ПЛАН
Организация милиции в Российской Федерации
Органы внутренних дел, их задачи и структура
Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным
Указом Президента РФ от 18 июля 1996 года № 1039
[2], на МВД возлагаются основные задачи:
- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и
свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм
собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений
и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию
преступлений;
- обеспечение исполнения уголовных наказаний;
- руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях
выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их
деятельности;
- совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов
внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и
|
|
некоторые другие.
Правовой основой деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации,
федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения
Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства
Российской Федерации, принципы и нормы международного права, международные
договоры Российской Федерации, Положение о Министерстве внутренних дел
Российской Федерации, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты
МВД РФ.
В соответствии с возложенными задачами МВД Российской Федерации определяет
основные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел,
разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их
деятельности, участвует в формировании и выполнении государственных
федеральных целевых программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с
преступностью.
Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел является
милиция, осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в
Российской Федерации. Правовой основой ее деятельности является принятый 18
апреля 1991 г. Закон РСФСР «О милиции»[3].
С принятием этого закона в деятельности правоохранительных органов, и прежде
всего милиции, произошел ряд кардинальных изменений. Принятие Закона о милиции,
можно сказать, означает, что «процессы демократизации привели, наконец, к
широкому осознанию давно уже признанного международным сообществом положения, в
соответствии с которым должностные лица, стоящие на страже закона, должны быть
|
|
свободны в своей деятельности от политических пристрастий, сохраняя при любых
условиях «политический нейтралитет» и служа лишь закону и народу»
[4].
В Законе о милиции (ст. 2) в известной мере была воплощена идея
деуниверсализации милиции, что позволило оставить за ней решение всего пяти
задач:
- обеспечение личной безопасности граждан;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- раскрытие преступлений;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- оказание помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным
лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в
осуществлении их законных прав и интересов.
В соответствии с Законом о милиции она подразделяется на криминальную милицию
и милицию общественной безопасности (местную милицию).
Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и
раскрытие преступлений, по которым предварительное следствие обязательно (т.
е. наиболее опасных преступлений); организация и осуществление розыска лиц,
скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, и иных лиц в случаях,
предусмотренных законодательством.
В отличие от криминальной милиции милиция общественной безопасности (МОБ)
призвана решать следующие основные задачи: обеспечение личной безопасности
граждан; охрану общественного порядка и обеспечение общественной
безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных
правонарушений; раскрытие и расследование преступлений, по делам о которых
производство предварительного следствия не обязательно; оказание в пределах
компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям,
организациям и общественным объединениям.
проведения практического занятия по отдельной дисциплине
«Физическая культура»