Русская церковь в XI веке

КОНСПЕКТ 3

Киевские князья Киевские митрополиты
  Имена Годы правления Имена Годы правления
  Владимир 978-1015 Михаил 988-992
      Леонтий 992-1008
  Святополк (сын Владимира) 1015-1019 Иоанн I 1008-1035
  Ярослав (сын Владимира) 1019-1054 Феопемпт 1035-1049
      Кирилл 1049-1051
      Иларион 1051-1054
  Изяслав (сын Ярослава) 1054-1078 Ефрем 1054-1065
      Георгий 1065-1077
  Всеволод (сын Ярослава) 1078-1093 Иоанн II 1078-1089
      Иоанн III 1089-1091
  Святополк (сын Изяслава) 1093-1113 Николай 1093-1104

Митрополит Михаил — первый Киевский митрополит, причислен к лику святых, день его памяти 30 сентября.

Митрополит Леонтий — при нём князь Владимир перенёс мощи святой равноапостольной великой княгини Ольги в Десятинную церковь.

Митрополит Иоанн I 14 июля 1021 года торжественно открыл и прославил мощи русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и установил празднование их памяти.

Митрополит Феопемпт в 1039 году находился в Константинополе, где участвовал в патриаршем синоде. Основал епископские кафедры в Юрьеве на Роси и в Переяславле.

Митрополит Иларион —первый русский по происхождению митрополит в Киеве. Автор «Слова о Законе и Благодати» До и после своего митрополичьего служения подвизался в Печерском монастыре. Иногда изображается диктующим свои душеполезные слова писцу.

Митрополиты Ефрем и Георгий, будучи киевскими митрополитами, являлись в то же время членами императорского сената с высоким придворным рангом.

Митрополит Иоанн II – автор послания к папе Римскому Клименту III.

Митрополит Иоанн III дал согласие на участие киевской православной делегации в соборе в Бари, созванном папой Урбаном II с целью примирения церквей. Члены этой миссии были на освящении перенесенной гробницы святителя Николая Чудотворца.

Митрополит Николай в ноябре 1097 года выступал в качестве посредника между соперничавшими князьями, что свидетельствует об участии главы Церкви в общественной и политической жизни Руси. Летом 1101 года Николай снова выступает поборником внутреннего мира.

Первые русские епархии.

Уже к 1015 году Киевская (Русская) митрополия включала в себя епархии с кафедрами в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском и Белгороде под Киевом. Вскоре возникли епархии в Турове и Полоцке. Кроме того некоторое время в состав Русской Церкви входила древняя Тмутараканская епархия.

Ярослав Мудрый, управлявший Русью более тридцати лет, помимо своего выдающегося управленческого таланта, был усердным храмостроителем (Софийский собор в Киеве, 1037), собирателем книг. Он положил на Руси начало образованию, открыв в Новгороде школу, где обучалось до 300 детей, как полагают историки, с целью подготовки своего, русского духовенства.

В 2004 году Священный Синод благословил внести в святцы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и установить день памяти святому благоверному великому князю Киевскому Ярославу Мудрому в день его блаженной кончины 20 февраля. При этом было подтверждено, что в соответствии со сложившейся традицией святой благоверный князь Ярослав Мудрый считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов.

В XI веке Христианство стало проникать далеко на север. Если в окрестностях Киева принятие Христовой веры было подготовлено еще до князя Владимира и поэтому прошло спокойно, то на севере Руси Церкви пришлось долго и упорно бороться с язычеством. В Новгороде государственная власть даже применила силу и во многих местах преследовала волхвов, смущавших народ. Первый епископом в Новгороде был Иоаким Корсунянин, управлявший этой епархией в течение около 40 лет.

Самый сильный отпор весть о Христе встретила в Ростовской и Муромской областях.

Просветителем Ростовского края явился святитель Леонтий. Святой встре­тил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники не хотели слушать и Леонтия, однажды он был избит язычниками и изгнан из города и поселился недалеко от Ростова, у ручья, где построил небольшой храм. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение. Около 1077 года владыка Леонтий мученически погиб от рук язычников, но посеянные им добрые семена возросли сторицею (память 23 мая). Продолжил дело просвещения ростовчан епископ Исаия, многократно обошедший Ростовскую и Суздальскую землю с проповедью Евангелия.

В Новгороде христианство было окончательно утверждено благодаря трудам св. Никиты, который был здесь архиереем с 1096 по 1108 год.

В Муромской земле христианство утвердилось только в XII веке. Очень упорную борьбу приходилось вести духовенству с языческими жрецами и кудесниками, которые имели большое влияние на народ и настраивали его против Церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: