V. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (задание на дом).
Стопа как целое.
Соединение костей свободной нижней конечности.
1. Тазобедренный сустав – чашеобразный. Головка бедренной кости + вертлужная впадина тазовой кости (край вертлужной впадины дополнется хрящевой губой). Внутри сустава круглая связка головки бедра, в которой проходят кровеносные сосуды и нервы. Суставная капсула прочная, укреплена связками (подвздошно–бедренная – выдержит нагрузку до 300кг, препятствуй разгибанию бедра; лобково-бедренная, седалищно – бедренная).
Движения – сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращения внутрь и наружу, периферическое.
2. Коленный сустав – мыщелковый сустав. Сочленяются 3 суставные поверхности костей и надколенника. Сустав укреплён боковыми связками. Внутри сустава мениски – латеральный и медиальный, передняя и задняя крестообразные связки.
Движения – сгибание и разгибание, незначительное вращение голени наружу и внутрь.
3. Голеностопный сустав – блоковидный, укреплён боковыми связями, передней, задней, таранно-малоберцовая и пяточно-малоберцовая, медиальная связками.
Движения – подошвенное сгибание и разгибание, небольшие боковые вращения.
4. Кости предплюсны – соединяются суставами, которые укреплены короткими костями с подошвенной и с тыльной стороны стопы.
Практическое значение имеют таранно-ладьевидный и пяточно-кубовидный суставы, которые соединяются в хирургии в один поперечный сустав предплюсны (сустав Шопара) – по его линии можно провести ампутацию стопы.
Предплюсно-плюсневые суставы укреплены тыльными, подошвенными и межкостными связями.
1. Плюснефаланговые суставы
2. Межфаланговые суставы
Стопа выполняет опорную функцию при стоянии и ходьбе. Кости стопы соединяются между собой и образуют упругий свод, обращенный выпуклостью кверху. Сзади стопа упирается на пяточный бугор, а спереди на головки плюсовых костей. Выделяют 5 продольных сводов соответственно пяти костным выступам стопы и один поперечный свод. Самый длинный и высоким является 2-й продольный свод. Внутренняя поверхность 5-го свода у медиального края стопы имеет небольшую вогнутость. У большинства людей за счёт утомляемости мышц вечером стопа несколько уплотняется и удлиняется.
А. Вопросы для устных ответов у доски:
1. Расскажите о топографии, строении костей таза.
2. Расскажите о половых различиях таза, размерах большого таза.
3. Расскажите о топографии, строении, соединении бедренной кости.
4. Расскажите о топографии, строении, соединении костей голени.
5. Расскажите о топографии, строении, соединении костей стопы.
Б. Ответьте на немые карточки (письменный опрос):
1. Строение тазовой кости.
2. Строение бедренной кости.
3. Строение костей голени.
4. Строение костей стопы.
В. Опережающие задания (рефераты):
1. Своды стопы.
2. Плоскостопие.
Учебно-методический план занятия № 9 | группа | дата |
(для преподавателя) |
Дисциплина: Анатомия и физиология человека
Тема занятия: «Морфофункцональная характеристика черепа и аппарата движения головы. Мозговой череп».
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированное занятие
Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Учебная:
1. Сформировать знания об анатомии и физиологии аппарата движения черепа.
2. Сформировать знания о видах, строении костей мозгового черепа.
3. Сформировать знания о соединении костей черепа, возрастных особенностях черепа.
Воспитательная:
1. Содействовать воспитанию студентов (формировать навыки самоорганизации, самостоятельной работы).
2. Прививать чувство ответственности за овладение учебным материалом.
3. Воспитывать необходимость постоянного самосовершенствования, формировать навыки самостоятельной работы с источниками медицинской информации.
Развивающая:
1. Развивать у студентов умение выделить главное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать факты, логически излагать мысли; оперировать формулировками, понятиями, определениями.
2. Развивать у студентов аналитическое мышление и внимание, при выполнении заданий разного уровня сложности.
3. Развивать у студентов способности профессионально использовать знания по теме.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
Знать:
1. Отделы черепа и кости их образующие.
2. Соединения костей черепа.
3. Черепные ямки.
4. Воздухоносные кости черепа.
5. Половые различия черепа.
Уметь:
1. Применить латинскую терминологию.
2. Распознавать на скелете кости черепа и их соединения.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие: анатомия (9 кл.).
Обеспечиваемые: латинский язык.
Внутренние связи: патологическая анатомия, цитология, гистология.
Обеспечение занятия:
Оснащение: таблицы, учебник, атлас
Технические средства: слайды, компьютер, проектор, экран.
Раздаточный материал:
-Инструктивно-технологическая карта комбинированного занятия.
Литература:
1. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека - Москва: Изд-во ОНИКС ХХI век, 2002г. с.18-23.
2. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999г. с.76-83.
3. Е.А.Воробьева, А.В.Губарь, Е.Б. Сафьянникова Анатомия и физиология – М.: изд-во «Медицина», 1981 г., с 85-90.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Сформировать знания об анатомии и физиологии аппарата движения черепа.
2. Сформировать знания о видах, строении костей мозгового черепа.
3. Сформировать знания о соединении костей черепа, возрастных особенностях черепа.