Пожары в природных экосистемах
Природный пожар – неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде.
Пожары бывают лесные, торфяные и полевые(горение созревших хлебов).
Причины пожара: по вине человека, самовозгорание и удары молнии. От огня страдает сельское хозяйство, гибнут деревья, кустарники, заготовленная лесная продукция, торф, строения, животные.
В зависимости от характера возгорания и состава леса пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные. Важнейшими характеристиками пожара являются: скорость распространения – для низовых и верховых пожаров, а также глубина прогорания - для почвенных. С учетом этого пожары подразделяются на слабые, средние, сильные. Скорость распространения слабого пожара не превышает 1 м/мин, среднего – от 1 до 3 м/мин., сильного – свыше 3 м/мин. Особенно большой ущерб наносят верховые пожары. Подземные пожары являются следствием низовых и верховых, их называют торфяными. Иногда загораются целые торфяные залежи.
Слабым подземным (почвенным) считается такой пожар, у которого глубина прогорания не превышает 25 см, средним – от 25 до 50 см, сильным – более 50 см. Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и силы ветра.
Лесные и торфяные пожары наносят огромный материальный ущерб. Кроме того, наносится огромный экологический ущерб, разрушаются целые экологические системы.
Действия людей при пожаре зависят от сложившейся обстановки:
-- в случае самостоятельного тушения пожара;
-- участвовать в тушении совместно с противопожарными формированиями;
-- выйти из пожара, сохранив жизнь и здоровье, граждане могут тушить только низовые пожары.
Тушить следует вениками из зеленых веток, мешковины, брезентом путем захлестывания кромки пожара или забрасывая кромки пожара землей. Если невозможно бороться с огнем, то от него следует уйти. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой повязкой ткани.
В случае аварии на транспорте необходимо:
-- если в момент удара сидите, упритесь руками и ногами в переднее сиденье;
-- если в момент удара стоите, постарайтесь ухватиться за поручень и удержаться, присесть на корточки, при падении постарайтесь не удариться головой;
-- все мышцы должны быть напряжены и не должны расслабляться до полной остановки;
-- после аварии постарайтесь быстрее выбраться из транспортного средства, так как оно может загореться. Выбраться через аварийные окна, в автобусах и троллейбусах через вентиляционные люки;
-- при возникновении пожара в салоне приготовьте носовой платок, для защиты органов дыхания. Тушите пожар, используя огнетушитель или ящик с песком;
-- в случае короткого замыкания, вспышки в салоне трамвая или троллейбуса покидать транспортное средство лишь тогда, когда водитель остановит его и отключит электрические цепи;
-- если автобус упал в воду, оставайтесь на месте, пока салон не заполниться водой, затем выбирайтесь через форточку или вентиляционные люки. До заполнения салона водой дышите глубже и чаще, чтобы насытить организм кислородом.
Нарушения технологических процессов на производстве, повреждение транспортных средств, приводит к выбросу химически опасных веществ в атмосферу и создает химические аварии, опасность которых заключается в нарушении нормальной жизнедеятельности человека.
Если человек находится дома, то почувствовав запах неизвестного ядовитого газа, поступающего через окна и открытые форточки должен:
- намочить ткань водой и дышать через нее;
- закрыть окна, двери, форточки, позвонить в службу спасения 101, включить на 10 мин. все электронагревательные приборы, газ для создания избыточного воздуха в квартире, с целью снижения поступления газа через щели в окнах и дверях;
- загерметизировать помещение;
- для защиты органов дыхания использовать ватно-марлевую повязку, смоченную в воде 2-5% раствора пищевой соды для защиты от хлора; в 2% растворе лимонной или уксусной кислоты для защиты от аммиака;
- укрываться в помещении с минимальным воздухообменом (кладовка, комнате с подветренной стороны). Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах, полуподвалах.