Разучивание стихотворения
Составление рассказа по сюжетной картинке
(картинка вывешивается на доску)
- Кого вы видите на картинке? (Двух девочек).
- Чем они заняты? (Ухаживают за клумбой с цветами).
- Составьте рассказ об этих девочках.
- Давайте послушаем, что у вас получилось. (Выслушивается несколько рассказов детей).
- Послушайте стихотворение. (Чтение сильным учеником с доски).
Т. Собакин
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
- О чем это стихотворение? (О бережном отношении к природе).
- К чему призывает автор каждого из нас? (Не рвать цветы).
- Что может исчезнуть из жизни, если мы сорвем все цветы? (Красота и доброта).
- Давайте хором прочитаем стихотворение и выучим его наизусть.
6. Языковая и орфографическая пропедевтика
– Прочитайте предложение: Цыпленок Цып любит цветы.
– Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы. (Цыпленок – начало предложения, Цып – имя цыпленка.)
– Прочитайте предложение.
– Прочитайте предложение так, как будто вас оно удивило. (Цыпленок Цып любит цвет!)
– Прочитайте предложение так, как будто вы не уверены и спрашиваете. (Цыпленок Цып любит цветы?)
– Какие еще знакомые виды орфограмм вам встретились в этом предложении? (Слова пишутся раздельно, ставится знак конца предложения, слова «цыпленок» и «Цып» пишутся с буквой «ы»).
– Найдите слова с безударными гласными звуками. (Цыплен о к, люб и т, цв е ты).
7. Итого урока
– Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились на уроке. (Со звуком [ц].)
– Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, глухой, твердый, непарный.)
– Сколько вариантов чтения имеет этот звук [ц]? (Всегда один.)
– С какими буквами познакомились на уроке? (Большой маленькой печатными буквами «Ц», «ц».)
– Молодцы, ребята.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА
После смерти пророка Мухаммеда в 632 году было создано государство, получившее название Праведный халифат. Халифат последовательно возглавляли четыре халифа, особо почитающихся мусульманами и называемых праведными: Абу Бакр (572–634), Умар (Омар) ибн аль-Хаттаб (585–644), Усман (Осман) ибн Аффан (574–656) и Али ибн Абу Талиб (600–661). Территория халифата включала Аравийский полуостров, Сирию, Палестину, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.
В 30-х годах VII века халифат нанёс своим главным противникам – Византии и Персии – сокрушительное поражение. В 639 году начался поход арабов в Египет, завершившийся полным его завоеванием. После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али в 661 году трон халифата заняла династия Омейядов и столица халифата была перенесена в Дамаск.
В результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее – в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году арабы вторглись на Пиренейский полуостров, однако при дальнейшем продвижении по Европе на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье (Франция) и остановили своё продвижение вглубь Европы.
В VIII–IX веках в исламе возникло мистическое течение – суфизм.
Суфизм – мистико-аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии.
В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ею, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами.
К началу X века от Арабского халифата откололись Северная Африка, Пиренейский полуостров и восточные территории от Ирана до Индии.
Тяжелые испытания выпали на долю ислама в XIII веке в связи с монгольским нашествием, разрушившим среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата. Но монгольские завоеватели уже во второй половине XIII века приняли ислам, а в XIV веке их держава прекратила существование.
В XV веке реконкиста привела к падению мусульманских государств на Пиренейском полуострове, но в то же время возникла могущественная Османская империя, под влиянием которой в период расцвета в XVI–XVII веках оказалась территория включающая Малую Азию (Турцию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы.
К концу XIX века в исламе наметились две тенденции — консервативная и модернистская. Консерваторы призывали возвратить ислам к его исходному основанию, вернуться к буквальному пониманию священных текстов и завещанной пророком теократической власти. Модернисты стремились приблизить отдельные положения ислама к реалиям современного мира.
К концу XIX в. почти все мусульманские страны были превращены либо в колонии европейских стран, либо в зависимые от них государства. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь ХХ век. Возник политический ислам (исламизм). Он укрепил свои позиции после исламской революции 1978–1979 годов в Иране. Радикализация мусульман привела к появлению исламистского терроризма.
По мнению некоторых религиоведов, в настоящее время ислам является «наиболее быстро растущей религией в мире». Общее количество мусульман составляет, по разным оценкам, от 1,2 миллиарда до 1,57 миллиарда (в 1990-е годы число последователей ислама достигло одного миллиарда человек). Быстрыми темпами растёт мусульманское население традиционно христианских регионов – Западной Европы и Северной Америки. С 1950 по 2000 год доля мусульман в населении Западной Европы утроилась, а в американском – выросла в 14 раз. Сейчас в Западной Европе, по разным данным, насчитывается от 14 до 20 миллионов мусульман, то есть от 4 до 6 % населения. Продолжается экспансия ислама и в Африке, например, очень заметно растёт число мусульман на традиционно христианском юге Нигерии.
Увеличение численности мусульман в Западной Европе происходит в основном за счёт иммиграции и естественного прироста мусульманского населения. Но также происходит обращение в ислам немусульман. Французские статистические органы склонны считать, что в Европе каждый год обращается в ислам не меньше 50 тысяч человек. В США число новообращенных в ислам растёт гораздо быстрее при более скромных масштабах мусульманской иммиграции. По данным Американского мусульманского альянса, ежегодно в ислам обращается 135 тысяч человек, в основном афроамериканцы.