Точность межличностного восприятия

Эффекты межличностного восприятия.

Эффект ореола – склонность переносить предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное восприятие.

Эффект первичности и новизны – значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя – как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого человека – эффект новизны.

Эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас.

Эффект средней ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Стереотипизация – устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Термин был введен У. Липпманом в 1922 г., видевшим в этом явлении лишь ложное и неточное представление, используемое пропагандой. Часто встречается стереотип, связанный с групповой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии.

Следствием стереотипизации может быть:

1) упрощение процесса познания другого человека;

2) возникновение предубеждения. Если прошлый опыт был негативным, то человек, связанный с этим опытом, будет при новом восприятии вызывать неприязнь. Зная об эффектах восприятия, человек может использовать это знания в своих целях, создавая у окружающих положительный имидж – воспринимаемый и передаваемый образ личности. Условиями принимаемого имиджа являются: ориентация на социально одобряемые формы поведения, соответствующие социальному контролю, и ориентация на средний класс по социальной стратификации. Выделяют три уровня имиджа: биологический (пол, возраст, здоровье и т. п.), психологический (качества личности, интеллект, эмоциональное состояние и т. д.), социальный (слухи, сплетни).

В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, т.к. Отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Определенную помощь в данном случае могут оказать разл. Личностные тесты, кот. Присущи те или иные ограничения, и в них фиксируется и измеряется то, что задано экспериментатором, а не то, что есть на самом деле. Проблема возникает и в том случае, когда исп. Метод экспертных оценок, т.к. И в данном случае мы по существу имеем вновь два ряда субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта. Нет возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик. Необходимы другие пути. Один из путей решение проблемы точности межличностной перцепции – осмысление совокупности помех, мешающих восприятию человека человеком. Можно выделить следующие факторы, мешающие правильному восприятию людей.
1. Неумение различать ситуации по целям и задачам общения; по намерениям и мотивам субъектов; прогнозировать формы поведения, состояние дел, самочувствие людей.
2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.
3. Наличие уже сформированных стереотипов.
4. Стремление делать преждевременные заключения.
5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей.
6. Однажды высказанное суждение не меняется, несмотря на то, что накапливается новая информация.
Согласно теории Соловьевой точность восприятия можно повысить, анализируя обратную связь, что способствуют более точному прогнозу поведения партнера по общению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: