double arrow

Осмотр и очистка электропроводки

4

Опишите метод последовательных поэлементных проверок при проверке средств автоматизации. Опишите метод последовательных групповых проверок при проверке средств автоматизации. Опишите комбинированный метод при проверке средств автоматизации. Изложите способы проверки исправности конкретного элемента, раскройте их суть. Приведите классификацию основных неисправностей, возникающих в средствах автоматизации.

Как определить наличие замыкания жил на кабельной линии КЛ, приведите поясняющие рисунки. Как определить наличие обрыва жил на КЛ, приведите поясняющие рисунки. Что такое прокол КЛ, зачем он проводиться. При соблюдении каких условий допускается передвигать кабели, находящиеся под напряжением, на какое растояние.

Вопрос 16. Какие требования предъявляют к прокладке кабельных линий (КЛ). От чего зависят допустимые токовые нагрузки для нормального длительного режима работы КЛ. Каким испытаниям подвергают вновь сооружаемую или вышедшую из капитального ремонта кабельную линию. Запишите сроки проведения осмотров КЛ напряжением до 35 кВ. На что необходимо обращать внимание во время обходов кабельных линий.

Требования к прокладке КЛ для исключения возникновения в кабелях опасных механических напряжений и температурных деформаций кабели:

- от возможных смещений поч­вы укладывают змейкой с запасом по длине 1—3%.

- при открытой про­кладке кабели защищают от непосредственного воздей­ствия солнечных лучей и других теплоизлучений.

- при прохождении трассы по территории электрифицирован­ного рельсового транспорта (трамвай и др.) кабели не­обходимо защищать от опасного влияния блуждающих токов.

- кабели, прокладываемые внутри помещений, не должны иметь наружных защитных покровов из горю­чих волокнистых материалов.

- все проложенные кабели, а также муфты и концевые заделки снабжают бирками. На бирках для кабелей ука­зывают марку, напряжение, наименование кабельной линии, для муфт и заделок — номер, дату монтажа и фамилии монтеров, проводивших монтаж.

По капитальным затратам на­иболее экономична прокладка кабелей в специально вы­рытых траншеях. Кабели напряжением до 1000 В в мес­тах возможных механических повреждений, например в местах частых раскопок, покрывают плитами или кир­пичом. Глубина заложений кабельных линий должна со­ставлять 0,7 м, а при пересечении улиц— 1,0 м.

При параллельной прокладке нескольких кабелей в одной траншее расстояние между ними по горизонтали должно быть не менее 100 мм. Расстояние между конт­рольными кабелями не нормируется.

Допускается перемещение кабелей, находящихся под напряжением, на расстояние 5—7 м с соблюдением сле­дующих условий:

1) температура кабеля должна быть не ниже-5°С;

2) при захвате кабеля пользуются специальными изолирующими клещами или диэлектрическими перчат­ками;

3) поверх диэлектрических перчаток для защиты их от механических повреждений надевают брезентовые рукавицы;

4) кабели около муфты для исключения изгиба за­крепляют на досках.

Допустимые температуры нагрева токоведущих жил определяются:

- конструкцией кабеля (типом применяемой изоляции),

- рабочим напряжением,

- режимом его работы (длительный, кратковременный).

Длительно допустимые температуры токоведущих жил не должны превышать следующих значений, °С:

для кабелей с пропитанной бумажной изоляцией напряжением до 3 кВ....... 80

для кабелей с резиновой изоляцией.....65

для кабелей с полихлорвиниловой изоляцией..............65

Допустимые токовые нагрузки для нормального длительного режима кабельной линии определяют по таблицам, приведенным в электротехническом справочнике. Эти нагрузки зависят от:

- способа прокладки кабеля,

- вида охлаждающей среды (земля, воздух).

Для кабелей, проложенных в земле, длительно до­пустимые токовые нагрузки приняты из расчета прокладки одного кабеля в траншее на глубине 0,7-1,0 м при температуре земли 15° С. Для кабелей, проложенных на воздухе, температура окружающей среды принята рав­ной 25° С. Если расчетная температура tр окружающей среды отличается от принятых условий tH, вводится по­правочный коэффициент k1, равный

k1=

где tД -допустимая температура жилы кабеля.

За расчетную температуру почвы принимается наи­большая среднемесячная температура (из всех месяцев года) на глубине прокладки кабеля. За расчетную тем­пературу воздуха принимают наибольшую среднюю су­точную температуру, повторяющуюся не менее трех дней в году.

Вновь сооружаемую или вышедшую из капитального ремонта кабельную линию испытывают следующим об­разом:

а) проверяют на обрыв и выполняют фазировку жил;

б) измеряют сопротивление заземления концевых за­делок;

в) проверяют действие установленных защитных уст­ройств от блуждающих токов;

г) испытывают изоляцию повышенным напряжением.

На каждую кабельную линию при вводе ее в эксплу­атацию заводят паспорт, в котором отражают основные технические данные линии и вносят все сведения по ее испытаниям, ремонту и эксплуатации, и устанавливают максимальные токовые нагрузки.

Осмотры КЛ напряжением до 35 кВ должны проводиться в следующие сроки:

- трасс кабелей, проложенных в земле, - не реже 1 раза в 3 месяца;

- трасс кабелей, проложенных на эстакадах, в туннелях, блоках, каналах, галереях и по стенам зданий, - не реже 1 раза в 6 месяцев;

- кабельных колодцев - не реже 1 раза в 2 года;

- подводных кабелей - по местным инструкциям в сроки, установленные ответственным за электрохозяйство Потребителя

Периодически, но не реже 1 раза в 6 месяцев выборочные осмотры КЛ должен проводить административно-технический персонал.

При обходах кабельных линий необходимо:

а) проверить, нет ли размывов, провалов, креплений, угрожаю­щих целости кабелей в местах пересечений кабелей с канавами, кюветами и оврагами;

б) убедиться в наличии и проверить состояние постоянных пре­дупредительных плакатов, пикетов-ориентиров на трассе линии;

в) в местах перехода кабелей на стены зданий или опоры воз­душных линий электропередачи проверить защиту кабелей от ме­ханических повреждений, исправность концевых муфт и т. п.;

г) осмотреть соединения стыков рельс в местах пересечений и сближений кабельных линий с электрифицированными железными дорогами на расстоянии не менее 100 м в обе стороны от пересече­ния или сближения.

Все дефекты, обнаруженные в результате обходов и осмотров трасс кабельных линий, записывают в журнал. Кроме этого, о де­фектах, требующих немедленного устранения, обходчик обязан срочно сообщить непосредственному начальнику.

Вопрос 18. Назовите цель испытания: измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателя при контрольных испытаниях. Приведите схемы измерений сопротивления изоляции. Опишите порядок измерения. Укажите нормы по сопротивлению изоляции.

При эксплуатации, транспортировке и хранении изоляционные конструкции электродвигателей подвергаются воздействию окружающей и увлажняются. Попадание влаги в обмотку приводит к ухудшению диэлектрических характеристик изоляции и преждевременному выходу из строя электродвигателей. Поэтому периодически следует контролировать их сопротивление изоляции.

Сопротивление изоляции измеряют мегаомметром на 500 В, 1000 В. За действительное значение сопротивления изоляции принимают то его значение, которое показывает мегаомметр по истечении 60 секунд после приложения напряжения мегаомметра к изоляции.

Рисунок 1 – Измерение сопротивления изоляции электродвигателя между обмотками.

Рисунок 2 – Измерение сопротивления изоляции электродвигателя между обмоткой и корпусом.

Согласно требованиям ГОСТ, сопротив­ление изоляции обмоток электродвигателей относи­тельно корпуса и между обмотками должно быть не менее 0,5 МОм в нагретом состоянии и 1 МОм в холодном состоянии двигателя.

Вопрос 19. Назовите цель испытания: измерения сопротивления обмоток электродвигателя постоянному току. Приведите схему измерения. Опишите порядок измерения. Укажите допустимые отклонения от заводских норм по сопротивлению.

Измерение сопротивления обмоток постоянному току позволяет выявить следующие электрические неисправности: неправильное соединение схемы обмотки; несоответствие числа витков и сечения обмоточного провода каталожным данным; наличие большого числа замкнутых витков в отдельных катушках; плохое качество пайки межкатушечных соединений.

Рисунок 1. – Схема измерения сопротивления обмоток электродвигателя постоянному току.

Включить автоматический выключатель QF и автотрансформатором установить ток равный 20% от Iн электродвигателя. При схеме соединения фаз статора звездой необходимо замерить сопротивление двух последовательно соединенных фаз (между каждой парой выводов).

Сопротивление фазы обмотки rф=U/2I, Ом (при схеме соединения обмоток статора звездой).

Сопротивление фазы обмотки rф=3U/2I, Ом (при схеме соединения обмоток статора треугольником).

Полу­ченное значение сопротивления обмоток не должно пре­вышать расчетное сопротивление более чем на 4%.

Сопротивления обмоток отдельных фаз электродвигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 3%.

Вопрос 20. Назовите цель испытания: испытание электрической прочности изоляции обмоток электродвигателей при контрольных испытаниях. Опишите методику испытания. Укажите величину испытательного напряжения.

Испытания электрической прочности изоляции электродвигателей позволяет проверить изо­ляцию обмоток относительно корпуса и относительно друг друга. Испытанию изоляции относительно корпуса подвергают поочередно каждую электрическую цепь, при этом один полюс источника испытательного напря­жения прикладывают к выводу испытуемой обмотки, а другой— к заземленному корпусу машины, с которым на время испытания данной обмотки электрически сое­диняют все прочие обмотки.

Постоянно соединенные между собой многофазные обмотки принимают за одну цепь, в этом случае изоля­цию всей многофазной обмотки испытывают относитель­но корпуса целиком.

Если одна из обмоток машины при нормальном режиме работы связана с корпусом машины, то на пе­риод испытания се изоляции обмотку отъединяют от корпуса.

Испытание следует начинать с напряжения, не пре­вышающего трети испытательного. Затем увеличивать его до испытательного напряжения плавно или ступеня­ми, не превышающими 5% полного его значения. Время, допускаемое дли подъема напряжения от половинного до полного испытательного значения, должно быть не менее 10 с. Испытание проходит в течение одной минуты, затем снижают напряжение до одной трети его значения и отключают.

Результаты испытания изоляции считаются удовлет­ворительными, если во время испытания не происходит пробоя изоляции.

Значение испытательных напряжений для двигателей с новыми обмотками составляют Uи=Uн+500В для двигателей на номинальное напряжение до 24В и Uи=2Uн+1000В для остальных двигателей.

Вопрос 21. Назовите цель испытания: испытание межвитковой изоляции обмоток электродвигателей при контрольных испытаниях. Приведите схему и опишите методику испытания.

Целью проведения испытания межвитковой изоляции является определение степени надежности изоляции.

Рисунок 1. – Схема проведения испытания межвитковой изоляции.

Испытание электрической прочности витковой изоляции электродвигателей проводят по приведенной схеме при напряжении, равном 1,3 номинального. Продолжительность испытания 5 мин. При исправном двигателе во время испытаний не должно наблюдаться бросков тока.

Вопрос 22. Назовите цель испытания: измерения силы тока и потерь на холостом ходу. Опишите методику испытания. Укажите параметры, измеряемые при опыте. Укажите допустимые отклонения от заводских по измеряемым параметрам.

Опыт холостого хода асинхронного электродвигателя проводят при вращающемся роторе. В этом случае ваттметр, включенный в цепь статора электродвигателя, измеряет не только потери в стали статора, но и потери в обмотках статора при отно­сительно большом токе холостого хода, равном 0,6—0,2 номинального тока, и механические потери на трение в подшипниках ротора. Потери в стали ротора при очень малом скольжении ротора на холостом ходу крайне не­значительны, и ими можно пренебречь.

Опыт холостого хода необходимо проводить при ус­тановившемся тепловом состоянии подшипников, поэто­му все измерения рекомендуется делать после полу­часовой работы электродвигателя на холостом ходу, иногда (для крупных машин) это время увеличивают до 1—2 ч.

В опыте холостого хода асинхронных электродвига­телей фиксируют ток, мощность и напряжение. Токи по фазам должны быть одинаковы, допускаемая до 5% разница между ними указывает, как правило, на откло­нения числа витков по фазам или ошибки, допущенные при соединении обмоток после их ремонта.

За действительное значение тока холостого хода принимают среднее арифметическое значение тока по трем фазным. Это значение тока сравнивают с рас­четным значением тока холостого хода, а при его от­сутствии со значениями токов холостого хода электродвигателей, ранее измеренных в процессе экс­плуатации.

Полученное значение тока холостого хода не должно отличаться от допускаемого более чем на 10%. Увели­ченный ток указывает на больший, чем нужно, воздуш­ный зазор, или на уменьшенное число витков обмотки статора и иногда на замыкание листов стали статора между собой.

Вопрос 23. Назовите цель испытания: определение силы тока и потерь короткого замыкания. Опишите методику испытания. Укажите параметры, измеряемые при опыте. Укажите допустимые отклонения от заводских по измеряемым параметрам.

Целью испытания является определение обрыва в короткозамкнутом роторе асинхронного двигателя при помощи метода симметрии токов.

Опыт заключается в следующем: затормаживают ротор электродвигателя, к статору подводят напряжение, пониженное по сравнению с номинальным в 5... 6 раз. Производят измерения тока по фазам при трех положениях ротора (0°, 90°, 180°). При исправных обмотках статора и ро­тора показания всех трех амперметров одинаковы и не зависят от положения ротора. При обрыве стержней в роторе показания приборов различны и изменяются с поворотом ротора. Различные показания приборов, не зависящие от поворота ротора, указывают на неис­правность обмотки статора (витковое замыкание, не­правильное соединение катушек в обмотке статора и т. п.).

Вопрос 24. Изложите объем типовых работ по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) средств автоматизации. Приведите сроки ТО и ТР средств автоматизации (СА) в зависимости от условий эксплуатации.

Содержание работ по обслуживанию, ремонту и хранению зависит от вида средств автоматизации и определяется в соот­ветствии с инструкцией, по эксплуатации и системой ППРЭсх.

При типовых работах по техническому обслуживанию необ­ходимо:

- осмотреть устройство и элементы его монтажа;

- очистить корпус и соединения от пыли и грязи;

- устранить мелкие неисправности, проверить и очистить кон­такты, проконтролировать герметичность соединений, подтянуть детали крепления или заменить их новыми;

- смазать соединения кинематических узлов;

-роверить работоспособность устройств и отрегулировать их параметры.

При типовых работах по текущему ремонту следует выпол­нить все операции технического обслуживания, а также:

- снять аппарат или устройство, разобрать его и удалить пыль и грязь, скопившиеся на внутренних элементах;

- заменить поврежденные неосновные детали;

- смазать подвижные соединения или заменить смазочный ма­териал;

- выбрать устройство и, если нужно, покрасить его;

- проверить работоспособность и наладить устройство.

Перед монтажом и после ремонта проводят контрольные и типовые испытания. Установив средства автоматизации на объекте, выполняют их наладку с учетом свойств объекта уп­равления (выбирают оптимальные параметры настройки систем управления и настраивают их; контролируют и регулируют при­боры в зависимости от параметров объекта управления; прове­ряют, как функционирует система в целом).

Сроки технического обслуживания и текущих ремонтов средств автоматизации в зависимости от условий эксплуатации.

  Место установки Периодичность, мес
ТО ТР
В сухих и влажных помещениях    
В сырых и пыльных помещениях    
В помещениях особо сырых и с химически агрессивной средой.    
На открытом воздухе и под навесом    

Вопрос 25. Раскройте суть контроля работоспособности СА. Раскройте суть диагностического контроля работоспособности СА. Перечислите принципы по организации технического обслуживания средств автоматизации. Охарактеризуйте принципы по организации технического обслуживания средств автоматизации. Перечислите этапы в организации технического обслуживания средств автоматизации. Дайте характеристику каждому этапу.

Состояние средств автоматизации контролируют при техни­ческом обслуживании и текущем ремонте: осматривают, очища­ют, проверяют параметры (проводят тестирование), устраняют обнаруженные неисправности.

Заключение о техническом состоянии средств автоматиза­ции делают по результатам измерения и контроля совокупнос­ти параметров, определяющих работоспособность средств автоматизации. Различают контроль работоспо­собности и диагностический контроль.

Контроль работоспособности проводят при подготовке ус­тройств автоматики и системы в целом к эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте, а также периодически в процессе хранения. Основная задача — оценить состояние сис­темы автоматики в целом. В процессе контроля настраивают и регулируют устройства.

Диагностический контроль выполняют, чтобы найти неисп­равность и устранить причину ее возникновения. Необходимо выбрать такую методику (программу) поиска, при которой тре­буется минимальное время для обнаружения, поврежденного элемента. Наибольшее распространение получили методы пос­ледовательных поэлементных, последовательных групповых и комбинированных проверок.

В зависимости от условий эксплуатации, конструк­тивных особенностей аппаратуры и характера отказов при организации ТО могут быть использованы три принципа: календарный, наработки и смешанный.

Календарный принцип состоит в том, что ТО назна­чается и проводится по истечении определенного ка­лендарного срока (день, неделя, месяц, квартал и т. д), независимо от интенсивности использования устройств автоматики. Объем каждого ТО определяется эксплуа­тационной документацией (инструкцией по ТО, инструк­цией по эксплуатации и т. д.).

Принцип наработки предполагает назначение сро­ков ТО по достижении аппаратурой определенной на­работки. При этом наработка может исчисляться в часах работы, числе включений. Этот принцип может быть использован для организации ТО в тех случаях, когда отказы обусловлены процессами износа, аппара­тура работает в тяжелых условиях, значительно отли­чающихся от нормальных, или длительное время.

Смешанный принцип организации ТО применяется для устройств автоматики, у которых отказы обуслов­лены как процессами износа, так и процессами старе­ния.

В организации ТО можно выделить три этапа: под­готовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе решаются следующие вопросы:

1) планирование работ по ТО и постановка задач исполнителям;

2) подготовка обслуживающего персонала (изучение инструкций, технических описаний, правил и мер безопасности, отработка практических навыков на тренажерах и т. д.);

3) подготовка контрольно-измерительных приборов, инструмента, материалов;

4) подготовка устройств автоматики к проведению ТО;

5) проведение организационно-контрольных мероприятии (контроль знаний обслуживающего персонала, состояния контрольно-измерительных приборов).

На основном этапе в соответствии с планом (сете­вым графиком, технологическими картами) проводится вся совокупность работ по данному виду ТО. На этом этапе решаются задачи контроля полноты и качества проведения ТО и обеспечения мер безопасности.

На заключительном этапе переводят устройства ав­томатики в заданное состояние, делают записи в учет­ной документации о проделанных работах и выявлен­ных неисправностях, убирают помещения, территорию и подводят итоги.

Метод последовательных поэлементных проверок – поиск неисправностей ведут, проверяя элементы системы по одному в определенном, заранее установленном по­рядке. Обнаружив неисправность, прекращают поиск и заменя­ют элемент, а затем проверяют работоспособность всей системы.

Если комплексная проверка показала, что работо­способность не восстановлена, продолжается поиск сле­дующей неисправности с той позиции, на которой был обнаружен неисправный элемент. При нахождении второго неисправного элемента снова проверяют сис­тему и т. д. до восстановления работоспособности авто­матизированного устройства.

Метод последовательных поэлементных проверок при­меним для любых функциональных схем аппаратуры и вариантов ее конструкции. Недостаток его — сравни­тельно большое число проверок, большие затраты времени. Им удобно пользоваться при малом числе элементов.

Метод последовательных групповых проверок. Систему делят на отдельные группы элемен­тов, устройств, блоков и т. п. Затем измеряют один или не­сколько параметров, выделяя группу элементов, в которой есть неисправность, разбивают эту группу на подгруппы и сужают область поиска по тех пор, пока не будет выявлен неисправный элемент.

Комбинированный метод применяют для сложных систем. Он заключается в том, что при поиске неисправностей измеря­ют определенную совокупность параметров и по результатам делают заключение об отказавшем элементе. После контроля всей совокупности параметров анализируют состояние системы и принимают решение. Последовательность проверок значения не имеет.

Для сложной автоматизированной установки наи­лучшие результаты удается получить при комплексном использовании методов. При этом комбинированный метод используется для определения неисправного уст­ройства; метод групповых проверок — для отыскания неисправного узла; метод по­элементных проверок — для отыскания неисправных элементов в узлах.

Вопрос 27. Перечислите неисправности диодов. Укажите методы определения неисправностей. Приведите схемы определения неисправностей. Сделайте выводы о пригодности диодов к эксплуатации.

Проверка исправности диода можно произвести двумя способами:

- с помощью омметра. Для этого перед проверкой определить исправность прибора и выполнить его настройку т. е. установить стрелку измеряемого прибора на ноль «О». В диодах может быть пробой или разрыв: при пробое прибор покажет «О», при обрыве — «». Если диод исправен, то прибор при прямой проводимости покажет несколь­ко Ом (рис.1), а при обратной проводимости — бесконечность «» — сотни килоом (рис. 2).

- Проверкаисправности диода с помощью контрольной лампочки.

Для этого необходимо взять аккумуляторную батарею на 6—12 В или понижающий трансформатор с выпрямителем.

По приведенной схеме при прямой полярности лампа горит, при об­ратной погаснет. Значит, диод исправен. Если при прямой и обратной полярности лам­почка горит, значит, диод пробит. Если прямая и обратная проводимость «» — значит, выгорел внутренний слой проводимости.

Вопрос 28. Укажите необходимое условие для проверки транзисторов. Приведите схемы для проверки транзистора лампочкой. Сделайте вывод об измерении. Приведите схемы для проверки транзистора тестером. Сделайте выводы об измерении.

Проверка транзисторов с помощью контрольной лампочки.

Для этого необходимо по справочнику определить выводы транзистора: «Б» — база, «Э» — эмиттер, «К» — коллектор. Используя схему (рис. 18.7), проверить переход «Б—К» (база—коллектор). При исправном переходе лампа горит (рис. 18.7), при изменении полярности (на базу «Б» подать «+», а на коллектор «—») лампочка гаснет. В этом случае переход в норме. Если лампоч­ка горит при прямой и обратной полярности, то переход пробит. Если не горит при пря­мой и обратной полярности — выгорел проводимый слой. Используя схему (рис. 18.8), проверить переход «Б—Э» (база—эмиттер). Анало­гично, проверить переход, подав «+» на «Э», а «—» на «Б», а потом на­оборот. При исправном переходе лампочка будет гореть при прямой полярности и гаснуть при обратной. Проверить работу транзистора по схеме (рис. 18.9). Коснуться выводом «С» базы, транзистор откроется, лампочка загорится. Отсоединить вывод «С» от базы, транзи­стор закроется.

Проверка транзисторов с помощью омметра (тестера).

При этом переход «Э—Б» — прямая проводимость, омметр покажет от нескольких Ом до десятков Ом (рис. 18.10), а обратная проводимость переход «Э—Б», омметр покажет от нескольких сот Ом до тысячи Ом (рис. 18.11). Переход «К—Б» (коллектор—база) прямая проводимость, омметр покажет от нескольких Ом до десятков Ом (рис. 18.12). Обратная проводимость — сотни и тысячи Ом в зависимости от типа транзистора и его мощности (рис. 18.13).

Вопрос 29. Перечислите операции по техническому обслуживанию электропроводок. Укажите сроки проведения осмотров проводок в зависимости от типа помещения. Опишите виды испытаний, проводимых в процессе осмотра проводок. Укажите нормы на сопротивление изоляции электропроводки.

Техническая эксплуатация внутренних проводок состоит в систематическом выполнении технического обслуживания и текущего ремонта с целью поддержания высокой эксплуатаци­онной надежности оборудования.

В объем технического обслуживания внутренних проводок входит:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


4

Сейчас читают про: