Медицины

О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ «ЧЖУД-ШИ»

Полный свод знаний по тибетской медицине содержится в четырехтомном трактате, записанном Ютог-ба Йондан-гонпо*. Трактат имеет название «Сердце (экстракт) амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений».

Амрита — нектар, эликсир; мифический напи­ток бессмертия, добытый богами и асурами при пах-тании молочного океана; в переносном значении синоним слова «медицина». Восемь членов медици­ны — болезни тела, детские болезни, женские бо­лезни, болезни от демонов, раны, отравления, ста­рость, половое бессилие.

Этимология слова «тантра» имеет различные толкования. В Вайдурья-онбо сделана попытка объяснить значение слова с медицинской точки зре­ния. Оно разделено на два корня: «тану» — тело и «трая» — защита. Применительно к текстам это сло­во указывает на сокровенный характер их содержа­ния, необходимость знакомства с устной традицией комментирования, которая передается непосредст­венно от учителя к ученику.

Повествование здесь ведется от лица Будды Шакьямуни, вернее, его «медицинской ипостаси»

*О Ютог-ба Йондан-гонпо см. Приложение I.

Бхайшаджья-гуру (Верховного медика). Бхайшаджья-гуру восседает на престоле в середине дворца, распо­ложенного в городе Лта-на-сдуг (Прекрасный на вид). Дворец украшен лекарственными драгоценны­ми камнями разных видов, усмиряющими 404 болез­ни. Слушателями, окружающими Учителя четырьмя кругами со всех сторон, являются различные боги, риши и последователи буддизма.

Однако сам Будда не принимает участия в про­цессе изложения, перед каждой тантрой он погружа­ется в состояние самадхи (полного сосредоточения) и выходит из него после завершения тантры. Как только Будда входит в самадхи, из его тела вырыва­ется луч сотен и тысяч разных цветов, распространя­ется по десяти сторонам света и очищает все живые существа от скверны, грехов и болезней. Затем Будда эманирует из себя риши, представляющих его лич­ность в разных аспектах. Постоянным действующим лицом является риши Маносиджи — персонифика­ция языка Будды, который и задает Верховному ме­дику вопросы. Отвечают на эти вопросы остальные четверо риши, которые появляются из разных частей тела Будды и рассказывают по одной тантре. Поэто­му трактат состоит из четырех томов и кратко назы­вается «Чжуд-ши», что означает «Четыре тантры».

Как тело человека —

высшее из всех шести видов рождений —

содержать в здоровье, лечить при болезнях,

чтобы оно жило долго, преуспевая в светских

и религиозных делах,

кратко расскажу... —

говорит риши Видьяджняна, воплощение Будды.

ГЛАВЫ О ЗДОРОВЬЕ

И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ,

О БОЛЕЗНЯХ, ИХ ПРИЧИНАХ И ЛЕЧЕНИИ

В «Чжуд-ши», так же как в большинстве восточ­ных медицинских систем, первостепенное внима­ние уделяется вопросам профилактики заболеваний, а также проблемам сохранения и поддержания здо­ровья.

Тибетские врачи дают человеку множество сове­тов и рекомендаций, которые помогут сохранить здо­ровье и предупредить развитие болезней. Все эти профилактические методы и наставления, касающиеся правильного образа жизни, основаны на принципах индивидуального подхода к человеку.

Как утверждают тибетские лекари, любые изме­нения физического и психологического состояния человека происходят под влиянием различных фак­торов окружающей среды. Во-первых, это объектив­ные факторы, которые человек изменить не спосо­бен, — климатические условия региона проживания, смена времен года; во-вторых, это субъективные фак­торы, определяемые самим человеком, — образ жиз­ни, характер питания, условия быта, вид трудовой деятельности, особенности сексуальных отношений. В связи с этим предлагается неблагоприятные для ор­ганизма действия объективных факторов корректи­ровать с помощью факторов субъективных.

Но для того чтобы человек смог создать для себя наиболее благоприятные условия жизни и эффектив­но использовать их для поддержания здоровья, он должен располагать информацией о том, как дейст­вуют объективные и субъективные факторы на лю­дей разных конституциональных типов и как они взаимодействуют на уровне человеческого организ­ма. Эти знания и предлагает нам тибетская медицин­ская система.

Внутренняя среда организма — микрокосм — у разных людей имеет свои отличительные особенно­сти. В зависимости от особенностей внутренней сре­ды организма тибетская медицина выделяет группы людей с более или менее схожим характером внут­ренней среды — конституциональные типы — люди конституции ветра, желчи и слизи.

Существуют три чистых типа и четыре смешанных. Определенные свойства внутренней среды человека, его конституцио­нальные особенности «преломляют» влияние факторов окружающей среды. Таким образом, одни и те же условия оказывают на разных людей различное влияние. И последствия этих воздействий тоже бу­дут неодинаковы.

Одни и те же факторы, воздей­ствующие на людей разных конституциональных типов, в одном случае способны вызвать заболева­ние, а в другом — излечить его. Еще тибетским медикам было хорошо известно, как изменяется со­стояние внутренней среды организма у людей раз­личных конституциональных типов в зависимости от возраста.

Итак, на воздействия одинаковых факторов среды люди различных конституциональных типов реаги­руют по-разному. Это утверждение и легло в основу тибетских рекомендаций по поддержанию здоровья, профилактике заболеваний и их лечению. Поэтому в тибетской медицине наряду с лекарственными и фи­зическими способами профилактики и лечения бо­лезней обязательно используются лечебное питание и лечебный образ жизни, который варьируется в за­висимости от конституции человека, его возраста и характера заболевания.

Согласно представлениям тибетской медицины, в организме человека развиваются горячие и холод­ные болезни. Основу горячих болезней составляют чрезвычайно развитые «горячие процессы». Совре­менные ученые, исследователи древнетибетских ме­дицинских трактатов считают, что выражение «горя­чие процессы» соответствует гиперфункционирова­нию органа, ткани, функциональной системы.

К группе горячих болезней относятся также воспа­лительные процессы, как выражения гиперфункцио­нирования систем защиты организма. В основе холод­ных болезней лежат гипофункциональные состояния различной степени, а также чрезмерно выраженные процессы питания, роста, клеточного деления.

Дело в том, что, по современным медицинским представлениям, жизнедеятельность человеческого организма связана с двумя противоположными по своей сути процессами: эрготропными и трофотроп-ными. Эрготропные процессы характеризуются рас­ходом накопленной организмом энергии, а трофо-тропные — ее накоплением. Трофотропные процессы связаны с питанием клеток, их делением (размноже­нием).

Три системы регуляции организма — ветра, жел­чи и слизи — участвуют в развитии горячих и холод­ных состояний в разной мере. Система ветра в боль­шей степени обеспечивает развитие эрготропных (горячих) процессов, система желчи в равной мере обеспечивает развитие горячих и холодных процес­сов, а система слизи в большей мере причастна к развитию холодных процессов.

Нарушения деятельности систем ветра, желчи, слизи приводят к изменениям регулируемых ими процессов, как эрготропных, так и трофотропных, а следовательно, к развитию заболеваний. Таким об­разом, представления о трех регулирующих системах организма, а также о холодных и горячих состояниях являются основой классификации болезней.

Необычными для европейских медиков являются методы диагностики заболеваний, которыми пользу­ются тибетские врачи. Наряду с подробным опросом и осмотром пациента тибетский врач занимается и изучением его урины, а также, тщательно исследуя пульс больного, определяет, какие из внутренних ор­ганов поражены болезнью. Часто применяется еще один нетрадиционный метод диагностики — пальпа­ция больных органов. Но ощупывает врач не сами внутренние органы, а те точки на позвоночнике, ко­торые с ними связаны.

Тибетская медицинская система располагает ог­ромным арсеналом лекарственных средств природ­ного происхождения. Кроме трав, для лечения ис­пользуются корни, плоды, цветы различных расте­ний. «На земле не растет ничего, что нельзя было бы использовать в качестве лекарства», — сказано в «Чжуд-ши». Лекарственные сборы, включающие порой несколько десятков компонентов, готовятся очень тщательно.

Помимо лекарственных средств растительного и животного происхождения, тибет­ская медицина использует различные соли, минера­лы, драгоценные камни и металлы. Пользуются тибетские врачи и физическими способами лече­ния заболеваний. Среди них есть такие методы, как иглоукалывание, прижигание, ванны, компрессы и массаж с применением масел.

ТИБЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Человек, по представлениям тибетцев, является частью Великой Вселенной — макрокосма, и живет он, подчиняясь закономерностям, действующим в ней. Поэтому медицинская система была тесно связана с астрономическими знаниями, а методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний опирались на представления о солнечно-лунных циклах.

У народов Восточной и Юго-Восточной Азии ши­рокое распространение получил солнечно-лунный календарь, в котором с учетом движения Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна были выделены 12- и 60-летние циклы.

Первая половина астрономического года до рав­ноденствия в тибетской медицине называется «север­ный путь солнца», вторая — «южный путь солнца». 12-летний цикл рассчитан на основании полного оборота Юпитера вокруг Солнца. Время оборота де­лится на 12 равных частей. Каждой части даны на­звания животных — мышь, корова, тигр, заяц, дра­кон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, сви­нья; а также стихий — огонь, земля, железо, вода, дерево; окраски и рода.

60-летний цикл по-тибетски и по-монгольски называется «рабчжун». В каждом «рабчжуне», напри­мер, год мыши встречается пять раз, но при этом они будут разными, ибо каждый из пяти годов мы­ши носит свою символику пяти материальных сти­хий и цветовых различий. В 60-летнем цикле вся комбинаторика встречается только 1 раз. Так, на­

пример, 1972-й — год мыши черной воды, 1984-й — год мыши синего дерева, 1996-й год — год мыши красного огня.

По тибетским медико-астрологическим представ­лениям считается, что «дни рождения» наступают у человека через 12 лет. Так, например, у родившегося в 1975 году (год зайца синего дерева) дни рождения будут в 1987 и 1999 годах и т. д. И эти годы для него предполагаются условно отрицательными, особенно для женщин на 49-м, мужчин на 61-м году жизни, когда «внутренняя энергия» организма ослабевает и наступают «смещения» регулирующих физиологиче­ских систем — ветра («рлунг»), желчи («мкхрис») и слизи («бадкан»).

В действительности, и это находит подтвержде­ние в современных медицинских представлениях, в женском и мужском организме примерно в эти пе­риоды жизни наступает глубокая перестройка и сдви­ги в физиологически закрепленных гормональных и эндокринных механизмах регуляции, энергетических процессах, которые являются неблагоприятным фо­ном при соответствующих отрицательных воздейст­виях социальных или сезонно-климатических фак­торов.

В отношении оценки здоровья человека 12-лет­ние циклы имели большое значение. Сочетание го­да, стихии, окраски были важны для определения физических, эмоциональных и интеллектуальных циклов, установления совместимости супружеской жизни, а также цикличности изменений окружаю­щей среды.

В отличие от привычных нам представлений о сезонах, тибетская медицина различает пять сезо­нов года. Формируются они следующим образом. 360 дней года разделяются на 4 основных сезона:

весну, лето, осень и зиму, каждый из которых насчи­тывает по 90 дней в среднем.

В каждом из сезонов различают основной сезон, имеющий продолжитель­ность 72 дня, и сезон промежуточный, насчитываю­щий 18 дней (межсезонье).

В сумме четыре межсезонья по 18 дней составляют пятый сезон года продол­жительностью в 72 дня.

В разные периоды года человеческий организм функционирует по-разному. И все это должен учи­тывать тибетский врач.

O ЗДОРОВЬЕ И ДОЛГОЛЕТИИ

ТЕЛО И ЕГО ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

ДВОРЕЦ ТЕЛА

В «Чжуд-ши»тело человекасравнивается с архи­тектурнымиэлементами дворца. Яркие сравнения позволяли лучше запомнить и точнее применять ме­дицинскиезнания. Каждая строка этой главы может быть также темой для медитативного размышления тибетского врача.

Две бедренные кости — как фундамент стены.

Позвоночник ~ как столбик из золотых монет.

Аорта — как колонна, перед которой приносятжертвы.

Грудина — как прямоугольная балка.

24 ребра — как стропила гладкие.

Хрящи на концах ребер — как упоры стропил.

Сосуды, жилы, сухожилия — доски потолочные.

Мясо и кожа — штукатурка и покраска.

Пара ключиц подобны карнизу.

Лопатки напоминают углы строения.

Голова — как башня на верхнем этаже.

Отверстия органов — как раскрытые окна.

Череп похож на купольную крышу.

Теменное отверстие подобно дымоходу.

Ухо — как голова Гаруды*.

Нос напоминает шпиль наверху здания,

Волосы — как черепица мужская и женская.

Руки висят, как шелковые украшения балданы.

* Гаруда — сказочная птица,царь птиц. Изображением ее головыукрашались концы стропил на углах крыши.

Грудь и живот — как верхние и нижние дворы.

Диафрагма похожа на шелковый занавес.

Сердце — царь, сидящий на троне.

Пять матерей легкого — внутренние советники.

Пять сыновей легкого* — царские дети.

Печень и селезенка — царицы старшая и младшая.

Почки — советники внешние, богатыри, опора.

Сам-сеул — хранилище для драгоценностей.

Желудок — посуда для варки еды.

Кишка тонкая и толстая — служанки цариц.

Желчный пузырь — мешочек с приправами.

Мочевой пузырь — сосуд с запасом воды.

Ноги — как тораны** или арки.

Уязвимые центры — полномочные послы царя.

При знакомстве с жизнедеятельностью организ­ма нужно хорошо знать: 1) организм, в котором со­вершаются жизненные процессы, и 2) сущность жиз­ненных процессов.

СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

В тибетской медицине описаны семь различных форм черепов: 1) свод черепа продолговато-оваль­ный, 2) с особенной выпуклостью у макушки, 3) фор­мы яйца, 4) четырехугольной формы, 5) шарообраз­ный, 6) сплюснутый с боков и 7) сплюснутый сзади и спереди.

Мозг человека, в зависимости от формы черепа, имеет разную плотность. Так, например, продолго­вато-овальный череп содержит мозг, имеющий та­кую же плотность, как мышцы, то есть мозг содер­жит столько же жидкости, сколько мышцы. В черепе с выпуклостью у макушки помещается мозг, содержащий столько же жидкости, сколько находится в масле. Мозг в черепе с формой яйца по количеству в нем жидкости напоминает соты, с четырехугольной формой — творог, с шарообразной — простоквашу, в черепе, сплюснутом с боков, мозг похож на молоко. Череп, сплюснутый сзади и спереди, имеет массу жидкости.

* Легкие в тибетской медицине считаются непарным органом, состоящим из 10 долей, которые делятся на пять задних и пять передних, называемых соответственно мате­рями и сыновьями легкого.

** Торана — архитектурный элемент индийских хра­мов — два вертикальных столба, соединенных сверху пере­кладиной.

В результате проведенных исследований тибет­ские медики пришли к выводу, что жизненная дея­тельность мозга зависит исключительно от коли­чества в нем жидкости. Ни вес, ни величина, ни извилины мозга не имеют особенного значения. Чем плотнее вещество мозга и чем меньше в нем жидко­сти, тем энергичнее проявляется его плодотворная

деятельность. Оболочка мозга сероватого цвета (напоминает цвет печени), испещрена кровеносными сосудами.

Люди со здоровым черепом и мозгом, выдержи­вая значительные удары, не падают в обморок, не теряют сознания, не испытывают головокружения, приступов тошноты и рвоты.

Самыми опасными травмами считаются повреж­дения мышц макушки, затылочных и теменных мышц. Повреждения же остальных мышц черепа опасными не считаются.

Кровеносные сосуды, разделяющиеся на белые (артерии) и черные (вены), бывают мозговые, кост­ные и мышечные.

Сосуды головы главным образом связаны с дву­мя сонными артериями и венами шеи и с двумя по­звоночными артериями, которые сплетаются между собою подобно тому, как сплетаются прожилки на листьях.

Нервы, выходящие из нижнего отдела мозга, свя­зывают с мозгом внутренние органы, конечности, а также нервы шести чувств.

Нервы чувствующие отличаются от нервов дви­гающих. За деятельность нервной системы организ­ма отвечает регулирующая система ветра. Все нервы, и чувствующие и двигающие, функционируют нормально при нормальном состоянии этой системы ре­гуляции.

Отдельно от области головы, туловища и от ко­нечностей рассматривается в тибетской медицине шейная область. Она считается самой важной частью организма.

Повреждения костной системы шеи, ее сосудов, нервов, фасций, мускулов и сухожилий одинаково влекут за собой серьезные последствия.

Повреждения костной системы шеи так же опас­ны, как повреждение черепных костей. Поврежде­ния сосудов и нервов шеи так же опасны, как повреждение внутренних органов.

Повреждения мышц, фасций и сухожилий так же опасны, как поврежде­ния конечностей. Поэтому при изучении человече­ского тела на область шеи следует обратить особое внимание.

При рассмотрении шейных позвонков нужно об­ратить внимание на первый и второй шейные по­звонки — атлант и эпистрофе, на тело, на отростки и на суставные поверхности позвонков.

При повреждении спинного мозга происходит сведение шеи, появляется тяжесть в голове, сухость языка, задержание урины, потемнение в глазах, ко­лотье в грудной области, ослабление и исхудание ко­нечностей. Больные с подобными травмами в тече­ние семи-девяти дней умирают.

Тибетские медики различают в теле человека на­ружные и внутренние проводники. К ним относятся: артерии и вены наружные и внутренние, нервы и ды­хательное горло.

При ушибе сонных артерий человек падает без памяти и у него замечается продолжительное сон­ное состояние, поэтому эти артерии называются сонными.

Следует заметить, что при повреждении шейных позвонков следует лечить их, как кости черепа, а со­суды и нервы — как органы грудной и брюшной по­лости; мышцы, фасции и сухожилия — как конеч­ности.

При изучении туловища нужно обратить внима­ние на костный скелет, на расположение костей и хрящей, на состояние кожи, подкожного жира, фас­ций и мышц, на органы плотные и органы, имею­щие полость. Вообще следует изучить топографиче­скую анатомию как целого туловища, так и частей его, обращая особенное внимание на линии, соеди­няющие определенные пункты, на сосуды, на нервы и на различные отверстия.

Каждый врач должен знать:

1) меры тканей, частей и органов;

2) положение сосудов и нервов;

3) места, повреждение которых наиболее опасно;

4) отверстия и пути.

Газы в теле имеются в таком количестве, в каком могут поместиться в малом тазу; желчь наполняет весь желчный пузырь, слизистые и серозные оболоч­ки приблизительно равны объему трех пригоршней человека; крови и содержимого кишок в теле — по семи пригоршней; урины и лимфы — по четыре при­горшни; жира и костного мозга — по две; регул и спермы — по одной пригоршне; мозга •— одна при­горшня; мяса — пятьдесят горстей.

Кроме того, в организме имеются двадцать три разновидности костей и хрящей *; двадцать восемь позвонков; двадцать четыре ребра; тридцать два зу­ба; триста шестьдесят отдельных костей, косточек и хрящей **; двенадцать больших суставов; двести де­сять малых суставных поверхностей; шестнадцать больших фасций; девятьсот сухожилий и связок; два-

· Череп, затылок, переносица, нижняя челюсть, зубы — пять видов костей головы;

· позвонки, их отростки, копчик, тазовая кость, лопатки, ключица, грудина, ребра, реберные хрящи — девять видов костей туловища;

· плече­вая кость, кости предплечья, кости запястья — три вида костей рук;

· бедренная кость, кости голени, пяточная кость, кости стопы — пять видов костей ног;

· ногтевые фаланги — всего получается двадцать три вида костей.

·

** Анатомические сведения в тибетской медицине не всегда совпадают с данными современной анатомии, по­этому строгие соответствия между ними невозможны.

дцать одна тысяча волос на голове; тысяча миллио­нов волосиков на всем теле; пять плотных органов, шесть полых органов, девять отверстий. Рост каждого человека — своя ручная сажень *, за исключением лю­дей ненормального роста, начиная с четырех локтей.

Тело человека из Джамбудвипы (вписывается)

в квадрат, равный размаху рук. При плохой фигуре рост на пол-локтя (размаха рук)

короче.

Сосуды и нервы в организме таковы:

1) эмбрио­нальные сосуды и нервы,

2) развивающиеся нервы и нервные сплетения,

3) кровеносные сосуды, 4) жиз­ненные сосуды и нервы.

Три эмбриональных сосуда связаны с пуповиной, нервные сплетения соединяются с развивающимся головным мозгом.

Сосудов четыре: созидания, существования, соединения и жизни. Созидающий от пупка разделяется на три, один сосуд бежит вверх и формирует голову. Невежество опирается на голову и находится там. От невежества рождается слизь и располагается в верхней части (тела).

Один сосуд проникает в середину и формирует аорту. Гнев опирается на аорту и кровь, от гнева рождается желчь и пребывает в средней части (тела). Один сосуд проникает вниз и формирует тайные (органы). Страсть пребывает в тайных местах мужчин и женщин.

Жизненная деятельность мозга и роль, которую он играет в организме, находятся в прямой зависи­мости от жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Эти процессы пер­воначально, в эмбриональном периоде, возникают в области головы, способствуя постепенному образо­ванию головного мозга, а затем, по мере развития зародыша, в грудной области, сопровождая возникновение лимфатических сосудов. Степень развития умственных способностей зависит от состояния жиз­ненных процессов системы желчи с самого начала жизни эмбриона.

Кровеносная система возникает в середине заро­дыша одновременно с образованием аорты.

В эмбриональном периоде жизненные процессы желчи совершаются прежде всего в области печени и желчного пузыря, но по мере развития зародыша эти процессы проявляются во всем организме. Наша раз­дражительность напрямую зависит от состояния жел­чи в кровеносной системе.

Восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха (деятель­ность системы ветра) в эмбриональном периоде воз­никает и совершается в поясничной области зароды­ша и особенно ясно обнаруживается в толстом ки­шечнике.

Симпатическая нервная система *, развивающая­ся в поясничном отделе зародыша под влиянием сис­темы ветра, и возникновение чувства страсти нахо­дятся в зависимости от жизненной роли системы вет­ра в этой области.

В организме есть четыре больших развивающих­ся нервных сплетения:

1) пять чувствующих нервов, возникающих в головном мозге и сопровождающих­ся пятьюстами нервов и нервных сплетений,

2) нерв­ные центры, порождающие различные желания, раз­виваются в зависимости от деятельности сердца и сопровождаются пятьюстами нервов и нервных спле­тений,

3) нервы, способствующие общему питанию, возникают в области пупка и сопровождаются пятью­стами нервов и нервных сплетений,

4) нервы, спо­собствующие воспроизведению потомства, возникают в половой сфере и сопровождаются пятьюстами нервов и нервных сплетений. Таким образом, весь организм скреплен нервами.

1) Симпатическая нервная система — часть вегетатив­ной нервной системы; участвует в регуляции деятельности организма; по ее волокнам из центральной нервной систе­мы проводятся импульсы, вызывающие сужение сосудов, усиление и учащение сердцебиения, отделение пота и т. д.

Кровеносные сосуды разделяются на белые и чер­ные, то есть на артерии и вены. Аорта и сопровож­дающая ее вена считаются матерью кровеносных со­судов, они разветвляются в голове и в четырех ко­нечностях. От аорты и вены расходятся двадцать четыре крупных артерии и вены, участвующие в пи­тании мышц и кровеносной системы. По плотным и полым органам проходят восемь крупных артерий и вен. По четырем конечностям идут шестнадцать ви­димых артерий и вен. Повреждения ста двенадцати артерий и вен опасны, соединяющихся с ними мел­ких артерий и вен сто восемьдесят девять; разветв­ляющихся от них во всем организме артерий и вен сто двадцать, а от них отходят триста шестьдесят мел­ких артерий и вен, от которых, в свою очередь, рас­ходятся семьсот еще более мельчайших артерий и вен, а от последних — бесчисленное множество мел­ких сосудов, связывающих весь организм.

От головного мозга — великого моря узлов нер­вов, — похожего на главный корень растений, идут вниз девять двигательных нервов, способствующих водообмену. Эти девять нервов связаны с плотными и полыми органами. Кроме них, имеется тринадцать нервов, идущих по четырем конечностям и по голове и шесть видимых нервов, от которых разветвляется шестнадцать тонких нервов, участвующих в водообмене.

Жизнь человека мгновенно прекращается в трех случаях:

при смертельном повреждении головного мозга,

при остановке дыхания,

при остановке кро­вообращения, так как от всего этого зависит непо­средственно жизнь, процветание и деятельность ор­ганизма.

У человека имеются три жизненных сосуда:

один проходит через голову и все тело,

один сопутствует дыханию,

один скитается, подобно душе.

Сосуды — это внешние и внутренние каналы, по которым двигаются кровь и ветер, они объединяют и взращивают тело, они являются вместилищем жизни и поэтому называются сосудами.

В человеческом теле есть области, повреждение ко­торых опасно для жизни.

Это опасные места: 1) в мыш­цах, 2) в жировой ткани, 3) в костях, 4) в фасциях, 5) в сухожилиях и связках, б) в плотных и полых органах, 7) в сосудах и нервах.

Значительно поврежденные мышцы сильно опу­хают; при повреждениях опасных мест костей чело­век чувствует сильную боль; при повреждениях опас­ных мест фасций, связок и сухожилий образуются сведения; при повреждениях опасных мест сосудов и нервов, жировой ткани, плотных и полых органов человек погибает.

Опасными все эти места называ­ются потому, что при повреждениях их больные уми­рают, или очень страдают, или трудно и долго изле­чиваются.

Опасных мест для мышц сорок пять;

для жировой ткани — восемь;

для костей — тридцать два;

для сухожилий и связок — четырнадцать;

для плот­ных и полых органов — тринадцать;

для сосудов и нервов — сто шестьдесят;

в области головы — шесть­десят два;

в области шеи — тридцать два; в области туловища — девяносто пять;

в областях четырех ко­нечностей — сто двенадцать.

Вообще в организме опасных мест при повреждениях — триста два, из которых девяносто шесть — очень опасны.

При по­вреждениях этих мест люди погибают и даже лучшие врачи не способны помочь им. Мест, повреждения которых не слишком опасны, сорок девять — знаю­щие врачи в этих случаях могут помочь.

Остальные из повреждений хотя считаются опасньми, но по­следствия их не слишком тяжелы, и каждый врач способен их излечить.

Отверстия и пути бывают внутренние и наруж­ные. К внутренним путям относятся дыхательные пу­ти; пути, по которым получают питание семь тка­ней; пути, по которым идут три выделения; пути водообмена и первые пути пищеварения. Всего внут­ренних путей — тринадцать. Наружных отверстий и каналов в области головы — семь, в нижней части тела — два; у женщин, кроме того, еще три отвер­стия — вход матки и два протока молочных желез.

По форме каналы и отверстия бывают округлыми, толстыми, тонкими, длинными, короткими и соединяются, подобно жилкам на обороте листьев. Каналы — это двери, через которые поступает прозрачный сок.

Неподходящее питание и образ жизни повреждают просветы каналов и вызывают болезнь, они расширяются, сужаются, меняют направление. Здоровые и чистые каналы — это покой.

Благодаря этим путям организм получает пита­тельные вещества. При несоответствующем образе жизни, пище и питье пути и отверстия повреждаются и возникают расстройства. Сильное или, наоборот, замедленное движение по путям также порождает расстройства в организме. Если нет причин, рас­страивающих пути и отверстия, организм благоден­ствует.

ТКАНИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА, ИЛИ СИЛЫ ТЕЛА

Хилус * (тканевой сок), кровяная ткань, мышеч­ная ткань, жировая ткань, костная ткань и хрящи, костный мозг и нервная ткань; сперма и менструаль­ная кровь — все это ткани (силы тела), составляю­щие организм человека. К отделениям относятся экс­кременты, урина и пот.

Хилус доставляет питательный материал всем тканям организма. Кровяная ткань доставляет необ­ходимую для организма влагу и участвует в процессе дыхания, являясь посредником восприятия, уподоб­ления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме.

* Хилус — млечный сок, содержимое лимфатических сосудов кишечника, характеризующееся большим количе­ством жира.

Мышечная ткань, пополняя организм, где нужно, позволяет осуществ­лять физическую деятельность. Жир дает цвет тка­ням, придает красоту и удобную форму органам и тканям, служит запасным питательным материалом.

Костная ткань служит остовом, опорой организма и защитой важных тканей и органов. Нервная ткань и ткань костного мозга служат источником сознатель­ной жизни.

Сперма и менструальная кровь необхо­димы для воспроизведения себе подобных.

Экскре­менты, урина и пот такие же важные жизненные еди­ницы, как и все перечисленные выше, так как от нормального или ненормального их состояния зави­сят здоровье или расстройство питания в организме.

Под влиянием жизненного процесса потоотделения кожа приобретает нежность и укрепляются волосы.

Сок прозрачный питает и взращивает вредимые *.

Кровь увлажняет и поддерживает дыхание.

Мясо прикрывает.

Жир умащивает. Кость дает опору.

Костный мозг перерабатывает питательный сок.

Семя дает зачатие.

Кал и моча выводят то, что разложилось.

Пот кожу смягчает и укрепляет волосы.

ЗАЧАТИЕ И СОЗРЕВАНИЕ ПЛОДА

Тибетские врачи считали эмбриологию — науку о зачатии и развитии плода — одним из важнейших разделов медицины. Они экспериментально изучали ее больше чем за тысячу лет до того, как эта наука стала предметом исследования представителей евро­пейской медицины. Однако наряду с научными дан­ными о зачатии и развитии эмбриона, а также прак­тическими рекомендациями по режиму, который должна соблюдать беременная женщина, в трактате

2) Вредимые — ткани (силы) организма и отделения тела.

«Чжуд-ши» описаны методы магического воздейст­вия на плод, чтобы повлиять на пол будущего ре­бенка.

В буддийской традиции считается, что существу­ют шесть видов рождений — рождение божеством, асуром, человеком, животным, голодным духом-пре-той и рождение в аду. С точки зрения религиозного спасения наилучшим считается рождение человеком, так как только человек может сознательно отказаться от мирской жизни со всеми ее соблазнами, принять обеты, вступить в монашескую общину, заняться со­вершенствованием духовной природы, что в конеч­ном итоге приводит к освобождению от всех видов пороков и грехов, присущих душе и телу.

Тибетские врачи считали, что со стороны матери зачатие обеспечивается менструальной кровью, со стороны отца — спермой, но этого еще недостаточно, чтобы зачатие свершилось. Необходимо также, что­бы в зародыш вселилась душа умершего человека — виджняна, которая еще не получила нового переро­ждения и до этого находилась в промежуточном со­стоянии, называемом бар-до. Душа умершего полу­чает новое рождение в одном из шести видов существ буддийского мира в зависимости от своей кармы.

Карма — закон связи последующего с предыду­щим, или причины и следствия. Если человек еще не достиг полного духовного совершенства, у него со­храняется привязанность к жизни — клеша, которая также влечет его душу к новому воплощению.. И только когда человек постигает истину об отсутствии индивидуального «Я», клеша исчезает, и тогда нет больше необходимости новых воплощений.

Сначала расскажу о зачатии. Здесь три (вопроса):

причины зачатия, условия развития (плода) и признаки беременности.

Первый (вопрос). Нормальные сперма и кровь родителей и виджняна под воздействием кармы и клеша соединяют свои первоэлементы и становятся причиной появления в матке (зародыша):

это можно сравнить с тем,

как при трении палочек появляется огонь. Если карма не принудит, виджняна не войдет (в матку).

Все сотворенное на земле состоит из пяти начал — первоэлементов. Это Пространство, Воздух, Земля, Вода и Огонь. Эти же пять начал составляют сперму отца, кровь матери и собственную виджняну чело­века, хотя первоэлементы виджняны так тонки, что не могут восприниматься обычными органами чувств. Они постигаются только при йогическом со­зерцании.

Без Земли не будет творения, без Воды — соединения, без Огня — созревания, без Воздуха — развития, без Пространства не откроются двери развития.

Если сперма бела, сладковата, тяжела, обильна, а месячные как киноварь или кроличья кровь и хорошо отстирываются — значит, они нормальные и произойдет зачатие.

Однако иногда зачатие становится невозможным из-за дефектов спермы отца или менструальной кро­ви матери, вызванных избытком в них ветра, слизи, желчи или крови. Для диагностики причин беспло­дия и его лечения в «Чжуд-ши» приводятся описа­ния спермы и крови с дефектами.

У женщин от двенадцати до пятидесяти лет ежемесячно из прозрачного сока в матку

по двум большим сосудам просачивается темная, без запаха кровь и оттуда три дня вытекает, гонимая ветром. Признаки месячных: слабость, болезненный вид, боли в грудях, пояснице, шее, дрожание век. Месячные — знак влечения к мужчинам.

В течение двенадцати дней вход матки бывает открытым. Но в первые три дня и после одиннадцатого зачатия не бывает.

Первые три дня с начала менструации в расчетах для определения пола ребенка не принимаются во внимание, поэтому счет начинают с четвертого дня, который здесь условно берется как первый.

(При зачатии) в первый, третий, пятый, седьмой день рождается мальчик,

во второй, четвертый, шестой и восьмой — девочка.

Как после заката солнца закрывается лотос, так после двенадцатого дня (закрывается матка), сперма туда не проникает.

Признаки зачатия: задержка семени в матке, удовлетворение страсти, утомленность и тяжесть в теле.

От Земли — мясо, кости, нос и обоняние,

от Воды — кровь, язык, ощущение вкуса и влаги,

от Огня — тепло, цвет, глаза и зрение,

от Воздуха — дыхание, кожа и осязание,

от Пространства — отверстия, уши и голос,

от прежних привычек* — способность к деяниям.

Итак, зачатие свершилось. Расскажу о развитии (плода). Основа развития — это пуповина, поэтому все, что мать ест, через прозрачный сок попадает в матку и питает (плод) подобно тому, как вода через канавы поступает на поля. Так (плод) в течение 38 недель, или девяти месяцев, растет, изменяясь под действием ветра.

В течение первой недели первого месяца сперма и кровь смешаны, как молоко и закваска.

На второй неделе появляется сгусток, а на третьей, как будто творог, оседает.

Кто хочет сына, в это время может прибегнуть к средствам, ибо пол ребенка еще не определился. Если средства сильны, то с кармой можно поладить.

Надо в день созвездия Ргйал ** изображение мальчика выковать из разных металлов в пламени каменного угля, раскалить до изменения цвета и бросить в коровье молоко.

* Речь идет о навыках и привычках, приобретенных в предыдущих рождениях.

** Ргйал — созвездие Рака.

Когда остынет, (муж) должен влить горсть молока в рот жене.

Надо дать еще (женщине) сок Солнца и Луны*, привязать, подвесить то, что дает желаемое следствие.

В качестве магических средств, способствующих рождению мальчика, рекомендуется носить на поясе шнур, сплетенный невинным юношей из шерсти, взятой с правых лопаток нечетного числа баранов. На шнур необходимо подвешивать изображение маль­чика, о котором говорилось выше, завернув в кусок бараньей шкуры.

Есть и более простые способы повлиять на пол будущего ребенка: для этого матери

советовали но­сить при себе портреты красивых детей — мальчиков или девочек в зависимости от того, кого она хочет — сына или дочь. Нужно также стараться постоянно ду­мать о них и вообще быть по возможности постоян­но окруженной детьми соответствующего пола.

Соития, переутомления, ночные бдения, дневной сон, потуги (при запоре), горячая, острая, тяжелая пища, запоры, голод, жажда, купание, • кровопускание запретны в течение восьми месяцев. Почему? Матка повредится, (плод) погибнет или высохнет (матка).

На четвертой неделе (плод) принимает форму овала. С этого времени он растет уже как мальчик или девочка.

Появляются признаки беременности: тяжесть, скованность, отсутствие аппетита, зевота, потягивания,

набухание грудей, пристрастие к кислому и прихоти всякие, которым нужно потворствовать, иначе ребенок погибнет или родится невзрачным. Поэтому, даже если женщина хочет что-то вредное, дайте немного, но смешав с полезным.

3) Сок Солнца и Луны — иносказание, подразумевающее менструальную кровь и сперму. Заменителямиих служили красные и белые минералы.

Месяц второй, пятая неделя — первой появляется пуповина.

На шестой неделе, опираясь на нее, формируется аорта, на седьмой — формируются органы зрения — глаза, на восьмой — вокруг глаз обозначается голова, на девятой — намечаются верхняя и нижняя части тела. Месяц третий, неделя десятая — начинают расти плечи и бедра, на одиннадцатой — принимают очертания

девять органов чувств, на двенадцатой — закладываются формы

пяти плотных (органов), на тринадцатой — формы шести полых (органов). Месяц четвертый, неделя четырнадцатая — вырастают предплечья и голени, на пятнадцатой — руки и ноги растут дальше, на шестнадцатой — появляются все двадцать пальцев, на семнадцатой — наружные и внутренние

взаимосвязанные сосуды. Месяц пятый, неделя восемнадцатая — появляются мясо и жир, на девятнадцатой — сухожилия и жилы, на двадцатой — кости и в них костный мозг, на двадцать первой — (плод) покрывается кожей. Месяц шестой, неделя двадцать вторая — открываются отверстия девяти органов чувств. С двадцать третьей недели растут волосы,

пушок на теле, ногти. На двадцать четвертой — созревают плотные

и полые (органы). С этого времени (плод) начинает различать покой

и страдание.

На седьмом месяце, с двадцать седьмой по тридцатую неделю завершается (формирование),

все становится ясным.

Месяц восьмой — начиная от тридцать первой недели по тридцать пятую все быстро растет. Мать и ребенок по очереди меняются в цвете.

Цвет — метафизическая субстанция, наличие ко­торой выражается в общем и в бодром, цветущем ви­де, яркости окраски кожи, глаз и т. д. В Вайдурья-онбо эта фраза «Чжуд-ши» комментируется так: «В этот период в зависимости от питательности пищи мать и ребенок поочередно меняют цвет. Иногда у

матери цвет лучше, иногда у ребенка. Если прежде­временные роды наступят тогда, когда у ребенка цвет в хорошем состоянии, он останется жить, в против­ном случае умрет».

Месяц девятый — с тридцать шестой недели появляется чувство неудовольствия и печали, в тридцать седьмую — чувство необходимости поворота, и в тридцать восьмую (плод) поворачивается вниз головой и выходит из матки.

«Плод начинает в этот период чувствовать не­удовольствие своим местом, оно ему кажется нечис­тым, вонючим, тесным, как тюрьмам, — пишется в

Вайдурья-онбо.

Если подпирает в правом боку и матка справа выше, тело кажется легким, снится мужчина, молоко сначала в правой груди появляется —

значит, будет мальчик. Если хочется близости с мужчиной, тянет к веселью,

нарядам и все не так, как описано выше, — родится девочка.

Если матка посередине ниже, чем с обеих сторон,

будет двойня.

Признаки наступающих родов: усталость в теле, матка опускается, тяжесть внизу тела, боль в пояснице, боль в тайном месте, в животе, (женщина) беспокойна, влагалище открывается, частые непроизвольные болезненные мочеиспускания. Рожать должна в окружении ранее рожавших, ухаживать (за роженицей) как за умирающей.

За роженицей следует ухаживать, как за выздо­равливающей после тяжкой болезни, а потому нуж­но придерживаться упитывающего метода лечения.

ТРИ РЕГУЛИРУЮЩИХ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА - СИСТЕМЫ ВЕТРА,

ЖЕЛЧИ И СЛИЗИ

Учение о трех началах было заимствовано из тра­диционной индийской медицины, и поэтому можно полагать, что физиологическими эквивалентами вет-pa, желчи и слизи являются доши «Вата», «Питта» и «Капха», от проявления которых зависят функции че­ловеческого организма. В тибетской медицине три физиологических начала ветер, желчь и слизь ото­ждествляются с принципами «движения», «огня» и «размягчения».

Ветер (воздух) символизирует движение, энергию, дыхание и способствует жизненной активности ор­ганизма, «заведует» в нем физиологическими и био­энергетическими системами, управляющими крово­обращением, пищеварением, выделением и обменом

веществ. Он также способствует деятельности шести чувств и проявлению воли.

Желчь регулирует проявление голода, жажды и аппетита, обусловливает «естественное» тепло и под­держивает равномерную температуру тела, способст­вует пищеварению и усвоению пищи, сохранению

окраски, свойственной всему организму, проявлению храбрости и способностей.

Слизь отвечает за вкусовые ощущения и обеспе­чивает взаимосвязь различных составных частей те­ла, поддерживает сон, способствует проявлению ло­гических суждений и сохраняет гибкость, мягкость и эластичность в организме.

В тибетской медицине учение о трех физиологи­ческих началах непосредственно связано с теорией пяти первоэлементов, на которых базируются основ­ные теоретические и практические положения меди­цинской науки средневекового Тибета. Теория пяти первоэлементов находит свое практическое приме­нение в диагностике, в принципах приготовления лекарственных препаратов, в рекомендациях для лечения различных заболеваний и для правильного образа жизни. Первоэлементы (Воздух, Огонь, Зем­ля, Вода, Пространство) служат основой всего суще­го, и их своеобразные комбинации являются состав­ными частями организма и всей Вселенной. Каждый из первоэлементов наделен вполне конкретными ха­рактеристиками: твердость (Земля), влажность или

«связуемость» (Вода), теплота (Огонь), подвижность (Воздух) и протяженность (Пространство).

Ветер — активное и подвижное начало, он — ис­точник всякого изменения и движения в мире. Вет­ры распространяются повсюду, они присущи холоду и жару и имеют природу Воздуха.

Желчь имеет свойства Огня. Она — тепловой и энергетический потенциал всяких явлений. Ей при­сущ жар.

Слизь обладает свойствами Земли и Воды. Она тяжела и прохладна.

«Чжуд-ши» называет признаки (свойства*) каж­дого из трех начал:

Признаки ветра: жесткий, легкий, холодный, тонкий, твердый и подвижный. Признаки желчи: маслянистая, острая, горячая, легкая, обладает запахом, слабит и влажная. Признки слизи: маслянистая, прохладная, тяжелая, притупляет, мягкая, прочная и клейкая.

С теорией пяти первоэлементов непосредственно связано формирование тканей тела и органов чувств. Земля способствует формированию мышечной тка­ни, костей и чувства обоняния; Вода образует кровь, жидкость тела и формирует чувство вкуса; Огонь ве­дает температурой тела, его внешним видом и чувст­вом зрения; Воздух ответствен за дыхание и чувст­во осязания, а Пространство — за полости тела и чувство слуха.

Согласно тибетской медицине, три основы жиз­недеятельности организма человека обладают не только физиологическими, но и биоэнергетически­ми и психологическими характеристиками, совмещая в себе материальные и духовные начала. Эти начала находятся в организме человека в состоянии дина­мического равновесия, активно взаимодействуя друг с другом и в то же время определенным образом реа­гируя на изменения во внешней среде. Динамиче-

4) О понятии «свойства» см. главу «О вкусах и свой­ствах».

ский баланс трех начал обеспечивает нормальное функционирование организма. Нарушение же этого баланса, когда одно из начал излишне активно или, наоборот, пассивно, становится источником или причиной заболевания.

Ключевыми положениями тибетской медицин­ской системы являются два момента: первый — три системы регуляции состояния организма и второй — понятия тепла и холода, горячих и холодных болез­ней.

По представлениям тибетской медицины, состоя­ние организма человека регулируют три системы:

первая называется «рлунг», что в переводе означает ветер, вторая — «мкхрис» (желчь), и третья — «бад-кан» (слизь).

Фактор регуляции, используемый в первой сис­теме, подобен ветру, он распространяется, переме­щается, как ветер.

Вторая система регуляции — желчь — очевидно, пользуется способом регуляции, который подобен способу распространения желчи, то есть вырабаты­вается в клетках тканей, как желчь в клетках печени, распространяется по сосудам, как желчь, и попадает в различные органы и ткани, где и действует как фак­тор регуляции.

Третья система — слизь — возможно, имеет фак­тор регуляции, подобный слизи, который образуется в тканях и реализует свое влияние в месте образова­ния, то есть эта система является местнотканевым способом регуляции.

Внутри каждой из этих трех систем различают по пять разновидностей, подсистем, которые имеют свои специфические функции в организме и имеют соответствующие этому названия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: