Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Штраф

Штраф есть принудительное денежное взыскание в доход государства, применяемое по приговору суда к лицу, осужденному за совершение преступления. В случае неуплаты осужденным штрафа добровольно в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу взыскание может быть обращено на имущество осужденного, за исключением имущества, которое по закону не подлежит конфискации. Таким образом, карательная сущность наказания состоит в лишениях имущественного характера.

Штраф в качестве основного наказания может назначаться судом в случаях, предусмотренных санкцией применяемой нормы Особенной части УК, а также в порядке назначения более мягкого вида наказания, чем предусмотрено законом, в соответствии со ст. 64 УК. Как дополнительное наказание штраф может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

Закон устанавливает два принципа исчисления размера штрафа: 1) в твердой денежной сумме; 2) соответственно размеру заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

Абсолютными минимальными пределами размера штрафа являются либо сумма 2,5 тыс. руб. (для несовершеннолетних - 1 тыс. руб.), либо заработная плата или иной доход осужденного за две недели. Абсолютные максимальные пределы равны соответственно сумме 1 млн. руб. (для несовершеннолетних - 50 тыс. руб.) или заработной плате либо иному доходу осужденного за период пять лет (для несовершеннолетних - за шесть месяцев). Однако указанные максимальные пределы штрафа для совершеннолетних могут устанавливаться законом и назначаться судом только за тяжкие и особо тяжкие преступления. За преступления небольшой и средней тяжести штраф не может превышать 500 тыс. руб. либо заработной платы или иного дохода осужденного за три года.

Назначая штраф в указанных пределах, суд определяет конкретный размер штрафа с учетом не только характера и тяжести содеянного, но и имущественного статуса осужденного с тем, чтобы не поставить его и его семью в бедственное материальное положение. При этом также учитываются возможности реального получения осужденным заработной платы или иного дохода (дивидендов по акциям, авторского вознаграждения, пенсии и т.д.). По тем же причинам закон дает суду право предоставить рассрочку уплаты штрафа на срок до трех лет.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется любым из видов наказания, предусмотренных санкцией статьи, по которой лицо осуждено, в пределах, установленных этой санкцией.

Единственным основанием такой замены служит злостное уклонение осужденного от добровольной уплаты штрафа. Оно определяется в ст. 32 УИК РФ как неуплата штрафа либо части штрафа (при рассрочке его выплаты) в течение 30 дней после вступления приговора суда в законную силу.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа его замена более строгим видом наказания является обязательной (ч. 5 ст. 46 УК). Однако суд свободен в выборе того вида наказания, которым он считает целесообразным заменить назначенный приговором штраф, из числа предусмотренных санкцией, и в определении конкретного размера этого наказания в рамках, установленных санкцией.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, он взыскивается в принудительном порядке, предусмотренном законодательством РФ (ч. 3 ст. 32 УИК РФ).

В данном наказании заключается, по существу, два самостоятельных вида наказания: лишение права занимать определенные должности (к несовершеннолетним оно не применяется) и лишение права заниматься определенной деятельностью.

Первый состоит в запрещении занимать указанные в приговоре суда должности на государственной или муниципальной службе. В приговоре требуется указать не перечень конкретных должностей, а их характер: должности, связанные с осуществлением функций представителей власти или с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных полномочий. Не следует определять круг запрещенных должностей путем указания на характер осуществляемой по должности деятельности (например, деятельность по воспитанию детей, медицинская), поскольку это, во-первых, означало бы смешение запрета занимать должности с запретом заниматься деятельностью, и во-вторых, неосновательно расширяло бы очерченную законом сферу применения запрета занимать определенные должности.

Второй вид означает запрещение на установленный судом срок заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Такой запрет может касаться служебной деятельности осужденного (фармацевтической, педагогической, управления общественным транспортом), неслужебной профессиональной деятельности (например, охотничьего промысла, оказания юридических услуг и т.д.), а также любой иной непрофессиональной деятельности (например, управления личными транспортными средствами).

Карательная сущность рассматриваемых видов наказания заключается в ущемлении права на свободный выбор рода занятий или должности в соответствии с профессиональными возможностями и квалификацией осужденного, а также в лишении или ограничении предусмотренных законом льгот и преимуществ, вытекающих из занимаемой ранее должности или рода занятий.

Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обладают двойственной юридической природой: они могут назначаться и в качестве основных, и в качестве дополнительных.

В качестве основного наказания они могут быть назначены на срок от одного года до пяти лет, во-первых, в случаях, когда такое наказание предусмотрено санкцией применяемой нормы Особенной части УК, и во-вторых, при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, на основании ст. 64 УК.

Как дополнительное наказание - на срок от шести месяцев до трех лет в случаях, когда такое наказание предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, а также в случаях, когда оно санкцией не предусмотрено, но суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного сочтет невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В качестве дополнительного наказания в указанных законом случаях данный вид наказания устанавливается на срок до 20 лет.

Одна из целей рассматриваемых видов наказаний - предупредить совершение новых преступлений с использованием занимаемой должности или рода занятий. Поэтому назначение этих наказаний влечет обязательное расторжение трудового договора с осужденным и последующее запрещение на установленный судом срок занимать указанные должности. Однако отстранение виновного от этой должности еще до вынесения приговора не является препятствием для назначения такого наказания.

Порядок исчисления срока отбывания этих видов наказания, назначенных в качестве дополнительных, зависит от вида основного наказания, которому подвергается осужденный. Если указанное наказание присоединяется к обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы либо назначается при условном осуждении (независимо от вида основного наказания), то его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу, т.е. дополнительное наказание отбывается параллельно с основным. А если рассматриваемое наказание присоединяется к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то вынесенный судом запрет распространяется на все время отбывания основного наказания и, сверх того, на установленный срок дополнительного наказания.

Лишение специального, воинского или почетного звания,

классного чина и государственных наград

Данное наказание относится к числу дополнительных, т.е. присоединяется к основному наказанию, в качестве которого практически выступает лишение свободы, поскольку лишение указанных званий, чинов и наград назначается только за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Карательная сущность рассматриваемого вида наказания заключается в причинении осужденному моральных переживаний, связанных с утратой ранее достигнутых заслуг и успехов, а также в лишении его установленных законом льгот и преимуществ, вытекающих из званий, чинов и наград, которые виновный имел до осуждения.

Ни одна из норм Особенной части УК не предусматривает в санкции такого наказания. Поэтому основанием для его применения выступает любое тяжкое или особо тяжкое преступление. Но практически целесообразным является лишение осужденного званий, чинов и наград, обладание которыми несовместимо с характером и тяжестью содеянного. Так, лишение осужденного воинского звания уместно при совершении воинского преступления или преступления, так или иначе связанного с военной службой; лишение специального звания было бы разумным по отношению к лицу, использовавшему при совершении преступления свое звание или связанную с ним должность; лишение классного чина целесообразно при осуждении за преступление, совершенное по должности, связанной с этим классным чином.

Под специальными понимаются звания, присваиваемые в установленном порядке работникам органов юстиции, внутренних дел; Министерства по налогам и сборам РФ, дипломатической, таможенной служб и т.д.

Под воинскими понимаются звания, установленные Федеральным законом от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и присваиваемые военнослужащим Вооруженных Сил РФ, других войск (например, железнодорожных, пограничных и т.д.), федеральной пограничной службы, федеральной службы безопасности, органов внешней разведки.

Почетными являются звания, которые присваиваются за выдающиеся заслуги в области науки, техники, культуры, искусства и т.д. К ним относятся: народный или заслуженный артист, заслуженный деятель науки или искусства, заслуженный юрист, народный учитель, почетный железнодорожник Российской Федерации и т.д. Ученые степени и ученые звания не относятся к почетным, поэтому вопрос о лишении осужденных ученых степеней и ученых званий судом не рассматривается.

Классные чины - это квалификационные чины, которые присваиваются государственным служащим, занимающим государственные должности РФ или субъектов РФ (действительный государственный советник РФ, государственный советник 1, 2 или 3 класса, советник государственной службы 1, 2 или 3 класса), сотрудникам прокуратуры, следователям, судьям (действительный государственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1, 2 или 3 класса, старший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист 1, 2 или 3 класса). Аналогичные классные чины присваиваются сотрудникам министерств иностранных дел, морского флота, путей сообщения.

Под государственными наградами понимаются награды СССР, РСФСР и Российской Федерации: звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, все ордена, а также медали, являющиеся государственными наградами (к ним не относятся, например, юбилейные медали).

После вступления приговора в законную силу суд направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему соответствующее звание, чин или награду. Это должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении указанных звания, чина или наград, а также принимает меры по лишению осужденного соответствующих прав и льгот (ст. 61 УИК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: