11.02.2014
Технологическая карта урока.
| Класс: | 3А |
| Предмет | Русский язык |
| Тема: | Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих |
| Цель: | Формировать учения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих» |
| Задачи: | Образовательные: Формировать умения определять в каких словах на конце шипящих нужно писать ь, а на каких нет Развивающие: Развивать активную работу слухового, зрительного и речевого анализатора Воспитывающая: Вызывать положительную мотивацию к учению |
| УУД (формируемые): | Познавательные: Развивать мышление, внимание, память, речь Коммуникативные: 1. Формировать умение работать в парах 2. Развивать умение высказывать свои мысли Регулятивные: Учится планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
| Планируемый результат: | Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Планировать решение учебной задачи; Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; Продолжать формировать умение анализировать собственную работу. |
| Тип урока: | ОНЗ |
| Оборудование: | Учебник «Русский язык» Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. 3 класс. 2 часть. Программа Перспектива., электронный учебник. Рабочие тетради Компьютер Раздаточный материал |
| Этапы урока | Содержание | Примечание |
| 1. Орг. момент | Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Олеговна, сегодня урок русского языка и проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку. На уроке нам понадобится рабочая тетрадь, дневник, пенал и учебник. Будьте внимательны и активны на уроке. За каждое правильно выполненное задание, а так же активность, вы будете получать по звёздочке. В конце урока мы подсчитаем у кого сколько звёздочек и узнаем кто у нас самый активный в классе, а кому надо ещё поработать над своей активностью. Так же в конце урока вы оцените работу на уроке. А теперь начнём наш урок. | Дети готовятся к уроку |
| Словарная работа | Начнём мы наш урок со словарной работы. Сейчас мы выполним такое упражнение: Произносится слово, вызывается один учащийся к компьютеру. Учащийся печатает как должно писаться слово, а остальные учащиеся записывают у себя в тетрадях. Затем проводится проверка. | Упражнение из электронного учебника |
| Повторение изученного материала | За горами и холмами, за дремучими лесами есть удивительная страна. Правит в этой стране волшебница, а зовут её - Существительное. Существительное? Что это такое? Я хочу о нем узнать. Кто из вас сейчас ребята, о существительном нам может рассказать? (дети рассказывают все, что знают о существительном, кроме падежа) Ребята, к нам в сказочную страну пришел Знайка. Он пришел к нам не один, а со своими друзьями шипящими звуками и принес нам письмо. Они нам помогут раскрыть одну из тайн. Давайте, назовем эти звуки (ч, ш, щ, ж). На какие две группы можно разделить эти звуки? (твердые и мягкие) Какие звуки всегда твердые? (ш, ж)Какие всегда мягкие? (ч, щ) Давайте откроем тетради, запишем число и классная работа. На слайде найдите эти буквы и запишите в тетрадь буквы ч, щ, ш, ж красиво, аккуратно через запятую. Молодцы, аккуратно написали и нисколько не устали. | Рассказ детей о пройденной теме. Слайд 1. страна существительных 2.Волшебница по имени Существительное. 3. Что такое существительное? Слайд 4. Знайка со звуками. Слайд 5. с алфавитом. |
| Объяснение нового материала. | Ребята, а давайте прочитаем письмо от профессора, что же он хотел нам сказать? (Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих) Как вы думаете, что это? (тема нашего урока) Правильно. Я хочу вам рассказать сказку. Вы любите сказки? (да) Слушаете. Попал как – то мягкий знак в страну шипящих звуков. Шипят все кругом. Испугался мягкий знак и стал проситься к словам. Первым был дом существительных мужского рода. Мой товарищ, врач, скрипач, ключ, гараж, кумач и грач! Хочу я с вами поиграть, хочу в конце у вас стоять! Ну, так вот, зашипели они на мягкий знак и говорят: «НЕ мужское это дело смягчаться. Мы мужчины, войны.» И прогнали они мягкий знак. Опечалился он и побрел к словам женского рода. Идет и думает: женщины всегда добрые, как мама. Моя ночь, вещь и рожь, моя дочь, печь, брошь, Мои дорогие, красивые, вам нужна моя помощь, любимые! И верно сжалились слова женского рода и взяли мягкий знак к себе. С тех пор во всех существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак. Итак, какой вы можете сделать вывод? (существительные м.р. пишутся без мягкого знака, а существительные ж.р. с мягким знаком на конце) Открываем учебник на стр. 13 и давайте прочитаем "Узелки на память". Наша сказка похожа на правило? (да) Когда я вам читала сказку, там встретилось слово кумач. Кто-нибудь знает, что оно обозначает? (нет) Давайте, узнаем, что это за слово. Кумач – хлопчатобумажная ткань, окрашенная в ярко – красный или пунцовый цвет. Кумач использовался в старину, для пошива сарафанов и мужских сорочек. | Слайд 6. Текст письма Слайд 7. Обозначение слова кумач. |
| Физ. Минутка | В презентации | Дети выполняют упражнение, повторяя движения на слайде. |
| Первичное закрепление | Теперь мы с вами выполним следующее задание. Я буду вам говорить слова, а вы должны распределить их на два столбика. В первом столбике слова с мягким знаком, в другом без мягкого знака. А к доске пойдет … Речь, вещь, камыш, чиж, печь, ёж, врач, душ, ключ, помощь, ночь. Давайте проверим. 1 столбик: речь, вещь, печь, помощь, ночь. 2 столбик: камыш, чиж, ёж, врач, душ, ключ. А теперь давайте выполним самостоятельно ещё одно упражнение - упражнение 19 на стр. 13. Давайте прочитаем задание. Первые три человека, которые выполнят его правильно, получат по звёздочке. 1. Товарищ 2. Грач 3.Шалаш | Слайд 8. Два столбика со словами. |
| Вторичное закрепление | Следующее задание. Картинный диктант. На экране будут появляться животные, растения, а также различные предметы, которые увидите. Ваша задача написать названия в единственном числе в тетради. Напишите над словами род этого слова. Душ, ёж, мяч, нож, шалаш, печь, ландыш, рожь, брошь, карандаш, морж. Упр.21. Давайте прочитаем задание. К доске выходит... Остальные пишут у себя в тетрадях. 1. меч(м.р.) 2. речь(ж.р.) 3.калач(м.р.) 4.нож(м.р.) 5.товарищ(м.р.) Я прочитаю четверостишье, а вы выберите имена существительные с шипящими на конце слова и запишите в тетрадь. А к доске пойдет… По тропе бежал малыш. Растерзал бы хищный сыч, Если бы не мама-мышь. Им помог густой камыш. (малыш, сыч, мышь, камыш) | Слайд 9 – 19 картинки для картинного диктанта. |
| Итог урока | - С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились на уроке? - О какой роли мягкого знака в русском языке узнали? - Всё ли вам было понятно? - Какое задание вам было интересно выполнять? - О каком задании вы расскажете дома? - Проанализируйте свою деятельность, используя лежащие на парте рисунки. Прикрепите их к доске. | Дети отвечают на вопросы. |
| Домашнее задание | Упр.21(с.14) в учебнике |
Подпись методиста:__________ Фетисова Т.М.
Подпись учителя:_____________ Поплавская С.Н.






