Негласный комитет. Попытки реформирования политической системы России. Проект М.М. Сперанского

Личность, воспитание, образование Александра I

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I (1801-1825 ГГ.)

Еще в младенчестве Александр был отнят Екатериной II у родителей – Павла I и его жены Марии Федоровны. Теоретической основой воспитания Александра стали педагогические идеи философских авторитетов Екатерины II – Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо. Воспитателем Александра стал Ф.С. Лагарп, выходец из Швейцарии, человек высокообразованный, приверженец идей Просвещения и республиканец по взглядам. Он, как и Екатерина, разделял концепцию «истинной монархии» из теории Ш. Монтескье: в «правильной» монархии верховная власть всецело принадлежит монарху, но в то же время существуют фундаментальные законы, не изменяемые никакой властью, и учреждения, гарантирующие их неизменность.

Планы Екатерины передать престол внуку ставили Павла I и Александра в положение соперников. В Гатчине, где жили родители, Александр попадал в обстановку, противоположную петербургской. Идеям эпохи Просвещения противопоставлялись моральные и религиозные ценности, приверженность порядку, дисциплина. Необходимость лавировать между двумя дворцами приучила Александра, по меткому выражению В.О. Ключевского, «жить на два ума, держать две парадные физиономии», развила в нем скрытность, двуличность, недоверчивость к людям и осторожность.

Когда против Павла I созрел заговор во главе с вице-канцлером графом Н.П. Паниным, Александр дал согласие на смещение отца, но потребовал от заговорщиков дать обещание не покушаться на жизнь Павла I. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года группа заговорщиков проникла в Михайловский дворец. Все кончилось жестокой расправой над императором. По мнению многих биографов, цареубийство 11 марта оставило неизгладимый след в душе Александра I.

Новый монарх публично отрекся от деспотических методов правления своего отца и выразил свою приверженность екатерининским порядкам. Сразу же была объявлена амнистия заключенных, сосланных по политическим делам; восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам, дворянские выборные корпоративные органы; введен свободный въезд и выезд через границу России.

В первые годы царствования перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда всем европейским монархам приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить гибкую политику либеральных обещаний, отдельных уступок и даже преобразований.

Для проведения этого курса Александру I нужны были энергичные и деятельные советники. Он приблизил к себе друзей юности – П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П. Кочубея, А. А. Чарторыйского – так образовался Негласный Комитет (1801-1803 гг.). Не имея статуса официального государственного учреждения, этот комитет во многом определил программу преобразования.

Задуманную программу либеральных преобразований не удалось выполнить полностью, и преобразования носили непоследовательный и противоречивый характер. Так, в крестьянском вопросе все дело свелось к ряду частных мер. Изданный в 1803 г. указ о вольных хлебопашцах предусматривал освобождение крепостных крестьян с землей за выкуп, по обоюдной договоренности их с помещиком. Однако результаты указа были малы – по нему было отпущено менее 0,5 % крепостных крестьян.

8 сентября 1802 года был издан манифест об учреждении министерств и указ о правах Сената. Согласно первому постановлению, создавалось 8 министерств. В своей деятельности министры ответственны перед монархом и Сенатом. Сенат был учреждением, управляющим всеми «присутственными местами» и высшей судебной инстанцией. Эти акты юридически оформляли систему единоличного управления, которая имела тенденцию к централизации и концентрации власти в руках монарха.

В 1802-1804 годах была проведена реформа народного образования. В основу системы образования были положены принципы бессословности, преемственности ступеней образования. В 1802-1805 гг. были открыты Дерптский, Виленский, Харьковский и Казанский университеты. Изданный в 1804 г. Устав университетов предоставил им значительную автономию. В этом же году был издан Устав о цензуре, считающийся самым «либеральным» в России XIX века. Цензурные послабления в эти годы способствовали расширению издательской деятельности.

С 1807 г. на арену политической жизни страны выдвигается М.М. Сперанский – один из выдающихся государственных деятелей России. В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России.

В октябре 1809 г. проект реформ под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору. Для предотвращения революции необходимы радикальные преобразования. Необходимо, во-первых, подчинение самой самодержавной власти закону. Во-вторых, в основу государственного устройства страны должен быть положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Проект предусматривал создание Государственной думы и системы выборных органов. Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладает законодательной инициативой, которая является прерогативой императора. Дума рассматривает дела и законопроекты, представленные министрами от имени монарха или Государственного совета. Высшим органом, призванным координировать деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет, члены которого назначаются императором, который и председательствует в Совете. Таким образом, в плане Сперанского власть императора сохранялась в полной мере. В то же время введение народного представительства на основе имущественного ценза было решительным шагом к утверждению в стране буржуазных по сути норм.

Однако Александр I не решился реализовать проект Сперанского. Единственное, что воплотилось в жизнь из проекта, это учреждение 1 января 1810 г. Государственного совета. Это был законосовещательный орган при императоре, который так и не стал учреждением, связывающим императора со всеми ветвями власти, как то предполагалось в плане Сперанского.

Работа со Сперанским и преобразования центральных органов управления настроили Александра I недоверчиво и враждебно к бюрократической централизации, которая, по словам А.Е. Преснякова, устремлялась «к конституционному закреплению своей силы» и ослабляла преобладающее влияние императора в системе управления. В то же время планы Сперанского встречали решительное сопротивление большинства дворян. Все это привело к отставке Сперанского и отказу от составленного им плана преобразования России.

«Военные поселения». А.А. Аракчеев

Под руководством А.А. Аракчеева в 1816 г. происходит возврат к практике создания военных поселений, которые появились еще до войны 1812 г. Жители мест, предназначенных под военные поселения, обращались в военных поселян. Все поселяне должны были одновременно заниматься и земледелием, и военной службой. Вся их жизнь строго регламентировалась: по команде они должны были вставать, выходить на работу, заниматься военным обучением. Сопротивление крестьян введению военных поселений жестоко подавлялось.

Окружавшая Александра I атмосфера общего недовольства его правлением, исходившего от различных кругов, производила на императора гнетущее впечатление. Приближенные к Александру лица отмечали, что в последние годы он говорил о своем намерении отречься от престола. 19 ноября 1825 г. Александр I неожиданно скончался в Таганроге. Внезапная смерть не достигшего еще и 50 лет императора породила среди современников и потомков много слухов. Почти сразу же после кончины императора стали поговаривать, что он вовсе не умер, а удалился куда-то в монастырь. С конца 1880-х годов в русской печати шла оживленная полемика вокруг версии, что Александр жил в Сибири под именем Федора Кузьмича (и умер в 1864 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: