double arrow

Типы современных политических систем


Функции политической системы

1.Функция регулятивная - Политическая система призвана, по средствам своих институтов, законов и норм, регулировать отношения между социальными группами в рамках государства.

2.Целеполагающая - Политическая система должна определить цели и задачи политического, экономического, социального и культурного развития страны.

3.Организаторская - Выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсах общества для достижения поставленных целей.

4.Интегративная - Политическая система должна предложить решение, которое будет способно сплотить различные этносы, классы, конфессиональные сообщества в единое целое.

Политическая система общества постоянно подвергается воздействиям различной силы и направленности, она должна быстро реагировать на вызовы. Если она этого не делает, наступает кризис политической системы, который может привести к распаду страны.

В настоящее время в мире насчитывается около 200 стран. Все они имеют неповторимую историю развития и оригинальную политическую систему, однако есть группы стран со схожими чертами политических систем. Это позволяет провести их классификацию. Например:




1.Можно классифицировать ПС на основе понятия исторический тип общества. В данном случае выделяют политические системы рабовладельческого общества, феодального, капиталистического, социалистического.

2.Если в качестве критерия классификации взять уровень социально экономического развития общества, то выделяют ПС аграрного общества, ПС индустриального общества и ПС постиндустриального общества.

3.Если в качестве критерия использовать степень развития политических институтов в обществе, то выделяют ПС традиционную, рациональную и харизматическую.

4.Если в качестве критерия использовать культивируемые в обществе нормы и ценности, то выделяют англо-американскую ПС, континентально-европейскую ПС, незападную ПС.

5.Но особой популярностью у политологов пользуется классификация политических систем по действующему в стране политическому режиму, тогда выделяют тоталитарную ПС, авторитарную ПС и демократическую ПС.

Политический режим – это система способов и методов осуществления методов государственной власти. Для того, чтобы определить политический режим, действующий в стране, необходимо исследовать:

1.Положение личности в обществе (реальный объем прав и свобод граждан; возможности выражения ими своих интересов и предпочтений);

2.Степень и характер вовлеченности граждан в политику (возможность граждан объединяться в политические партии; участвовать в избирательном процессе; участвовать в деятельности органов государственного управления и местного самоуправления);



3.Степень развитости политических институтов (наличие законодательной, исполнительной, судебной власти; характер законодательства; наличие органов местного самоуправления);

4.Характер используемых методов осуществления государственной власти (чего больше в деятельности власти: мер убеждения или мер принуждения).

На основании анализа этих характеристик и определяют демократический, тоталитарный и авторитарный режимы.

Демократическая политическая система

Главными признаками демократической ПС являются:

1.Наличие широкого диапазона прав и свобод граждан;

2.Наличие оппозиционных партий;

3.Наличие парламента, который избирается в открытой легальной борьбе;

4.Формирование правительства в соответствии с итогами выборов;

5.Наличие независимых судов;

6.Наличие органов местного самоуправления;

7.Убеждение, как основное средство влияния органов государства;

8.Свободное функционирование СМИ.

Авторитарная ПС

Авторитаризм (от фран. Власть, влияние) означает политический строй, характеризующийся режимом личной власти. Для него характерно:

1.Неограниченная власть одного лица или узкой группы лиц;

2.Ликвидация или существенное ограничение демократических прав и свобод граждан;

3.Запрещение нескольких или всех аппозиционных партий и общественных организаций;

4.Ограничение выборности органов государственной власти и превращение парламента во второстепенный политический институт;



5.Сращивание правящей партии с государственным аппаратом;

6.Формальная деятельность органов местного самоуправления;

7.Запрещение аппозиционной прессы;

8.Использование методов принуждения в борьбе с противниками режима.

Тоталитарная политическая система

Тоталитаризм (полный) обозначает политический режим, тяготеющий к установлению полного всеобъемлющего контроля над всеми сферами жизни общества и личной жизнью граждан. Для тоталитарной политической систем характерны признаки:

1.Полный контроль государства над обществом и личностью;

2.Максимальное ущемление прав и свобод граждан;

3.Формирование власти путем назначения сверху;

4.Фактическое упразднение принципа разделения властей;

5.Наличие одной правящей партии во главе с вождем и ее срастание с государством;

6.Навязывание всем гражданам одной идеологии;

7.Отсутствие аппозиционных средств массовой информации и жесткий контроль над государственными СМИ;

8Государственно организованный террор.

Таким образом, в тоталитарной ПС массы не имеют возможностей принимать реальное участие в политике и даже, если формально проводятся выборы, то они, как правило, служат цели одобрения уже состоявшихся решений.

Тоталитаризм стал болезнью и трагедией 20-го века, ученые отмечают две главные причины, приведшие к формированию жестких тоталитарных режимов в 20-ом веке:

1.Психологическая неудовлетворенность масс разрушением традиционных связей и ценностей в условиях свободной рыночной конкуренции. Растерянный человек стремился обрести уверенность в сильном государстве, в сильном лидере – вожде. Особенно эта тенденция усиливалась в периоды тяжелых социально-экономических и политических кризисов.

2.Успехи в развитии науки, техники, образования, создание систем массовых коммуникаций позволяли технически обеспечить всеобъемлющий контроль государства над жизнью общества и индивида.

Следует отметить, что тоталитарная политическая система обладает высокой способностью мобилизовывать материальные и людские ресурсы в сложной ситуации, однако они мало эффективны в условиях стабильного эволюционного развития, поэтому неизбежно порождают застой и репрессии.

В реальной жизни в чистом виде описанных политических систем не существует. Чаще всего, мы имеем дело с промежуточными формами, например, авторитарно-демократическая, авторитарно-тоталитарная и т.п.

Государство.

1. Происхождение термина государство

2. Основные признаки государства

3. Функции государства

4. Понятие «форма государства» и ее основные элементы:

а) Форма правления

б) Форма государственного устройства

в) Формы политического режима

5. Органы государственной власти и управления

6. Понятия и принципы правого государства

7. Понятие социального государства

8. Гражданское общество. Понятие и основные признаки.

9. Современное государственное устройство РБ.(сам.раб)

1) Государство выступает основным средством осуществления политической власти. Это дает ему основание называться основным политическим институтам политической системы общества.

Государство в сваю очередь, обладает сложной структурой и выполняет многочисленные специфические функции. Как политический институт государство возникает в период разложения родового строя. Однако территория государства рождается в эпоху Возрождения и получает широкое употребление в конце Нового времени.

Принято считать автором этого термина итальянского философа Никола Маккиавели. В русском языке слово «государство» обозначает первоначально проявления власти хозяина государя. Слово государство встречается в источниках 16 века.

2) Государство – основной политический институт, организующий, направляющий и поправляющий совместную деятельность и отношение людей, соц.груп. этносов, проживающих на определенной территории. Исходя из этого определение можно выделить 3 основных признака:

1. Территория – это физическое, материальное государство, та часть мирового пространства, на которой действует власть определенной правящей группы. К территории государства относятся недра, воздушное пространство и территория воды. С утратой территории государство прекращает свое существование. Цель правящей элиты – является гарантирование территориальной целостности государства. Для выполнения этой задачи используется различные средства от дипломатии до военных действий.

2. Население – это человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющихся власти правящей элиты. Важно, что население государства может представлять единый этнос, а может быть представлена различными этническими группами. Помимо этого народ включает в себя различные социальные слои, конфессиональные группы, однако целостность народа, т.е. всеобщее подчинение народу государственной власти является важнейшим существованием государства. Раскол народа по какому либо признаку ведет к гибели государства.

3. Власть (суверенитет) – определенный признак государства. Это понятие обозначает, что власть правящей элиты неделимое, независимое и признается другими государственными властями. Государственная власть (власть правящей элиты) обладает рядом монопольных прав. К ним относятся:

- исключительное право издавать обязательные для всех законы.

- право эмиссии денежных знаков (печатанье денежных знаков).

- право определять налоги, распределять бюджет.

- право создавать и содержать вооружённые силы различных назначений.

- право на осуществление внешней политики.

3) Функции государства – это основные направления деятельности государства.

Основная функция государства – интегративная, т.е. государство должно обеспечить целостность вверенного ему сообщества людей. Для того чтобы решить эту задачу, государство выступает в роли посредника и управленца. Как посредник, государство ищет формы компромисса между различными конфликтующими социальными группами. Как управляющие государство осуществляет контроль за деятельностью необходимой за сохранение и развитие общества , как целого. Эти роли государство осуществляет как внутри , так и за пределами страны, т.е. можно выделить внутреннее и внешнее функции.

Внутренние функции:

1. Защита существующего способа производства.

2. Обеспечение экономического развития страны.

3. Регулирование социальных отношений.

4. Защита конституционного строя.

5. Обеспечение охраны общественного порядка.

6. Воспитание граждан в духе принятых в данном обществе норм.

7. Защита окружающей среды.

Внешние функции:

1. Обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны.

2. Защита интересов государства.

3. Развитие сотрудничества с другими странами.

4. Участие в решении глобальных проблем человечества.

4) Государства отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации. Особенностями устройства и функции государства называется термином форма государства.

Форма государственной власти включает в себя 3 элемента:

1. Форма правления. 2. Форма государственного устройства. 3. Форма политического режима.

Форма правления – организация верховной власти в государстве. Истории известны 2 формы правления: 1. Монархия. 2. Республика.

Монархия является исторически первой формой правления. Характеризуется тем, что власть в государстве осуществляется единым лицом, как правило монарх занимает свой пост по наследству и не зависит от избирателей. Существует 2 вида монархии 1) абсолютная 2) конституционная.

При абсолютной монархии вся власть сосредоточена в руках монарха, в конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией. В свою очередь конституционная монархия бывает 2-х видов: 1) парламентарная 2) дуалистическая. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на законодательство и управление. В данном случае монарх является символом государства и выполняет представительскую роль. При дуалистической монархии монарх может обладать большей исполнительной властью, назначать правительство, распускать парламент, фактически монарх и парламент делят власть между собой, в каждой стране, где действует дуалистическая монархия, полномочия распределены по разному.

Республика.

Как форма правления известна с древности. Главным отличием республики от монархии является то что глава государства является выборным и сменяемым. Существует 3 разновидности республики: 1) президентская 2) парламентская 3) смешанная.

Парламентская республика: здесь парламент формирует правительство, глава правительства, премьер министр является фактически главой государства, хотя формально в стране может быть пост президента. В парламентской республике правительство отчитывается перед парламентом.

Президентская республика: в ней органы государственной власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Президент назначает правительство и правительство ответственно перед президентом. В президентской республике парламент не может вынести вотум недоверия правительству, а президент в свою очередь не может распустить парламент.

Смешанная республика: здесь характерной чертой смешанной республики является двойная ответственность правительства и перед президентом и перед парламентом. Главой государства является президент, он назначает министров, утверждает решение правительства, однако парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения бюджета и вынесением вотума недоверия правительства. В смешанной республике разграничение полномочий между президентом и парламентом варьирует от страны к стране.

Формы государственного устройства – это территориально организованная структура государства, т.е. как организована власть в центре и на местах, и как они взаимодействуют друг с другом. Поэтому признаку различают унитарное, федеративное, конфедерацию, империя.

Унитарное: центральная власть сосредоточена в столице, административно-территориальные единицы не обладают суверенитетом, т.е. должны согласовывать свои действия с центральными органами власти.

Федерация: здесь каждый субъект федерации имеет свои органы власти, свою конституцию, органы законодательной, судебной и исполнительной власти. Полномочия между субъектами федерации и центром регулируются федеральной конституцией.

Конфедерация: это союз независимых государств, который создается для решения, каких либо экономических, политических, военных и т.д. проблем. В конфедерации отсутствует орган власти нал всем государством.

Империя: это государственное образование, для которого характерна обширная территория, сильная центральная власть, полное подчинение территории единому центру, разнородный этический и конфессиональный состав населения.

5)Государство осуществляет свои функции с помощью определённых учреждений, наделенных полномочиями, совокупность таких учреждений принято называть государственным аппаратом. Государственные органы принято группировать в зависимости от их функций и власти полномочий. Общепринятым является выделение законодательной, исполнительной судебной власти. Законодательная власть – это центральный элемент структуры власти. Парламент – это высший представительный и законодательный орган власти. Слово представительный означает, что здесь заседают представители народа – депутаты, а законодательная указывает на содержание их деятельности. Местные представители государства принимают решения в пределах своей территории.

Исполнительная ветвь власти – центр и местные государственные органы которые осуществляют оперативное управление жизнедеятельностью государства. На вершине находится правительство который руководит работай подчинённых ему учреждений. Важное значение в структуре исполнительной власти принадлежит органам охраны общественного порядка, вооруженным силам, прокуратуре и комитету государственного контроля.

Судебная ветвь власти – суды различных инстанций от низших до высших. Как правило на вершине судебной пирамиде находится верховный суд по гражданским и уголовным делам, высший хозяйственный суд и конституционный суд, который следит за тем, чтобы законы принимаемые в государстве соответствовали нормам конституции.

Особая роль в системе органом государственной власти, принадлежит главе государства монарху или президенту. Он может выполнять представительную функцию, функцию посредника между звеньями власти или возглавлять исполнительную власть с правом законодательной инициативы.

6)Право – это система общеобязательной гарантированной государством нормы, общего характера, которые регулируют общественные отношения. Действия права распространяется на все сферы жизни общества. Как правило нормы права, поддерживают большинством населения, однако в любом сообществе есть люди, которые в той или иной мере не признают действующие законы. В таком случае для обеспечения выполнения норм права государство вынуждено прибегать к принуждению. Правовое государство которое в своей деятельности подчиняется установленным демократическим путем закону. В современной политологии разработаны принципы правого государства:

1) Принцип правого равенства – это означает, что право несет всеобщий характер и перед законом все равны вне зависимости от занимаемой должности и социального положения. Конфликт между личностью и государственной личностью разрешается только судом. Этот принцип требует от государства не только следить за исполнением закона, но и самому строго ему подчиняться.

2) Принцип не отчуждаемости прав и свобод граждан за личностью признаются неотъемлемые, неприкосновенные и не нарушаемые со стороны государства права. Это значит, что самый закоренелый преступник имеет на судебную защиту.

3) Принцип разделения власти. Он указывает на то, что каждая ветвь власти должна действовать в рамках своих полномочий.

4) Принцип независимости суда – никто не имеет право воздействовать на суды при принимаемыми ими решений.

8) Широкое употребление гражданского общества вошло в период Французской буржуазной революции. Еще Гегель говорил о необходимости разделении политического общества и государства. Иными словами в жизни общества есть сферы деятельности не подвластные государству. Государство устанавливает общие правила и принципы взаимодействия с гражданами пно оставляет за ними право представлять свои личные интересы, обладать и распоряжаться частной собственностью, создавать объединения в совместной деятельности. Государственное вмешательство в деятельность таких организаций ограничено конституцией. Таким образом гражданское общество – это совокупность общественных организаций, объединённых специфическими, экономическими, этическими, религиозными интересами, которые реализуется вне сферы деятельности государства.

Гражданское общество формирует особый тип общества, обладающий гражданской ответственностью, способной рассчитывать на свои силы, готовым к независимым и действенным отношениям с другими людьми.

Социальное государство.

В конституции РБ в статье №1 сказано, что РБ унитарное, демократическое, правовое и социальное государство. Впервые термин социальное государство был употреблен немецкими юристами в 1949г. В толковании немецких учёных принцип социального государства составляет обязанность правительства осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни в соответствии, удовлетворения его основных жизненных потребностей. Таким образом слово социальное определяет содержание политики государства в сфере распределения материальных благ. Государство, которое называет себя социальным будет поддерживать социально слабые слои населения, тем самым утверждая в общественность принцип социальной справедливости. В США вместо термина социальное государство предпочитают употреблять термин государство всеобщего благоденствия. Идея такого государства впервые появилось в США в период сложенного экономического кризиса 1929-33 годов, который назван Великой депрессией.


Политические партии и партийные системы.

1.Понятие и функции политической партии.

2.Основные типы партий.

3.Понятие партийной системы, типы партийной системы.

4.политическое лидерство.

Слово партия латинского происхождения и означает часть чего то целого. Задолго до появления современных политических партий этот термин означал группы соперничающее между собой за власть.

Прототипы современных политических партий возникли в период ранних буржуазных революций, уже в 17 В Английская буржуазия создавала свои организации (объединения). В современной политической литературе понятие имеет много интерпретаций:

1)Партия наиболее активное и организованная часть какого-либо класса и социального слоя выражающая его интересы.

2)Партия – это объединение людей придерживающихся одной идеологии.

3)Партия – это организация которая базируется на дисциплине и субординации.

Политическая партия – это общность людей объединенных организованно и идеологически которое выражает интересы определенного класса или социальной группы и ставит своей целью реализацию этих интересов путем завоевания государственной власти или участие в ее осуществлении.

Главной функция партии – это завоевание и использование политической власти, для того что-бы выполнить задачу партия должна осуществлять следующие функции:

1)Идеологическая – она состоит в том что нужно выявить обосновать и выразить интересы людей которые представляет эта партия, в результате этой деятельности создается программа партии.

2)Политическая – после создания программы партия начинает борьбу за власть, принимают политические решения контролируют их выполнения, наиболее ярко проявляется в период выборов.

3)Организационная – она заключается в практической реализации партии своей программы.

Основные типы партий, существует множество критериев классификации партий:

1)в зависимости от того интересы какого класса или социальной группы выделяют: партии крупной буржуазии, партии средней и малой буржуазии, партии наемных работников, партии отдельных социальных слоев и групп.

2)по признаку прогрессивности или консервативности программы партии разделяют: левые партии (прогрессивные) – они отстаивают необходимость кардинальных общественно- политических изменений, правые (консервативные) – защищают существующий общественно-политический характер, партии центра – занимают промежуточное положение т.к. стремятся сохранить существующий общественно-политический порядок, но признают необходимость его реформирования.

3)в зависимости от способов организации партии и характера внутренней деятельности различают: партии не имеющие фиксированного членства, партии членство которых оформляется официально

4)в зависимости от того входят представители партии в правительство или нет, имеют большинство в парламенте или нет различают: правительственные партии и аппозиционные.

5)в зависимости от характера политической доктрины партии различают: революционные партии, реформиские партии, консервативные партии, реакционные партии.

Понятие партийная система и ее типы.

Партийная система – совокупность взаимодействующих между собой с гражданами и государством политические партии.

Формирование партийной системы в стране зависит от многих факторов:

1)Уровень экономического развития общества.

2)Соотношение социального классовых сил.

3)Степень зрелости общества политических отношений.

4)Национальный состав населения

5)Исторические и религиозные традиции.

Типы партийных систем.

Тип партийной системы напрямую зависит от политического режима действующего в стране, это значит что для демократического политического режима и демократической политической системы всегда будет свойственно многопартийность.

Однако многопартийность в свою очередь бывает разных видов:

1)Многопартийная система с 1 доминирующей партией.

2)Многопартийная система с 2 доминирующими партиями.

3)Поляризованная-коалиционная партийная система

4) Неполяризованная-коалиционная партийная система

5)Нуклеарная партийная система – характерна для стран где только создаются политические партии, многочислены и не имеют влияния на политическую жизнь страны.

Для авторитарного политического режима свойственно однопартийность, но особого рода, здесь могут действовать несколько партий но только за одной из них законодательно закреплен статус правящей партии.

Для тоталитарного политического режима свойственно 1 политическая партия.

Политическое лидерство.

1)Понятие политическое лидерство.

2)Основные теории лидерства.

3)Мотивы деятельности политического лидера.

4)Основные функции лидера в политическом процессе.

5)Типология политических лидеров.

6)Стили политического лидерства.

Лидерство в общем плане это такой вид взаимодействия на людей при котором 1 человек или группа лиц направляет деятельность других людей для осуществления цели. Лидер не просто ведёт людей, он хочет их вести, а ведомые так же желают этого. Политический лидер является не только субъектом власти, но и объектом власти. Объектом власти его делает то обстоятельство что он в своей деятельности испытывает давление различных заинтересованных сторон и должен воспринимать их предложения и требования, т.е. постоянно быть готовым к компромиссу. Особенно велика роль лидера в переломные периоды развития истории, в такие периоды требуется быстрое принятие решений, умение анализировать ситуацию, уверенность, решительность, последовательность в своих действиях, поэтому политический лидер должен обладать определенными способностями коммуникаций, высоким уровнем интеллекта, быть боевым и настойчивым в достижении поставленных целей. Для политического лидера интересы общества, социальной справедливости должны быть выше личных интересов. За политическим лидером люди идут не потому что нужно идти, а потому что хочется. Претендентов на политическое лидерство много, но выбирают тех кто большей степени соответствует указанным требованиям.

В политической науке существует несколько теорий объясняющих феномен политического лидерства.

1)Исторически первой была теория черт. Суть ее заключается в том, что лидер обязательно отличается от других людей своими личностными качествами, причем эти качества могут передаваться по наследству. В рамках этой теории проводились исследования правящих династий, анализировались браки правителей. Но никаких значимых результатов эти исследования не принесли.

2)На смену теории черт пришла ситуационная теория. Сторонники этой теории считали что любой человек может стать политическим лидером, просто для этого необходимо что-бы совпало место, время и обстоятельство. В конце концов последователи 1 и 2 теории создали личностно-ситуационную теорию.

3)Широкое распространение в современной политологии получила мотивационная теория лидерства. Следуя этой теории политическим лидерам становится тот субъект который своими действиями увеличивает вероятность достижения его сторонниками своих целей и предлагают способы достижения этих целей.

4)Теория обмена рассматривает лидера как человека чувствующего потребность и желание своих сторонников и предлагающего им способы их осуществления, при этом важное значение имеют процесс взаимодействия между лидерам и его окружением.

5)Атрибутивная теория. Сторонники этой теории видит в лидере человека зависящего от своих последователей. По их мнению лидером становится тот кто лучше понимает чаяние сторонников и действует в соответчики с их представлениями о тех чертах и качествах которыми он должен обладать. Безусловно данная теория принимает роль политического лидера низводя ее до роли простого исполнителя чужой воли.

Таким образом можно констатировать что для правильного понимания феномена политического лидерства необходимо учитывать различные подходы и исследования этого феномена.

Особо следует обратить внимание на следующие факторы: Личность самого лидера; Характеристика его сторонников; Отношение между лидером и его окружением; Условия в которых действует лидер; Результаты деятельности лидера.

Мотивы.

Современная политическая наука располагает исследованиями о мотивах которые определяют поведения политических лидеров:

1)Потребность во сласти.

2)Потребность в контроле над событиями и людьми.

3)Потребность в достижениях.

4)Потребность в афилиации. (т.е. в потребность в одобрении тех людей чьим мнением данный человек дорожит)

1)Этот мотив политического поведения лидера активно исследовали не только политологи ни и психоаналитики. В частности они выяснили что потребность во власти может быть способам удовлетворения личных потребностей лидера, но может представлять собой некий компенсационный механизм. Человек озабоченный своим недостатками физического, психологического или интеллектуального характера и поэтому страдающий от низкой самооценки стремится найти такую сферу деятельности в которой он смог бы утвердить свое собственное достоинство. Чаще всего это политика. Однако возможно что потребность во власти может иметь ярко выраженный социальный характер. Это означает что человек может испытывать стремление к контролю над распределением важнейших экономических, социальных и др. ресурсов.

2)В потребности лидера в личном контроле над событиями и людьми. Эта потребность очень характерна для человека вообще, для нас важно контролировать те обстоятельства которые влияют на нашу повседневную жизнь. Просто у лидеров эта потребность выражена сильнее. Однако политологи отличают чем больше политических событий и обстоятельств хочет контролировать лидер тем менее эффективным составляет такой контроль и наоборот, уменьшение количества объектов повышает его эффективность

3)потребность политического лидера в достижениях мотивирует его деятельность так-же как поведение бизнесмена, в получении прибыли, однако психоаналитики заметили что указанная потребность не может быть сведена в достижение какой либо цели, для лидера оказывается важным сам процесс достижения цели, т.е. его умение манипуляции, организовывать окружение, умение преодолевать препятствия, соревнование с оппонентами, победа над оппозицией и т.д. Для политических лидеров у которых преобладает данная мотивация очень мало друзей, как правило они предпочитают экспертов по разным вопросам, политологи отметили что подобные политические лидеры быстро и часто меняют свое окружение и даже кабинеты министров. Очень часто подобные действия политического лидера приводят его к рискованным решениям и непродуманным поступкам.

4)потребность политического лидера в афилиации чаще всего появится в его заботе о близких отношениях с друзьями и сторонниками. С людьми которые представляют для лидера какую либо опасность, такие лидеры отгораживаются, стремятся ограничить их доступ к власти. Как правило политические лидеры с высокой потребностью афилиации подвержены воздействию своего окружения что снижает эффективность их деятельности и популярность у населения.

Функции.

Наиболее полно функции политического лидерства проявляются на общегосударственной. Главной функцией – интеграционная, усиление политического лидера направлены на сохранение стабильности в обществе для этого ему необходимо решить проблему минимизации конфликта. Проблему снижения конкуренции за власть. Таким образом политический лидер является основным фактором стабильности действующего политического режима.

Коммуникационная: Политический лидер олицетворяет в глазах общества персональную и политическую ответственность за деятельность репесима, ответственного за гарантии прав и свободу граждан, является связующим звеном между государственным аппаратом и обществом он обязан, бережно относится к традициям и обычаями народа быть терпеливым к его заблуждениям, недостатком, использовать возможности государственного аппарата, для постоянного повышения уровня политической культуры веленого ему общества.

Близкая по значению к хомлизиик. Является функция мобилизации, это означает, что политический лидер должен ставить перед обществом цели и вдохновлять население на необходимые действия по достижению этих целей. Здесь очень важен личный пример лидера. Функция сплочения правящей элиты. Политический лидер является представителем правящей элиты поэтому он нуждается в укреплении её внутренней целостности, повышения ее конкурентной способности в отношении с другими аппозиционными группировками. После того как мы определили природу лидерства и основные функции лидера можно дать развернутые определения. Политическое лидерство – это особый институт власти позволяющий отдельному лицу за счет обладания решающими полномочиями в процессе принятия решения в масштабах государства и наличие авторитета проводить определенные политическому мнению.

Наиболее ранняя и известная является типология Типология Маркса Вебера. Он выделил 3 типа лидерства:

Традиционный лидер – пришел к власти на основе формально правовых процедур (выборы).

Харизматический лидер – его власть и авторитет основаны на вере людей в особые, исключительные личные качества.

На основе анализа стили деятельности их делят на демократически и авторитарных. Демократические, тот кто ищет интересы и мнения широкого круга граждан а авторитарный лидер – строит свои отношения с людьми на основе угроз, санкций и применения силы.

Простой и широко распространенный в современной политической является типология на основе той роли которой пытается играть лидер. Выделяют: лидера организатора тот, который предпочитает объединить вокруг себя людей для достижения цели.

Лидер – инициатор (тот, кто предпочитает выдвигать новые идеи)

Лидер – эталон (тот, который играет роль звезды, образом для подражания хочет стать)

Лидер – эрудит (обширность познаний)

Лидер – мастер (спец в каком то деле)

Близкую к ролевой типологии является типология американского политолога Хермана. Он предложил собирательные образы лидеров.

Лидер – знаменосец (его отличает собственный взгляд на мир, наличие привлекательного для масс идеала)

Лидер – служитель (такой лидер стремится как можно полно выразить интересы своих сторонников и избирателей, ориентируется на их мнение и действует от их имени)

Лидер – торговец (своей главной задачей видит наиболее привлекательно преподнести свои идеи и убедить граждан в их преимущество, т.е. по сути дела заставить их купить и оказать тем самым поддержку)

Лидер – пожарный (лидер такого типа старается откликнутся на все происходящие события, способен действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, тем самым завоёвывая интерес)

Стиль лидерства – это совокупность приемов и методов деятельности политического лидера, характер его взаимодействия с последователями. Этот терми был введен в научный оборот лишь в 20 В. Австралийским психологом Адлером. Адлером и его последователями была выделено 2 стиля лидера, демократический авторитарный и нейтральный (не вмешивающийся).

Для авторитарного стиля характерен упор на жесткие распоряжения, угрозы, декреты. Лидер четко обозначает цель, намечает конкретный комплекс мер по ее достижению, определяет обязанности своих подчинённых и требует безусловного их исполнения. При этом жестко подавляется позиция тех членов группы, которые расходятся во мнениях с лидером, как правило поощрения и вознаграждения к таким лидерам используется крайне редко.

Для демократичного стиля политический лидер характерен иной подход лидера к организации его взаимодействия с последователями и внутри группы последователей. В данном случае поощряется инициативность группы, лидер пытается выяснить ту сферу полномочий, где проявляется лучшие качества его последователей, такой лидер учитывает мнение всех последователей и тем самым способствует сплочению этой группы. Лидер с демократическим стилем охотнее использует методы поощрения, вознаграждения, похвалы, хотя в экстренных случаях может применить методы давления и даже насилия.

Нейтральный , не вмешивающийся. Также лидеры редко проявляют стремление к какой либо деятельности. Позиция наблюдателя, внимательно следят за происходящими событиями, но прямо не выражают своё отношение к ним. При малейшей возможности они охотно уступают функцию разрешения конфликта своим заместителям и такая позиция позволяет им в большинстве случаев оставаться над конфликтом и тем самым избежать ответственности за него.

Но в настоящее время политологи выделяют еще стиль лидерства социально-адаптивный. Этот стиль ориентируется на реальность и стремится сочетать элементы всех выше указанных стилей в тех пропорциях, которые требуют обстоятельства.

Политическая деятельность и политическое участие.

1.Понятие и структура политического процесса.

2.Политическая модернизация.

3.Понятие социального конфликта, причины конфликта.

4.Политический конфликт, типы и виды политических конфликтов. Пути и способы разрешения конфликтов.

5.Функции политических конфликтов.

6.Политическое поведение и его формы.

7.Политическое участие и его формы.

Политический процесс – это последовательное изменение, развитие политической жизни, имеющее определенную направленность. Политический процесс имеет структуру, который имеет четыре элемента:

1.Здесь различные социальные силы проявляют свои политические интересы, стремления, требования.

2.Создаются специальные политические институты, которые будут предъявлять требования, представлять эти интересы.

3.Политические институты формулируют политическую волю в программах и принимают конкретные решения по реализации этих программ.

4.Реализация принятых программ в конкретных политических действиях.

Результаты политической деятельности выражаются в реальных изменениях социально политической ситуации в стране, что, в конечном счете, ведет или к развитию существующей политической системы, или к ее упадку.

Для того, чтобы предотвратить разрушение и упадок действующей политической системы необходимо быстро и эффективно отреагировать на возникновение новых политических интересов и требований и выработать адекватные в складывающейся ситуации меры. Такой род деятельности называется политической модернизацией. Таким образом, под политической модернизацией мы понимаем изменение чего-либо в соответствии с требованием времени. Несмотря на то, что модернизация называется политической, она захватывает широкий круг проблем: и экономику, и науку, и социальную сферу, и культуру.

В истории человечества выделяется два типа политической модернизации:

1.Оригинальная модернизация. Этим путем прошли США, страны Западной Европы, которые осуществили переход к рациональному демократическому общественному устройству.

2.Вторичная модернизация. Ее проходят страны, освободившиеся от колониальной зависимости, в нее вступили страны Восточной Европы и бывшие союзные республики. Эти страны стремятся достичь тех же политических и экономических результатов, но в значительно более короткие сроки.

На сегодняшний день есть две стратегии догоняющей, вторичной модернизации: либеральная стратегия и консервативная.

Либеральная стратегия модернизации. Ее содержанием является быстрая приватизация государственных ресурсов; формирование конкурирующих политических элит; быстрое создание новых политических институтов; быстрое изменение законодательства и широкая вовлеченность граждан в систему представительной демократии.

Консервативная стратегия. Она основана на использовании авторитарных методов управления ради сохранения национального единства, экономической стабильности и общественного порядка. Повышение экономической активности населения, создание частного сектора в экономике осуществляется постепенно без смены политической правящей элиты.

Слово конфликт происходит от латинского корня и в переводе означает столкновение. Таким образом, социальный конфликт может быть определен как тип социального отношения, в котором его участники противостоят друг другу по причине несовместимости своих устремлений. В любом сообществе всегда имеются объективные предпосылки социальных конфликтов. Наиболее важными из них являются те, которые связаны с распределением недостающих социальных ценностей (то есть не всех не хватает материальных благ, социального престижа и власти), однако существуют и субъективные факторы социальных конфликтов – это осознание человеком несовместимости своих целей с целями других субъектов, что вызывает соответствующие эмоциональные реакции: зависть, гнев, агрессию.

Если причиной конфликта является доступ к политической власти или к ее институтом, то такой конфликт называется политическим. Участниками социальных и политических конфликтов могут быть самые разные субъекты политических отношений: индивиды, социальные группы, классы, этнические общности, государства. Состояние отношений между субъектами, при котором открытое столкновение между ними не только возможно, но и неизбежно, называется конфликтной ситуацией или кризисом.

Чаще всего причинами политических конфликтов являются следующие причины:

1.Вопросы власти. Может сложиться ситуация, когда недовольными будут подчиненные, несогласные с управлением, а может недовольными будут управляющие, которых не удовлетворяет исполнение.

2.Нехватка средств к существованию. Очень часто ограничение правящей элитой выделяемых средств существования вызывает недовольство в обществе и приводит к политическому кризису.

3.Следствие непродуманной политики. Принятие правящей элитой поспешных несогласованных решений может также вызвать недовольство населения и спровоцировать конфликт.

4.Различие намерений и поступков отдельных политических лидеров и политических партий.

5.Расовая, национальная и религиозная неприязнь.

Известны различные классификации политических конфликтов. Например:

1.По субъектам носителей конфликта: межгосударственный конфликт, межнациональный, межклассовый, межрасовый.

2.По сферам отношений между конфликтующими сторонами: военный конфликт, финансовый, правовой, таможенный.

3.По масштабности конфликта: мировой, региональный, локальный.

Кроме того, конфликты можно классифицировать по содержанию, по времени протекания, по форме, по уровню формирования.

Своеобразие современных политических конфликтов заключается в том, что существенно меняется их направленность. В 19-20 веках, когда преобладали классовые конфликты и в них вовлекались широкие народные массы, конфликты приобретали вертикальную направленность (низы восставали против верхов). В современных условиях, когда политические конфликты чаще всего касаются правящей элиты, а широкие массы выполняют роль заинтересованных наблюдателей, конфликты принимают горизонтальную направленность, то есть в данном случае противостоят друг другу различные ветви власти или политические группировки. Поэтому в современной политологии выделяют два основных вида конфликта: вертикальный конфликт – это конфликт между действующей властью и теми политическими силами, которые не представлены в структуре властных органов; горизонтальный конфликт – это конфликт внутри самих властных структур, как правило, по поводу объема властных полномочий и их распределения между группировками правящей элиты.

Социальные и политические конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Власть, которая не справляется с конфликтами, неизбежно терпит поражение. Сдерживающими факторами политических конфликтов является высокий уровень социально-экономического развития страны, активистская политическая культура общества, а также традиционное доверие граждан к власти и закону. Важно отметить и искусство политиков, которые умело маневрируют, сглаживая противоречия конфликтующих сторон. Такое искусство также является важным средством предотвращения кризиса. Правящая элита, для того чтобы разрешить конфликт и предотвратить политический кризис, может использовать различные способы:

1.Метод избегания (замалчивания) конфликта.

2.Метод конфронтации. Конфликтующие открыто выступают со своими претензиями, вынуждая правящую элиту принимать жесткие политические решения.

3.Примирение сторон на основе сближения их позиций через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, отдельные политические лидеры или страны.

4.Переговоры. Переговоры возможны только тогда, когда между сторонами имеется хотя бы немного совпадающих позиций и интересов, что делает возможным уступки с каждой из сторон.

Последствиями политических конфликтов могут быть существенные изменения в политической, экономической, экологической, демографической сферах жизни общества. Однако эти изменения могут носить и положительный и негативный характер, поэтому различают позитивные и негативные функции политических конфликтов. К позитивным функциям относят:

1.Функция разрядки напряженности между конфликтующими сторонами, то есть общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей.

2.Коммуникативно-информационная функция конфликта. Это значит, что в ходе столкновения конфликтующие стороны лучше узнают друг друга.

3.Стимулирующая функция. Дело в том, что политический конфликт выступает движущей силой социальных изменений.

4.Функция переоценки прежних ценностей и норм жизни общества.

К негативным функциям политического конфликта относятся:

1.Угроза раскола и гибели общества.

2.Неблагоприятные изменения во властных отношениях.

3.Раскол в устойчивых социальных группах и международных организациях.

4.Неблагоприятные демографические и экологические процессы.

Задача управления и разрешения политического конфликта состоит в том, чтобы не допустить его разрастания до политического кризиса и снизить его негативные последствия.

Политическое поведение – это все проявления человеческой активности в сфере политики. Политическое поведение может носить осознанный и целенаправленный характер, однако может и неосознанным и немотивированным. Соответственно этому принято выделять две главные формы политического поведения:

1.Форма рациональных политических действий.

2.Форма бессознательного политического поведения.

Это основная классификация политического поведения, но есть и другие:

1.Классификация по психическому состоянию субъекта: поведение импульсивное, инстинктивное и эмоциональное.

2.По норме поведения: произвольное политическое поведение, случайное, организованное и стихийное поведения.

3.По степени успешности: эффективное, малоэффективное, деструктивное, дезинтегрирующее политическое поведение.

Под политическим участием принято понимать деятельность граждан, направленная на формирование институтов власти. Формы политического участия принято делить на две группы:

1.Форма активного участия.

2.Форма пассивного участия.

Формы активного участия:

1.Участие в выборах

2.В деятельности политических партий и организаций

3.Участие в прямых политических действиях (митинги, демонстрации)

4.Активная деятельность в неформальных политических движениях

Формы пассивного участия:

1.Неучастие в политической деятельности по причине неразвитости культуры и недостатка образования

2.Неучастие как результат разочарования в политической деятельности

3.Политическая апатия как неприятие политической системы в целом

4.Политический бойкот как выражение враждебности политической системе








Сейчас читают про: