Анатомия и медицина древней Греции и Рима

Исторические этапы развития анатомии

Доисторический этап (наскальные рисунки, орудия труда и оказание помощи соплеменникам)

Древний исторический этап в государствах – Китай, Индия, Египет, Греция, Рим. До Александрийский период и пост Александрийский период (Египет и Греция).

В развитии анатомии и медицины древней Греции много сделано в доалександрийский период (VI-III века до н.э.). Знаменитым врачом этого времени Гиппократом (460-377 г.г. до н.э.) были обобщены все достижения современной ему анатомии. Строение человека он рассматривает вместе с болезнями и травмами. Так, описывая раны, переломы, вывихи Гиппократ приводит достаточно верное описание костей, суставов, внутренних органов. Полости туловища разделяет диафрагмой, в легких находит пять частей, в сердце - желудочки, ушки, перикард. Однако артерии и вены часто смешивает, нервы не всегда отличает от сухожилий. В книге «Эпидемии» у Гиппократа описываются два черепно-мозговых нерва, проходящих вдоль трахеальной артерии к желудку (блуждающие нервы). Мозг описывается в виде двух полушарий и относится вместе с почками, миндалинами, лимфоузлами к железам.

В медицине и философии Гиппократ занимал материалистические позиции под влиянием работ Демокрита, Гераклита (основное философское положение древних греков – панта рей – все течет, все изменяется; «в одну реку невозможно войти дважды»). Учение Гиппократа о соках (кразах) в организме человека — крови, слизи, черной и светлой желчи дошло и до наших дней. Понятие нормы в нем определяется как правильное перемещение кразов. По Гиппократу – кровь (сангвис) поддерживает жизненный дух, слизь (флегма) вызывает вялость, черная желчь - меланхолию, светлая желчь (холе) – возбуждение, гнев. В связи с этим положением различают 4 типа темперамента: сангвинический, флегматический, меланхолический, холерический.

Гиппократ свел в единое руководство достижения современной ему анатомии, используя первые рукописи в виде «Анатомии» Диоклесса, трудов Алкмеона и своих собственных. На Русь работы Гиппократа проникли в средние века из Византии, они переводились, комментировались, обсуждались в монастырях и тиражировались рукописным способом, служили своеобразными учебниками в лекарских школах.

Гиппократ пользовался огромным авторитетом, имел много учеников, на его труды опирались все последующие исследователи и врачи. Имя его, как отца европейской и мировой медицины, известно всему миру, а его деонтологические заповеди легли в основу современной присяги врача и называются клятвой Гиппократа. Он заложил основы врачевания и должного поведения медиков, которыми пользуются и в наше время.

Древнегреческая Александрийская медицинская школа в изучении анатомии стояла на передовых позициях. Один из её крупных представителей Герофил умело вскрывал трупы человека (более 600), правильно описал черепные нервы, различал чувствительные и двигательные ветви, оболочки и синусы головного мозга, ориентировался в строение оболочек глаза, брыжеек, печени. Древним грекам было известно бальзамирование, для которого они применяли воск и пчелиный мед. Тело Александра Македонского, во время доставки на родину, сохранялось в меде.

Аристотель - крупнейший древнегреческий ученый, энциклопедист – является прямым предшественником Александрийской школы. Непосредственно анатомией человека он не занимался, однако, вскрывая животных, получил много анатомических фактов, которые систематизировал и с позиции логики, философии изложил в книгах «Истории животных», «О частях животных», «О происхождении животных», чем заложил основы описательной зоологии, сравнительной анатомии, эмбриологии. В своих анатомических знаниях во многом был прав, считая сердце началом сосудов, а сосуды – «приемниками крови». Однако он думал, что кровь заполняет только вены, а в артериях движется только «пневма – жизненное дыхание». Сердце он назвал обиталищем души, интеллекта, а мозг относил к «холодным органам», нервы считал трубчатыми структурами.

Таким образом, у Аристотеля, как и у Гиппократа, наряду с правильными суждениями о строении и назначении органов наблюдаются неверные, что обусловлено недостаточным развитием научных методов познания того времени (из-за этических и религиозных запретов трупы людей почти не вскрывались), а анатомия животных не идентична анатомии человека. Мировоззренческие позиции древних ученых тоже отражались на представлениях о строении и функции человеческих органов.

Аристотель по мировоззрению дуалист, т.е. колеблющийся между материализмом и идеализмом, развивает идею Платона, своего учителя, о трех видах души, помещающихся в мозге, сердце, печени (знаменитый треножник Платона). Аристотель считает, что душа едина с телом, и умирают они вместе (материалистический подход). Однако он доказывает, что развитие всего живого целенаправленно свыше – теологично, что потом легло в основу схоластики, господствовавшей в средневековой медицине.

Клавдий Гален – ученый и знаменитый врач Древнего Рима, обобщил по анатомии человека все, что было известно до него, дополнил эти сведения собственными данными. Его основной труд «17 книг о назначении человеческого тела» написан на греческом языке в 169-175 гг. нашей эры, а переведен на латынь в 1310 году. Анатомические исследования Гален проводил на трупах животных, особенно обезьян, реже на мертвых человеческих телах; обладал великолепной техникой вскрытия и постановки эксперимента. Много сделал открытий, например, в головном мозге — водопровода, описал анатомическое строение органов, пытался установить их функциональное назначение.

Расцвет античной анатомии в большой степени обусловлен работами Галена. В средневековую Русь античные рукописи Гиппократа, Аристотеля, Галена поступали через Византию (Восточный Рим). В монастырях, церквах они использовались для обучения лекарей и непосредственного врачевания. Особая заслуга в распространении этого наследия принадлежит игумену Белозерского монастыря Кириллу, который перевел и составил комментарий «Галиново на Ипократа» – учебное пособие для подготовки монастырских лекарей. Русские монастыри располагали трудами Аристотеля, которые с греческого языка переводили на церковно-славянский, использовали в лекарском деле и при обучении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: