Методическое обоснование

Задачи урока

Конспект урока №4

Дата проведения: 11.03.2013

Предмет: Литература. Лицей №11, класс 6 «А»

Ф.И.О. студента: Горбунова Анастасия Александровна, 4 курс, 2 группа

Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Ерилова Анна Филипповна

Программа, по которой работает учитель: «Литература 6 класс» под редакцией Беленького Г.И.

Тема урока: В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Особенности повествования (рассказ от первого лица).

Цель: раскрыть черты характеров главных героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе», рассмотреть особенности повествования в повести (рассказ от первого лица).

Обучающие:

- создать условия для осмысления 8-9 глав повести В. Г. Короленко “Дети подземелья”, понимания тех изменений, которые происходят в сознании главных героев в период нравственного взросления

- восстановить знания школьников о понятиях: образ, характер, главные герои, описание внешности, особенности повествования от первого лица.

- отрабатывать технику чтения, работать над увеличением объёма памяти через мыслительную деятельность,

- расширить представление школьников о приемах, способах изображения доброты, уважения.

Развивающие:

- развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово;

- развивать умение слушать и выделять самое главное;

-развивать умение грамотно строить монологический ответ

Воспитывающие:

- воспитывать сопереживание, сочувствие;

- воспитывать у учащихся чувства доброты, нравственности;

- воспитывать интерес к чтению художественного текста

План урока:

1. Организационный этап – 3 мин.

2. Повторение – 10 мин.

3. Изучение новой темы - 20-25 мин

4. Обобщение изученного – 10 мин.

5. Домашнее задание – 1 мин.

6. Итог урока – 2 минуты

Данный урок является четвёртым в изучении темы «В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Всего на изучение этой темы авторами планирования отводится 6 уроков. Целью этого урока является – создать условия для осмысления 8, 9глав повести В. Г. Короленко “Дети подземелья”.

Посредством сжатого пересказа ребята восстанавливают содержание 8,9 глав повести. Затем учитель беседует с учениками по содержанию этих глав. В беседе учитель с учениками выясняют, как в истории с куклой раскрывается характер Васи, его сестры Сони, как изменяется после этой истории отношения Васи с его отцом, прослеживают, как повлиял на сближение отца и сына Тыбурций. Мы узнаём, что Тыбурций также открывает глаза отцу Васи на сына, как когда он заставил посмотреть по-другому Васю на своего отца.

Далее учитель с учениками рассматривает особенности такой формы повествования как «рассказ от первого лица», выясняют, почему автор выбрал именно эту форму для написания своего произведения

В качестве домашнего задания школьникам предлагается прочитать теоретический материал по теме следующего урока «Литературный портрет героя» и найти портреты главных героев в повести. Данное задание мотивирует учащихся к повторному прочтению всей повести, способствует развитию умения выделять из прочитанного самое главное.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный этап Метод: слово учителя; Приём: приветственное слово учителя. - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Метод: слово учителя; Приём: вводное слово учителя. -Сегодня мы продолжим наше знакомство с В.Г. Короленко и его повестью «В дурном обществе» Ребята, открываем тетрадь, записываем дату, тему урока: «Одиннадцатое марта. В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе».Рассказ от первого лица» Слушание: глобальное, не оценочное, нерефлексивное.
2. Повторение Метод: слово учителя; беседа Приём: ведущее слово учителя, репродуктивная беседа Ребята, на прошлом уроке мы рассмотрели с вами, как развивается дружба Васи с ребятами из подземелья. Почему Вася так привязался к этим детям? Что находит он в общении с Валеком и Марусей? Что помогли увидеть и понять Васе друзья из подземелья? Докажите, что Вася – настоящий друг, что ему не чужды доброта, уважение. Говорение. Жанр: ответ по предмету Вася нашёл в них любовь и понимание. Его ждали, беспокоились, когда он почему-то не приходил, ему радовались, с ним общались Они стали для него настоящей семьёй. Благодаря «дурному обществу», Вася сумел познать закон сердца, открыть в своём сердце милосердие, сострадание, доброту. Мальчик и на отца своего взглянул по-другому – понял, что он не суровый, строгий человек, таковым его заставляет быть его «господин» - закон Несмотря на то что Валек и Маруся принадлежат к «дурному обществу», Вася не отказался от дружбы с ними, он, как и обещал, никому не рассказал о месте их обитания. Вася также ценил возникшую дружбу. Ему в жизни очень не хватало дружбы, внимания, душевной близости, настоящих друзей. Вася по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца.
3. Изучение нового материала Метод: слово учителя; пересказ Приём: ведущее слово учителя, сжатый пересказ Ребята, дома вам нужно было прочитать повесть «В дурном обществе» до конца. Кто прочитал? Кратко перескажите, что происходило в 8 главе и в заключении. Метод: слово учителя; беседа Приём: ведущее слово учителя, эвристическая беседа Ребята, на прошлых уроках мы говорили, что Вася – добрый, милосердный человек, что он всё готов сделать ради друзей. Скажите, как характеризует Васю история с куклой? Почему Вася попросил куклу у Сони, своей сестры? Приведите примеры из текста. (Слайд 1) Как повела себя Соня в этой ситуации? Какое впечатление у вас сложилось о Васиной сестре после истории с куклой? Чем эта кукла стала для Маруси? Прочитаем описание состояния Маруси в момент, когда Вася принёс куклу. (Слайд 2, 3) Когда Вася нес куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча? Почему Вася не смог забрать куклу у Маруси, даже потому что ему грозило наказание? Как это характеризует Васю? (Слайд 4) Каким описывает автор состояние отца и Васи накануне их разговора? Подтвердите примерами из текста Да, мы видим, что отец и сын в этой сцене близки к взаимной ненависти. Прочитаем эпизод разговора отца с Васей по ролям. Почему для Васи было так важно не сказать, кому он отдал куклу? (Слайд 5) Что Вася чувствует в эти минуты по отношению к своему отцу? Кем он себя ощущает? Приведите примеры из текста. И в эти страшные для Васи минуты к ним в дом приходит Тыбурций. Ребята, как вы думаете, почему Тыбурций не побоялся прийти в дом к судье? Приведите примеры из текста. Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну? Приведите примеры из текста. (Слайд 6) Что заставило отца сказать Васе: «Я виноват перед тобой, мальчик..»? Как характеризует отца его поступок по отношению к Тыбурцию? Почему он решил его отпустить? Какие чувства испытал Вася, прощаясь с Марусей? Какой вывод мы можем сделать? Прочитаем последние страницы повести. Обратите внимание на то, как описывается город Княжье-Вено после ухода из него «дурного общества» и что становится противоположностью этому городу? Итак, как описывается город после ухода из него «дурного общества»? Метод: слово учителя; Приём: инструктирующее слово учителя, Сделайте таблицу сравнения. В первую колонку запишите слова, характеризующие город, а во вторую – могилку Сони. Метод: слово учителя; беседа Приём ведущее слово учителя, эвристическая беседа Хорошо, ребята, а как вы думаете, почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси, думали, делились мыслями, давали обеты? Какие это были обеты? (Слайд 7) Метод: слово учителя; Приём: обобщающее слово учителя, Хорошо! Ребята, вот мы и закончили чтение повести. Какие уроки преподнёс нам Владимир Галактионович Короленко своим произведением? Метод: слово учителя; беседа Приём ведущее слово учителя, эвристическая беседа Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что эта повесть отличается от других произведений тем, что в ней совсем иначе ведётся повествование. Кто рассказывает нам эту историю? Да, такая форма повествования называется «рассказ от первого лица». Прочитаем статью в учебнике на странице 74. Подумайте, когда мы употребляем слово «автор», а когда – «рассказчик», говоря о повествователе? Итак, ещё раз повторяю вопрос: «Когда мы употребляем слово «автор», а когда – «рассказчик», говоря о повествователе?» Хорошо, запишите в тетради определение понятия «автор», «рассказчик» и «рассказ от первого лица» (слайд 8) Автор – повествователь, который как бы со стороны видит своих героев, описывает их чувства, характеры. Рассказчик -это тот человек, который сам участвует в описываемых им событиях. Рассказ от первого лица –форма повествования, в которой рассказчик сам является участником или свидетелем описываемых им событий. Как вы думаете, почему Короленко избрал в этой повести такую форму повествования? Хорошо, ребята, молодцы. Вы правы! Действительно, форма рассказа от первого лица помогает автору описать чувства главного героя. Согласитесь, что и нам читать повесть легче было читать, потому что главный герой повести – мальчик Вася – примерно ваш ровесник. Такое могло произойти с каждым из вас. Создалось ли у вас впечатление при чтении повести, что вы слушаете рассказ своего друга? Говорение. Жанр: ответ по предмету Наступает осень, и Маруся заболевает. Чтобы как-то развлечь больную девочку, Вася решается попросить на время у Сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. Соня соглашается. Маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше. К судье несколько раз приходит старый Януш с доносами на членов «дурного общества». Он рассказывает, что Вася общается с ними. Нянька замечает отсутствие куклы. Васю не выпускают из дому, и через несколько дней он убегает тайком. Марусе становится все хуже. Обитатели подземелья решают, что куклу нужно вернуть, а девочка этого и не заметит. Но увидев, что куклу хотят забрать, Маруся горько плачет... Вася оставляет ей куклу. И снова Васю не выпускают из дому. Отец пытается добиться от сына признания, куда он ходил и куда делась кукла. Вася признается, что куклу взял он, но более не говорит ничего. Отец в гневе... И вот в самый критический момент появляется Тыбурций. Он несет куклу. Тыбурций рассказывает судье о дружбе Васи с его детьми. Тот поражен. Отец чувствует себя виноватым перед Васей. Словно рухнула стена, долгое время разделявшая отца и сына, и они почувствовали себя близкими людьми. Тыбурций говорит, что Маруся умерла. Отец отпускает Васю проститься с ней, при этом он передает через Васю деньги для Тыбурция и предостережение: главе «дурного общества» лучше скрыться из города. Вскоре почти все «темные личности» куда-то исчезают. Остаются лишь старый «профессор» и Туркевич, которому судья иногда дает работу. Маруся похоронена на старом кладбище возле обвалившейся часовни. Вася с сестрой ухаживают за ее могилкой. Иногда они приходят на кладбище вместе с отцом. Когда же Васе и Соне приходит время оставить родной город, над этой могилкой произносят они свои обеты. Говорение. Жанр: ответ по предмету Вася видел, что Маруся умирает, ему хотелось хоть как-то скрасить последние дни его маленькой приятельницы. И так как его игрушки уже не веселили её, мальчик решается попросить у Сони её самую лучшую куклу, подарок покойной матери. Соня сначала не хотела отдавать куклу, но когда Вася рассказал ей о маленькой больной девочке, «у которой никогда не было своих игрушек», Соне стало жаль её, и она отдала брату на время свою куклу. Эта история говорит о Соне, как о ребёнке, которой также не чужды жалость, сострадание, сочувствие. Кукла оживляюще подействовала на Марусю: «Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку…» Януш рассказал старой няньке о том, что видел Васю, когда тот шёл к своим друзьям. Старая нянька сзаметила пропажу. И хотя отец прогнал Януша, Васе он запретил уходить из дома. Вася увидел, насколько дорога эта игрушка для Маруси, он не захотел лишить её «первой и последней радости». Поэтому он решил не забирать куклу у девочки. Это ещё раз говорит о том, что Вася – настоящий друг, что он заботиться о своих друзьях, жертвуя своим благополучием. Васю обвинили в воровстве подарка его умершей матери: Вася «робко остановился…», «слышал тревожный стук собственного сердца». Отец: «лицо казалось страшным», «тяжёлый, неподвижный, подавляющий взгляд», «лицо было бледно, глаза горели гневом». Вася не хотел навести беду на своих друзей, выдать их убежище. В нём поднималась «какая-то жгучая любовь к тем, кто пригрел его в старой часовне». Вася не способен на предательство. Вася чувствует себя сыном своего отца, таким же справедливым, добрым, но в тоже время у мальчика возникает «оскорблённое чувство покинутого ребёнка». И хотя он, даже в эти страшные минуты, любил отца, он чувствовал, что отцу не нужна его любовь, что он «разобьёт её вдребезги». Тыбурций всегда знал, что отец Васи – честный, справедливый человек. Он рассудит всех по правде. Тыбурций понимал, что Вася может незаслуженно пострадать за свою доброту, за свою детскую любовь и привязанность к Валеку и Марусе. Тыбурций рассказал отцу Васе о том, какой его сын на самом деле честный, добрый, заботливый. Скорее всего, Тыбурций поведал отцу историю с куклой, как Вася смог скрасить последние деньки умирающей девочки. Это посещение Тыбурция открыло глаза Васиному отцу на сына. Он понял, что Вася не бродяга, не озорной мальчишка. А уже не по годам смышлёный, добрый, справедливый ребёнок. «Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына». Отец понял, насколько ошибался в своём собственном сыне. Поэтому он чувствовал себя виноватым перед ним, тем, что не уделял ему внимания, не пытался его узнать получше. Отец, наверное, первый раз в жизни решил поступить не по судебному закону, а по закону своего сердца. Он был благодарен Тыбурцию за то, что тот сблизил его со своим сыном. Вася испытал боль, жалость, когда увидел свою маленькую приятеоьницу мёртвой: «горькие слёзы сдавили мне горло». Недолгая жизнь маленькой девочки оставила глубокий отпечаток в сердце Васи: научила сочувствию, пробудила в нём самые добрые чувства. Чтение комментирующее. Говорение. Жанр: ответ по предмету Город стал ещё мрачнее, ещё темнее и страшнее. Резко контрастирует с этим описанием могилка Сони, которая «каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами». Город: мрачнее, ещё темнее и страшнее. Могилка: зеленела, пестрела цветами. Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ маленькой девочки стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обеты всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему. Эта повесть учит нас тому, что нужно быть добрым и уметь сострадать любому человеку независимо от его социального положения. Нужно беречь дружбу, любить и заботиться о своих друзьях как о самом себе. Говорение. Жанр: ответ по предмету Эту историю рассказывает нам мальчик Вася, с которым произошли описываемые в повести события. Чтение комментирующее, ознакомительное. Говорение. Жанр: ответ по предмету Мы говорим «автор», когда повествователь как бы со стороны видит своих героев, описывает их чувства, характеры. А рассказчик – это тот человек, который сам участвует в описываемых им событиях. И в этом случае мы говорим о такой форме повествования, как «рассказ от первого лица» Образец записи в тетради Автор – повествователь, который как бы со стороны видит своих героев, описывает их чувства, характеры. Рассказчик -это тот человек, который сам участвует в описываемых им событиях. Рассказ от первого лица –форма повествования, в которой рассказчик сам является участником или свидетелем описываемых им событий. Говорение. Жанр: ответ по предмету Для В.Г. Короленко важны не столько события, которые он описывает в повести, а чувства, которые испытывает главный герой, когда переживает эти события. Это наилучший способ узнать и понять рассказчика. Да, создалось такое впечатление, что я слушаю историю, который рассказывает мальчик Вася, мой друг.
4. Домашнее задание Метод: слово учителя; Приём: инструктирующее слово учителя, Ребята, тема нашего следующего урока «Портрет литературного героя». Откроем учебники на странице 75-76. Дома вам необходимо прочитать теоретический материал, данный в учебнике. Выписать определение «литературного портрета». Найти в тексте повести портреты главных героев, сделать закладки в учебнике или выписать номера страниц в тетрадь. (Слайд 9) Слушание: глобальное, не оценочное, нерефлексивное.
5. Обобщение изученного Метод: слово учителя; беседа Приём ведущее слово учителя, репродуктивная беседа Итак, ребята, сегодня мы закончили чтение одной из замечательных повестей В.Г. Короленко «Дети подземелья». Скажем ещё раз, как раскрывается характер Васи в истории с куклой? А изменилась ли жизнь Васи в своей родной семье? Что разрушило стену непонимания между отцом и сыном? - Как вам кажется, какие обеты (обещания) могли произносить Соня и Вася на могиле Маруси? Метод: слово учителя; Приём: обобщающее слово учителя, Очень хорошо, что вам не приходится переживать, что пережили герои Короленко. Произведение написано в XIX веке. Но эта проблема остаётся всегда актуальной. И в наше время можно встретить детей с такой же трудной судьбой. Вы смотрите передачи по телевидению, читаете газеты и журналы, которые подтверждают это. Помните, что семья – это маленькая часть общества, откуда человек черпает силы для жизни. Будьте внимательны друг к другу. И если вам представится возможность помочь обездоленным, сделайте это! Говорение. Жанр: ответ по предмету Это добрый, отзывчивый мальчик, способный к самопожертвованию, стойкий и мужественный человек, верный и преданный друг Любовь и сострадание помогли его отцу очнуться от своего горя, увидеть горе других и вернуться к жизни, любя своих детей и дорожа ими Может быть, они клялись всегда помнить маленькую Марусю, никогда не проходить мимо чужого страдания, помогать всем, кто нуждается в помощи, не спешить осуждать людей, а пытаться понять причины их поступков и бороться против того, что порождает нищету и бродяжничество. Можно не сомневаться, что повзрослевшие Вася и Соня станут настоящими людьми.
6. Итог урока Спасибо за работу!  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: