double arrow

МОНОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ


ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ НАУЧНОЙ И ДЕЛОВОЙ ДИСКУССИИ. ПРИЕМЫ ВЫРАЖЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ

Научную и деловую дискуссии можно отнести к публицистическому стилю. В них используется специальная лексика. Основой научной и деловой дискуссии служит разговорная речь.

Для возникновения дискуссии необходима тема обсуждения. Дискуссия возникает после выступления, доклада, когда тема изложения является актуальной и интересной для слушателей.

После выступления к оратору могут возникнуть вопросы, если в речи встречались сложные моменты, требующие дополнительного разъяснения, или существует необходимость более детального рассмотрения проблемы. Надо отметить, что, задавая вопросы, можно выяснить, насколько полно говорящий владеет материалом, насколько правильно и точно он понимает суть проблемы. Однако наводящие вопросы могут заставить выступающего понять свою неправоту. Это так называемый логический путь. Можно постараться доказать то, что собеседник не прав, заранее изучив и подготовив аргументированные тезисы. Хотя, если выступающий твердо уверен в своих словах, он может отстоять свою точку зрения.




В любом случае необходимо выслушать собеседника, оппонента до конца. Этого требует культура поведения.

Научная дискуссия – обсуждение, вследствие чего возникает понимание истинного значения вещей, понятий. В процессе обсуждения важно не только утверждение сторон в собственной правоте, а необходимость логически обосновать суть явления.

В процессе деловой дискуссии, напротив, необходимо доказать и отстоять свою точку зрения. На деловой дискуссии наиболее часто обсуждаемыми вопросами являются финансовые отчеты, состояние дел на предприятиях, пути развития бизнеса.

В процессе дискуссии, как научной, так и деловой, могут возникать критические замечания в отношении доклада. Это могут быть вопросы, а также использование невербальных средств для выражения неодобрения, непонимания и т. д.

Дискуссия должна строго соответствовать заданной тематике. Круг обсуждаемых вопросов должен быть строго ограничен. Недопустимы обсуждение, критическое высказывание в адрес лично докладчика.

Знание материала, убежденность оратора в верности своих рассуждений являются залогом правильного и успешного проведения дискуссии. Каждый обсуждаемый вопрос имеет определенную специфику, которая не распространяется на другие затрагиваемые темы.

Монологическая форма речи – это одно из проявлений диалогизированности публичного общения.

Монолог – это выступление одного человека: лекция, доклад, выступление на митинге и т. д. Чтобы монолог был эффективным, он, как правило, включает средства диалогизации – обращение каудитории, вопросы, вводные слова и выражения.



Публичная речь – это наиболее эффектная форма монолога, основа ораторского искусства. Публичную речь характеризует искусное владение живым словом. Публичная речь должна отличаться четким построением и оказывать нужное воздействие на аудиторию.

К монологическим формам публичной речи можно отнести высказывания, носящие пропагандистскую направленность, ораторскую речь как вид искусства, публичное чтение стихов, актерских монологов, поздравительных тостов.

Пропагандистское выступление относится к публицистическому стилю и имеет характер призыва. Пропаганда обычно имеет определенные цели: возбудить в слушателях желание следовать за кем-либо или привлечь внимание к чему-либо. Авторское начало в пропагандистском выступлении имеет собирательный образ, так как высказывания обычно делаются либо от всей партии, либо от всей компании. В такой речи обязательно присутствуют восклицательные предложения.

Ораторская речь – это выступление, в котором проявляются умение автора правильно и красочно владеть языком, его способность донести информацию и заинтересовать аудиторию. Ораторская речь должна быть в меру эмоциональной, выразительной и четкой. От оратора требуются высокий уровень подготовки, умение общаться со всей аудиторией сразу и с каждым человеком в отдельности.

Следующий вид публичной речи – это чтение стихов. Стихотворение могут читать сам автор или человек, специально обученный декламированию стихотворных произведений. В данном случае имеют значение выразительность речи, умение четко произносить звуки в соответствии с фонетическими нормами языка.



Чтение стихов значительно сложнее для произнесения, чем другие формы монологической речи, оно требует эмоционального напряжения.

Чтению монолога актером присущи все черты чтения стихов с некоторым отличием: актер изображает другого человека, демонстрирует не свои чувства. Актерский монолог может быть как в стихах, так и в прозе.

Поздравительная речь (тост) и панихидная речь обычно говорятся для какой-либо аудитории, главным героем речи является один человек. В речи отсутствует авторское «я», если произносимая речь является выражением отношения и чувств коллектива людей. Данная форма монологической публичной речи может быть также и выражением личных чувств и произноситься от первого лица.







Сейчас читают про: