I. Организационный момент. Соединение костей свободной нижней конечности

V. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (задание на дом).

Стопа как целое.

Соединение костей свободной нижней конечности.

1. Тазобедренный сустав – чашеобразный. Головка бедренной кости + вертлужная впадина тазовой кости (край вертлужной впадины дополнется хрящевой губой). Внутри сустава круглая связка головки бедра, в которой проходят кровеносные сосуды и нервы. Суставная капсула прочная, укреплена связками (подвздошно–бедренная – выдержит нагрузку до 300кг, препятствуй разгибанию бедра; лобково-бедренная, седалищно – бедренная).

Движения – сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращения внутрь и наружу, периферическое.

2. Коленный сустав – мыщелковый сустав. Сочленяются 3 суставные поверхности костей и надколенника. Сустав укреплён боковыми связками. Внутри сустава мениски – латеральный и медиальный, передняя и задняя крестообразные связки.

Движения – сгибание и разгибание, незначительное вращение голени наружу и внутрь.

3. Голеностопный сустав – блоковидный, укреплён боковыми связями, передней, задней, таранно-малоберцовая и пяточно-малоберцовая, медиальная связками.

Движения – подошвенное сгибание и разгибание, небольшие боковые вращения.

4. Кости предплюсны – соединяются суставами, которые укреплены короткими костями с подошвенной и с тыльной стороны стопы.

Практическое значение имеют таранно-ладьевидный и пяточно-кубовидный суставы, которые соединяются в хирургии в один поперечный сустав предплюсны (сустав Шопара) – по его линии можно провести ампутацию стопы.

Предплюсно-плюсневые суставы укреплены тыльными, подошвенными и межкостными связями.

1. Плюснефаланговые суставы

2. Межфаланговые суставы

Стопа выполняет опорную функцию при стоянии и ходьбе. Кости стопы соединяются между собой и образуют упругий свод, обращенный выпуклостью кверху. Сзади стопа упирается на пяточный бугор, а спереди на головки плюсовых костей. Выделяют 5 продольных сводов соответственно пяти костным выступам стопы и один поперечный свод. Самый длинный и высоким является 2-й продольный свод. Внутренняя поверхность 5-го свода у медиального края стопы имеет небольшую вогнутость. У большинства людей за счёт утомляемости мышц вечером стопа несколько уплотняется и удлиняется.

А. Вопросы для устных ответов у доски:

1. Расскажите о топографии, строении костей таза.

2. Расскажите о половых различиях таза, размерах большого таза.

3. Расскажите о топографии, строении, соединении бедренной кости.

4. Расскажите о топографии, строении, соединении костей голени.

5. Расскажите о топографии, строении, соединении костей стопы.

Б. Ответьте на немые карточки (письменный опрос):

1. Строение тазовой кости.

2. Строение бедренной кости.

3. Строение костей голени.

4. Строение костей стопы.

В. Опережающие задания (рефераты):

1. Своды стопы.

2. Плоскостопие.

Учебно-методический план занятия № 9 группа дата
(для преподавателя)    

Дисциплина: Анатомия и физиология человека

Тема занятия: «Морфофункцональная характеристика черепа и аппарата движения головы. Мозговой череп».

Вид занятия: урок

Тип занятия: комбинированное занятие

Продолжительность 90 минут Место проведения кабинет анатомии

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Учебная:

1. Сформировать знания об анатомии и физиологии аппарата движения черепа.

2. Сформировать знания о видах, строении костей мозгового черепа.

3. Сформировать знания о соединении костей черепа, возрастных особенностях черепа.

Воспитательная:

1. Содействовать воспитанию студентов (формировать навыки самоорганизации, самостоятельной работы).

2. Прививать чувство ответственности за овладение учебным материалом.

3. Воспитывать необходимость постоянного самосовершенствования, формировать навыки самостоятельной работы с источниками медицинской информации.

Развивающая:

1. Развивать у студентов умение выделить главное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать факты, логически излагать мысли; оперировать формулировками, понятиями, определениями.

2. Развивать у студентов аналитическое мышление и внимание, при выполнении заданий разного уровня сложности.

3. Развивать у студентов способности профессионально использовать знания по теме.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

Знать:

1. Отделы черепа и кости их образующие.

2. Соединения костей черепа.

3. Черепные ямки.

4. Воздухоносные кости черепа.

5. Половые различия черепа.

Уметь:

1. Применить латинскую терминологию.

2. Распознавать на скелете кости черепа и их соединения.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие: анатомия (9 кл.).

Обеспечиваемые: латинский язык.

Внутренние связи: патологическая анатомия, цитология, гистология.

Обеспечение занятия:

Оснащение: таблицы, учебник, атлас

Технические средства: слайды, компьютер, проектор, экран.

Раздаточный материал:

-Инструктивно-технологическая карта комбинированного занятия.

Литература:

1. Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас анатомии человека - Москва: Изд-во ОНИКС ХХI век, 2002г. с.18-23.

2. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1999г. с.76-83.

3. Е.А.Воробьева, А.В.Губарь, Е.Б. Сафьянникова Анатомия и физиология – М.: изд-во «Медицина», 1981 г., с 85-90.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Сформировать знания об анатомии и физиологии аппарата движения черепа.

2. Сформировать знания о видах, строении костей мозгового черепа.

3. Сформировать знания о соединении костей черепа, возрастных особенностях черепа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: