всего отмечается у женщин. Если чувство, поднимаясь до уровня Эго, начинает подпадать под объективные оценки других, возможны неврозы по типу истощения
Интровертные иррациональные типы. Мало доступны для обсуждения. С рациональной точки зрения наименее бесполезны для практической жизни, но в контексте исторического развития ‑ двигатели культуры Интровертный сензитивный (ощущающий) тип Ориентируется преимущественно по интенсивности субъективной части ощущения (нарушена пропорциональность между объектом и ощущением). Человек поступает согласно своим бессознательным образцам. Вращается в мифологическом мире. Подавленная интуиция может прорываться в сознание в форме истерических представлений об объектах, приводящих к истощению
Интровертный интуитивный тип Ясно воспринимает все происходящее на задних планах сознания, открывает новые возможности без связи между объектом и собой. Находится во власти архетипов, мистик-мечтатель. Возможны навязчивости ипохондрического содержания, основывающиеся на прорыве чувствующего экстравертного начала

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: